7 ноября 2011 года
Проповедь иерея Сергия Скузоваткина 7 ноября после Божественной литургии в Преображенском соборе Дивеевского монастыря.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры! Мне хотелось бы сказать о праздновании Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Положение являет собой прекращение действия или передачу того или иного предмета. Пояс, которым была препоясана Пречистая Дева, полагается и, тем самым, передается нам. Пояс символизирует готовность идти в путь, потому что человек, который отправляется в путь, препоясывает одежду поясом. Препоясывается и тот, кто собирается поднять тяжесть. Какая же тяжесть была в жизни Пресвятой Девы?
Святые Отцы рассуждают о Приснодевстве Богоматери в связи с темой Боговоплощения. Именно Боговоплощение было тем подвигом, в котором Богородица проявилась как мать и как дева. Но это связано не только с рождением Сына Божия. Термин «рождение» тесно связан с такими словами как «родословная», «родственник». И мы понимаем, что Господь неслучайно избрал этот чистый сосуд. Он принял человечество от Своей Матери, которая явилась воплощением целого рода, его и унаследовал Христос. Святые отцы утверждают, Божия Матерь была носительницей Бога. Сам Бог унаследовал человеческую природу от Матери, а Божия Матерь стала носительницей Бога. И это ношение Бога проявилось не только в Его Рождестве. Святой преподобный Иоанн Дамаскин, размышляя о тайне Боговоплощения, говорит, что Господь не просто прошел через Деву как через некий тоннель. Он соделал Ее причастницей Божества. И это очень важно, дорогие братья и сестры, потому что действительно Боговоплощение было через чрево Богоматери, препоясанное этим Поясом, который мы сейчас видим посреди храма. Кто может понять тайну Боговоплощения? И легко ли быть Матерью Бога?
Если каждый из нас вспомнит свою юность и свою маму, согласится с тем, что любая мать, принимая материнство, берет на себя не только подвиг рождения и воспитания дитя, она целиком берет на себя труд, заботу и ответственность за жизнь нового человека. Даже тогда, когда сын становится взрослым, каждая его болезнь грузом ложится на сердце матери. Когда сын далеко и его нет рядом, мать переживает. Если сын безвременно умирает, его кончина приближает мать к Богу. Даже та мать, которая по своей природе не набожна, не имеет духовных дарований, тоже устремляется к Богу, чтобы стать ближе к Христу Спасителю, и через Него приблизиться к своему сыну. Ведь мать даже после смерти сына переживает за него. Так же и Божия Матерь приобретает нас через Сына, покуда мы еще живы.
Кто может постигнуть страдания матери, тем паче страдания Божией Матери, которая видя мучения своего Сына, сострадая Ему, страдает за всех живущих? Ее слабое человеческое сердце приняло в себя великую любовь Божию. Ведь Божия Матерь, носившая Бога в своем чреве, после Боговоплощения продолжает носить Его в своем сердце. Поэтому Она носит в своем сердце всякого человека, который находится внутри Христова Тела, т.е. Церкви.
Неслучайным становится наше обращение к Божией Матери. Сегодня мы прикасаемся к Ее Поясу как символу препоясанности и готовности. Божия Матерь усыновила нас. Она готова оказать нам помощь во внутренней работе над собой. По преданию, Она когда-то передала этот Пояс святому апостолу Фоме, в то время самому слабому, не укрепленному в вере апостолу. Тем самым Божия Матерь укрепляет нас с вами. Она как будто говорит: «Тот, кто препояшется, кто будет готов к духовной жизни, того укреплю Я и Сын Мой, который каждому подает помощь ко спасению». Аминь.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна