Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Сердце чисто созижди во мне, Боже…

30 августа 2011 года

Проповедь иерея Сергия Скузоваткина после архиерейского богослужения под открытым небом
на месте алтаря Успенского собора в день Успения Божией Матери 28 августа 2011 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы празднуем Успение Божией Матери. Ангельские силы трепещут, взирая на дивное и непостижимое чудо – Источник Жизни во гробе полагается. Гроб – есть символ чего-то неотвратимого, смертного, а здесь мы видим Богоматерь, Ту, которая явила свое чрево превыше Небес и вместила Невместимого, Ту, которая зовется на земле «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Но и Ей, Богоматери, высшей людей, также надлежало возлежать во гробе, перейти через грань смерти. Но применительно к Ней мы не называем это смертью или кончиной, но словом «Успение». Со всех концов явились апостолы и увидели, что Та, которая родила Источник Жизни, во гробе полагается. Для апостолов Богоматерь была свидетельницей Его Рождества и Божественного Воскресения. С одной стороны, они видели Бога, а с другой – Источник Божества в человеческом виде. Поэтому, когда они увидели Богоматерь во гробе, они ужаснулись.  

Для нас Богоматерь это – храм Божества. Сейчас Она находится во гробе, который также стал храмом Божества. Святитель Московский Филарет (Дроздов), известный нам тем, что благословил и закончил труд по переводу Священного Писания, так сказал об этом непостижимом таинстве: «Ничто не может быть жизненно, как только проходя сквозь смерть». Смерь это – та граница, та необходимая реальность, которая переносит нас в новый, более важный этап жизни. Филарет Дроздов уподобляет всякую кончину человеческую переходу от гусеницы, которая облекается в безжизненный кокон, к вылетающей оттуда бабочке. Это природное явление есть символ духовного. Взглянем на гроб Пресвятой Девы, он действительно стал храмом Божества.

Та, которая вместила невместимого Бога, тоже имела душу и тело, имела сердце человеческое. Ее материнское сердце – вместило в себя всех людей. Та, которая стала Матерью Отца и, одновременно, Сына Человеческого, вместила многое в свое сердце. Вспомним Рождество Спасителя, когда пастухи и ангелы славословили Родившегося Младенца: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Пресвятая Дева, как сказано в Евангелии, слагала это в сердце свое. На 40-й день после этого Богоматерь пришла в храм (мы празднуем это событие как Сретение) и праведный Симеон принял Младенца Христа в объятия и сказал Богоматери о том, что через Ее сердце «оружие пройдет». И эти слова она слагает в сердце. Они исполнились во время распятия Господа, когда апостолы находились далеко, и только Божия Матерь и любимый ученик были рядом с Ним. У евангелиста Луки мы читаем о том, как Христос в 12-летнем возрасте во время паломничества затерялся в толпе в иерусалимском храме. Он сказал ищущей Его Матери: «Разве Вы не знаете, что в доме Отца Моего надлежит Мне быть?». И снова Богоматерь ни о чем Его не спрашивает, слагая эти слова в сердце свое.

Дорогие братья и сестры! Сердце это – орган духовной жизни. Именно оно сначала воспринимает всякую весть, принимает доброе и злое. Именно сердце является отсеивающим фильтром, работу которого отслеживает разум человеческий. «Сердце чисто созижди во мне, Боже», – произносим  мы каждый раз в утренних молитвах. Сердце как драгоценный кристалл, становясь чистым, способно видеть человеческую боль, распознавать человеческую радость, правильно воспринимать реальность. «И дух прав обнови во утробе моей». Этот дух созидается через чистое сердце. Очень важно, во-первых, не пропустить в сердце ложь и лукавство, злую или развратную мысль, которые исходят из нас же самих. Это важно потому, что человек через сердце творит добро. А оно, проходя через это стекло, может стать ложкой дегтя в каждом нашем добром слове или поступке. Во-вторых, важно все то внешнее, что мы должны слагать в сердце своем, так же, как Богоматерь. Святые говорили: «В сердце тает твоем благодать». Это значит, что первичное ощущение прикосновения благодати Святого Духа происходит в сердце. Не обонянием, слухом или зрением, а именно сердцем мы постигаем ту благодать, которую ощущаем на службе Божией. И очень важно, приобщившись к храму Божию, припадая ныне к гробу Богоматери, понимать, что именно здесь, в храме, сердцу следует черпать теплоту. В отличие от того, что нам сейчас предлагается. Часто можно видеть, что человек сердцем воспринимает ненастоящее, суррогат духовного, который мы называем «душевным». Часто мы с радостью смотрим по телевизору сериалы, которые на самом деле являются суррогатом, истончающим наше сердце. Они делают его более чувствительным, способным к умилению и слезоточению, но это – ненастоящее сердечное действие. А настоящее бывает в храме, где мы видим, как сходит Господь, мы чувствуем благодать молитв, составленных людьми духовными, которые горели к Богу.

Вспомним эпизод, когда два апостола, Лука и Клеопа, шли рядом с Господом и не могли Его узнать, когда Он объяснял им священное Писание. Они узнали Его в преломлении хлеба, и Он сразу стал невидимым. «И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» Вот это горение, сердечная подсказка человеку, как ему поступить, первична. Какую-то боль человеческую мы сначала постигаем сердцем. А часто бывает и так, что слышим информацию о чужом несчастье, воспринимаем ее умом, но остаемся слепы, глухи и нечувствительны. Это означает, что замерло наше сердце, которое стало черствым и нечувствительным. Здесь явно видна трехсоставность человека. Очень важно слышать, важно понимать услышанное. Но если сердце будет не сопряжено с разумом, не будет более горячим, чем разум, то горе нам. Тогда человек прекращается как образ Божий, способный жертвовать всем своим существом. И сегодня, когда Богоматерь, Источник Жизни, во гробе полагается, когда вместившая Невместимого, своим материнским сердцем вместила все человечество, мы просим у Господа: «Не дай, Господи, нам остаться слепыми и глухими сердцем, чтобы мы воспринимали суррогат вместо истины. Но «сердце чисто созижди во мне, Господи», способное воспринимать таинства, веру Христову и чашу любви Христовой, которая каждую службу подается здесь, на земле, пока мы живем.

Аминь.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Записала М.Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.