8 октября 2011 года
Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 5-6 октября принял решение об образовании митрополий в ряде субъектов Российской Федерации. Были образованы: Мордовская, Приморская, Екатеринбургская, Донская, Оренбургская, Рязанская, Саратовская, Приамурская, Иркутская и Красноярская митрополии.
7 октября в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского, архимандрита Иоанна (Павлихина) во епископа Магаданского и Синегорского и архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского.
А 8 октября года в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в связи с назначением главами новообразованных митрополий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел в сан митрополита ряд архиереев Русской Православной Церкви Это: архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим; архиепископ Рязанский и Михайловский Павел; архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин; архиепископ Красноярский и Ачинский Пантелеимон; архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий; епископ Ростовский и Новочеркасский Меркурий; епископ Саратовский и Вольский Лонгин.
Во время заседания Священного Синода Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к его членам со следующим сообщением.
«В период до автокефалии Русской Православной Церкви последняя являлась одной из митрополий Константинопольского Патриархата, каждая из которых объединяла несколько епархий и возглавлялась митрополитом, координировавшим деятельность подведомых ему епархий. Таким образом, в Константинопольском Патриархате, как во многих других Поместных Церквах, действовала трехступенчатая система организации епархий: Патриархат — митрополия — епархия.
После получения автокефалии в Русской Церкви данная структура была утрачена: образованный в 1589 году Московский Патриархат не включал в себя митрополии как объединения нескольких самостоятельных епархий. Одновременно такая структура сохранилась в ряде Поместных Православных Церквей, где действует и по сей день.
Вопрос о создании митрополий в Русской Церкви поднимался на русских соборах XVII века, однако тогда не получил разрешения. В начале ХХ века эта тема вновь подробно обсуждалась епархиальными архиереями, духовенством, церковными учеными и общественностью. По итогам подробных и глубоких дискуссий был разработан развернутый проект, представленный на рассмотрение Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов. 7 (20) сентября 1918 года, завершая в спешке свою работу, Собор вынес определение, в котором, в частности, было сказано: "Священный Собор, руководствуясь священными канонами, определяет: учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа округов и распределение по ним епархий поручить Высшему Церковному Совету".
Попытка реализовать это решение Всероссийского Церковного Собора была предпринята Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Временным при нем Священном Синоде в 1928 году. Решением Священного Синода в Русской Церкви было образовано 22 церковных округа — "в соответствии гражданскому делению на области". Было также принято "Положение о полномочиях архиерея главного города области". При этом 21 епархию было признано целесообразным не включать в какой-либо церковный округ, оставив их самостоятельными.
В 1934 году, предлагая Священному Синоду ряд изменений в "Положение о полномочиях архиерея главного города области", Заместитель Патриаршего Местоблюстителя отметил, что пятилетняя практика оправдала существование церковных округов. Однако затем в связи с массовым закрытием храмов, монастырей и епархий в результате обрушившихся на Церковь репрессий эта структура была утрачена.
В новейшее время в различных странах канонической ответственности Московского Патриархата епархии были организованы разными способами — в виде Самоуправляемой Церкви, экзархата или митрополичьего округа. Однако эти формы организации епархий едва ли возможны внутри одного государства, поскольку они предполагают, в частности, учреждение общих органов высшего управления и суда. Поиск иных форм организации взаимодействия епархий стал необходимым после того, как в текущем году Священный Синод принял ряд решений о создании новых епархий в субъектах Российской Федерации.
Упомянутые решения Священного Синода направлены на то, чтобы правящие архиереи были ближе к приходской жизни, к духовенству и народу, лучше видели и понимали проблемы приходской жизни. Меньший размер епархий должен позволить архипастырю более глубоко использовать приходской потенциал для развития епархиальной жизни, включая подготовку духовенства, организацию миссионерской, социальной и образовательной деятельности, совершенствование жизни монастырей, укрепление взаимоотношений с местными органами власти и общественными организациями. Цель данных преобразований — развитие и укрепление пастырской работы, чтобы проповедь Евангелия Христова достигала все большего числа людей. Эти решения действительно актуальны. Вместе с тем, возник ряд организационных вопросов, касающихся совместной деятельности епархий, находящихся в одной области или крае.
И еще одна речь Святейшего на эту же тему.
«То, что сегодня происходит в Отечестве нашем — это великое Божие чудо, потому что в Церковь приходит все больше и больше людей — несмотря ни на какие политизированные, идеологизированные социологические опросы, несмотря ни на какие лукавые вздохи и сожаления о том, что число верующих якобы сокращается, — заявил Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к участникам братской трапезы в Троице-Сергиевой лавре в день памяти преподобного Сергия Радонежского. — Несмотря на весь этот блеф, несмотря на все это лукавство, мы свидетельствуем о реальном возрождении духовной и религиозной жизни нашего народа».
«И то, что произошло на последнем заседании Синода, не является некой искусственной схемой, но есть ответ на это внутреннее развитие, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — Нам нужно обрести некое новое дыхание в наших епархиях, с тем чтобы архиереи, которые очень многое сделали, возвели кафедральные соборы, создали семинарии, построили прекрасные епархиальные центры, восстановили многие монастыри, — вдруг увидели, что дел-то еще непочатый край!»
«Но чтобы увидеть, необходимо приблизить к каждому архиерею эту проблематику, а сделать это при расстояниях в пятьсот, шестьсот, а то и две-три тысячи километров невозможно, — убежден Святейший Владыка. — А потому и создание новых епархий, образование митрополий является не искусственной схемой, не фантазией, но реально продиктовано жизнью — в первую очередь требованиями к возрождению веры православной в нашем народе на этом труднейшем этапе исторической жизни всей Святой Руси».
«Сегодня, когда мы завершили первый этап восстановления нашей церковной жизни, открыли многие епархии, храмы, монастыри, духовные школы, народ наш входит в особую полосу смертельной духовной опасности, исходящей от пропаганды всесилия человеческого инстинкта, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — В этот момент враг рода человеческого обретает особую силу влияния на сознание людей. Что мы этому противопоставим? Наши достижения за минувшие 20 лет? Их недостаточно. Мы должны обрести новое дыхание церковной жизни. И потому создаются новые епархии, и перед архиереями ставятся труднейшие задачи — умножить количество приходов, приблизить пастыря к пасомым, реально приблизить к людям великий евангельский идеал, который только и способен помочь современному человеку обрести смысл жизни».
«Наша брань не против плоти и крови. Я хотел бы передать свое чувство боли и тревоги за современного человека, особенно молодого, неустоявшегося в своих убеждениях, поступающего часто по голосу своих плотских устремлений, неспособного самостоятельно сформировать ясное и отчетливое мировоззрение. В первую очередь именно к этим людям сегодня должно быть обращено пастырское слово Церкви», — сказал Святейший Патриарх.
Предстоятель напомнил «о мудрых постановлениях» Поместного Собора 1917-1918 гг. об образовании митрополий Русской Церкви, которые так и не удалось осуществить из-за террора 1920-30-х годов — несмотря на все усилия Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия, стремившегося воплотить в жизнь соборные определения и тем самым «приблизить архиереев к реальной церковной жизни».
Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил правящих архиереев, выступивших с инициативой создания новых епархий в границах вверенных их попечению регионов. «Никто не требовал, никто не предлагал и никто не давал указаний — это вы обратились к Патриарху с просьбой создать новые епархии, — отметил Святейший Владыка. — А когда эти епархии были созданы, то было естественно подумать о том, чтобы в границах региона не разрушалась целостность церковной жизни и чтобы был старший, который мог бы нести ответственность за координацию всех общерегиональных церковных проектов в области миссии, образования, катехизации, благотворительного служения».
«Вы не титулярные митрополиты — вы пахари, вы труженики, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Вам предстоит не блистать своими митрополичьими одеждами, а трудиться и трудиться с тем, чтобы церковная жизнь в ваших митрополиях стала вдвое, втрое интенсивнее. Забудьте обо всех своих прежних достижениях — перед вами совершенно новая планка работы, и я глубоко убежден, что с этим вы справитесь».
«Знаю каждого из вас — знаю ваше отношение к Церкви Божией, вашу преданность, вашу готовность идти за Христом. Многим из вас придется передвигаться не на красивых машинах, а по рекам, по бездорожью, на самолетах, на вертолетах, пешком, преодолевая большие расстояния. И пусть примером для всех вас будет преподобный Сергий, Игумен земли нашей, который в дебрях, в то время зде бывших, создал сию святую обитель, а из нее распространил свет монашеского и христианского бытия на всю Русь Святую. Я хотел бы от всего сердца пожелать вам, мои дорогие братья, трудиться не покладая рук, не щадя живота своего, дабы Господь через вас приклонил милость ко всем, кто вверен вашему высокому святительскому служению», — сказал Предстоятель.
Святейший Владыка особо обратился в адрес двух новых постоянных членов Священного Синода — митрополита Астанайского и Казахстанского Александра и митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия: «У вас непростой крест и непростое служение — в условиях иноверного окружения, составляющего большинство населения, так укрепить жизнь Православной Церкви, чтобы она могла не только поддерживать русскоязычное население, но и распространять свет своего свидетельства на тех, кто по рождению не принадлежит к нашей Церкви, но может обрести в Церкви смысл своей жизни».
Отметив, что начавшийся процесс реорганизации епархий подвергается порой критике, Святейший Патриарх Кирилл поделился воспоминаниями о своем духовном наставнике: «Владыка Никодим учил меня, еще молодого и юного: «Если ты поступаешь по совести и по слову Божию и стремишься не к своему благу, а к благу Церкви, и если кто-то вдруг говорит, что ты поступаешь плохо, — знай, что ты поступаешь правильно»».
«Всегда лукавый враг рода человеческого будет плести плевелы, возбуждать негативные чувства. Но очень важно, чтобы Церковь сознавала: все то, что мы совершаем ныне соборным разумением членов Синода по инициативе правящих архиереев, является не приказом сверху, а вырастает из самых глубин жизни нашего народа и нашей Церкви», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна