21 мая 2011 года
Можно ли использовать опыт Церкви в педагогической практике? Как это сделать? Не противоречат ли друг другу принципы светской и православной педагогики? Руководствуясь каким идеалом, мы воспитываем человека? Какая главная воспитательная задача педагога? Николай Николаевич Неживенко, катехизатор Саровского благочинного округа из Дивеево, ставит такие непростые вопросы и отвечает на них.
Недавно Неживенко трижды побывал в Сарове, выступая перед учительской аудиторией. 29 марта на конференции «Земля Серафима Саровского: соработничество Церкви и государства в духовно-нравственном воспитании молодого поколения» он прочел доклад «Светская и православная педагогика: пути сотрудничества». А 14 апреля и 19 мая он общался с педагогами города на курсах повышения квалификации при СарФТИ.
В обязанности катехизатора Неживенко входит чтение лекций для детей и взрослых в образовательных учреждениях Дивеевского района. Николай Николаевич окончил Свято-Тихоновский Православный Богословский Университет и теперь учится в его аспирантуре. Работает над диссертацией на тему: «Аксиологический подход к социально-педагогической помощи подросткам с девиантным поведением». Девиацию Неживенко понимает в самом широком смысле, относя к ней игровую и наркотическую зависимости, табакокурение, склонность к конфликтам, отсутствие коммуникативных навыков и др. По специальности (и по призванию) он – социальный педагог с большой практикой, занимается коррекционной работой с детьми.
Эта работа строится на том, чтобы научить ребенка распознавать зло в себе самом и в окружающем мире, обучить методам борьбы с ним. Вокруг идет невидимая, но вполне реальная информационная война на выживание. Ее цель – подавить критическое восприятие людей и внедрить в их сознание нужные стереотипы. Дети – наиболее доверчивы и уязвимы. А откуда зло в самих детях? Ответ на этот вопрос дает христианское учение о человеке, который изначально был сотворен хорошо, но поврежден в результате грехопадения первых людей и потому «удобопреклонен ко злу». В идеале, хорошо бы научить ребенка не пускать зло вовнутрь, отсекая сразу (и научиться этому самому)…
Грамотный педагог может помочь ребенку разобраться в себе самом, и в различных, предлагаемых ему масс-культурой ценностях, научить их анализировать, а не просто эмоционально проглатывать. Если не противостоять злу, оно захватывает душу подростка. Он становится агрессивным, распущенным, не способным учиться и познавать новое, у него подавлен интеллект, снижено внимание, он уже не слышит родителей и учителей, не мыслит самостоятельно, а бездумно повторяет усвоенные «контрольные фразы». Но даже если подросток находится в таком состоянии, по мнению Нижевенко, еще не все потеряно и можно попытаться что-то изменить.
Николай Николаевич поделился с саровскими коллегами своими авторскими наработками. Эти педагогические и коррекционные технологии вытекают из христианской антропологии и направлены на восстановление единства всех сфер личности ребенка. Он наглядно, на конкретных примерах, показал, как вероучительные знания о сотворении мира и грехопадении человека можно применить в повседневной педагогической практике. Учителя с удивлением узнали о том, что наиболее эффективная «преобразительная» педагогика вытекает из учения святителя Григория Паламы. Были рассмотрены технологии коррекции и развития речи, памяти, мышления, внимания и восприятия; пошаговая технология работы с ребенком, имеющим отклонения в поведении и другой уникальный материал. «Учите догматическое богословие, это – самое главное», – посоветовал учителям Николай Неживенко. И порекомендовал им учебник катехизиса о. Олега Давиденкова.
Большой интерес вызвала методика групповой коррекции девиантных подростков «Информационный навигатор», которая направлена на преодоление деструктивных образов, усвоенных детьми в процессе влияния на них СМИ, рекламы, интернета, современной музыки и кино, вызывающих отклонения в поведении. Это – одно занятие продолжительностью 2,5 часа, на котором учитель проводит ребят по мысленной лествице от самых отрицательных образцов культуры к ее вершинам. Демонстрируются и обсуждаются музыкальные, зрительные и словесные образы каждого пласта культуры. Это занятие производит на детей ошеломляющее впечатление, открывая перед ними горизонты культуры, о которых они и не догадывались.
Как разговаривать с ребенком о деструктивном образе, например, о любимой рок-группе, которой он увлечен? Можно ли развенчать кумира? Можно. И Нижевенко показал, как психологически тонко это можно делать. В результате обсуждения негативный образ теряет свою цельность и привлекательность, а затем становится смешным, вызывает презрение.
По мнению Нижевенко, огромный педагогический опыт Православной Церкви в значительной степени остается недоступным для сегодняшних педагогов и психологов. Поэтому он, опираясь на синтез научного и богословского подходов, пытается преодолеть границу отчуждения между светским и православным взглядом на педагогику. Неживенко показал непротиворечивость установок светской и православной воспитательных систем, однако православная система – более полная, т. к. включает в себя дополнительное духовное измерение. Он убежден: «Православная школа имеет в себе потенциал объединить все более разъединяющиеся науки, рассматривая их как информационное отражение творения Божия».
Николай Николаевич – очень интересный человек. Живет в селе, при этом находится на передовом крае педагогической науки, пытается делать что-то свое, новое, сразу «обкатывает» идеи на практике, и они – работают. Он приезжает в Саров, чтобы щедро поделиться с нами своими знаниями. Надеемся, что знакомство саровских педагогов с Николаем Нижевенко еще продолжится, он готов проводить мастер-классы для заинтересованных лиц. Особенный интерес это представляет для социальных педагогов. Хотя и обычные родители могут извлечь для себя немалую пользу.
М.Курякина, фото автора
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна