14 августа 2011 года
Проповедь иерея Сергия Скузоваткина после воскресной литургии в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы помимо воскресного дня и начала Успенского поста отмечаем праздник Изнесения Древ Честнаго и Животворящего Креста Господня.
В этот день в Константинополе выносили часть Древа Креста Господня для того, чтобы его чудодейственной силой побеждать или предотвратить те или иные болезни, которые в те века распространялись чрезвычайно быстро. Но не это самое главное. Главное – то, что мы в этот день еще раз чтим Крест Христов. Почитание Креста не сводится к благоговейному отношению к нему: к тому, что мы кланяемся или целуем его. Нести свой крест – вот истинное почитание Креста Господня.
Вспомним вчерашнее воскресное чтение, в котором говорилось о том, как Господь являлся ученикам. Он показывал им свои пречистые руки, язвы гвоздиные, прободенные ребра и говорил: «Мир вам». Он имел в виду тот мир, который находится внутри человека, светя всем. Ученики были рады такому миру, потому что окружающий их мир был настроен враждебно по отношению к ним. Как написано: «Явился Господь дверью затворенною», за которой ученики спрятались «страха ради иудейска». Господь несколько раз пожелал им мира, повторяя эти слова. Но какой ценой достался этот мир? Ценой крови Христовой, Его неимоверных страданий от взятых на Себя грехов. Вспомним, как во время Гефсиманской молитвы Господь «восскорбел до смерти» от этого страшного груза.
Есть выражение «поставить крест на чем-то», означающее конец. Когда мы видим, что проход закрыт, или заколочены окна, это тоже сделано крест-накрест, как-бы преграждая путь. Так же и людям диавол преградил путь к Богу, в Царство Небесное. И Господь разрушил все преграды, являя не столько свою Божественную силу и мудрость, сколько любовь и страдание. Любовь без страдания невозможна, так же и истинное страдание невозможно без любви. Господь явил нам Крест, как орудие (или оружие) нашего спасения. И мы поклоняемся этому оружию подобно тому, как воины перед сражением, идя на смерть, целуют свое оружие – верного спутника, на которого они возлагают надежду остаться живым. И мы целуем крест как свою надежду на жизнь вечную, как дверь в Царство Небесное.
Но Крест это еще – образ пути. Если мы будем механически исполнять все предписанное церковным уставом, но не будем нести свой крест, то нет нам в том никакой пользы и награды. Каждому из нас необходимо нести свой крест с радостью или, по крайней мере, с терпением, понимая, что только так мы можем обрести радость Царствия Небесного. Как не бывает Воскресения без страдания и смерти, выздоровления без болезни, точно так же не бывает Царства Небесного без несения креста. У каждого из нас есть свои немощи и грехи. И только от нас зависит, пытаемся ли мы с ними бороться или пускаем дело на самотек. Крест дается каждому из нас. Только одни его берут, а другие – нет, имея лишь одну видимость православных христиан.
Крест – это борьба со своими немощами и страстями. Если нет борьбы, если мы почиваем на лаврах благодаря своему таланту или комфортным условиям, в которые поставил нас Господь, тогда и не будет нашего спасения, ведь даже самому Господу понадобилось пройти путем крестных страданий. Крест нам доставляет с одной стороны горечь, а с другой – сладость райских обителей, благодать и помощь Божию, ту внутреннюю радость, которая у человека не отнимется. Потому что нельзя радоваться, имея зависть или ожесточение в сердце. Невозможно по-настоящему радоваться даже земным благам, если мы не несем крест. Православие нас учит, что только через крест, через крестный образ жизни нам дается спасение, а не через формальную принадлежность к православной церкви. Считаться православным – не главное, главное – нести свой крест. И точно так же, как некогда Симон Киринеянин помогал нести Крест Христу, Господь всегда помогает нам нести наш крест до конца жизни.
В этот праздник мы, воспевая Воскресение Христово и радуясь Его торжеству на Кресте, просим Господа: «Помоги нам и укажи наш крест».
Аминь.
После литургии совершалось освящение меда (поэтому народное название праздника - первый или медовый Спас). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Подробнее о празднике Происхождения Честных Древ Креста Господня читайте здесь.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна