Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Как пережить потерю близкого человека?

8 декабря 2021 года

5 декабря в волонтерском центре «Радость моя!» прошло первое заседание дискуссионного клуба с участием духовника центра протоиерея Сергия Скузоваткина. Тема обсуждения: «Жизнь после смерти близкого человека. Как не впасть в уныние?»

Разговор стал созвучен Евангельскому чтению, которое в этот воскресный день прозвучало в храмах — притче о безумном богаче. Богач планировал, как он сломает старые житницы и построит новые, чтобы сохранить большой урожай, а Господь ему говорит: «Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут?» (Лк. 12, 20).

Тема смерти, может быть, не очень подходящая для дискуссии, но она продиктована самой жизнью. Причем, ее поднял совсем молодой человек, старшеклассник. Он побывал на похоронах ученика своей школы, который был еще младше его, и мысль о смерти его просто потрясла и выбила из колеи. Действительно, сложно осознать, что ушел человек, с которым еще ты недавно говорил, смеялся, а теперь его нет. Каждый человек это — целый мир, и вместе с ним умер этот неповторимый мир.

В ходе разговора выяснилось, что многие участники встречи тоже недавно пережили потерю близких, и как-то пытаются это осмыслить. Прозвучала мысль, что психологи выделяют пять стадий внутренней адаптации человека к подобной ситуации. Это: неприятие, злость, торг или попытка договориться с Богом, депрессия и, наконец, принятие, которое есть смирение. А к смирению обычно приходят через страдание. Причем, окружающие часто совершают ошибку, когда пытаются выдернуть страдающего человека из проживания этих этапов. Если человек их не проживет, то будет мысленно к ним возвращаться. Недаром еще совсем недавно в деревнях сохранялась традиция оплакивания покойного. Женщины-плакальщицы причитали, буквально выворачивая наизнанку душу близких усопшего, пробуждая в бесслезных слезы. И вместе со слезами выходили негативные эмоции и невыносимая боль потери.

Собравшиеся размышляли о том, что обряд похорон тоже позволяет облегчить свое состояние, в действии выразить горе об умершем. Вспоминали примеры, когда после смерти близкого неверующий человек обращался к Богу, начинал читать Псалтырь и, даже плохо понимая прочитанное, чувствовал утешение. Говорили о том, что надо обязательно прочитать Чин погребения, в словах которого содержится глубокий смысл.

По учению святых отцов, у умерших воля отнимается, поэтому они просят нас о молитвенной помощи. И у нас есть возможность им помочь, вымолить их душу. Собравшиеся привели примеры, когда дерзновенная молитва меняла загробную участь покойного.

Смерть — это дверь в вечность, и усопшие живы в другой реальности. Иногда они «выходят на связь», говоря иносказательно и вразумляя нас.

Анна К.: «Бабушка незадолго до смерти велела мне отдать нуждающимся ее шубу и новые чулки. Когда она умерла, я все не находила времени исполнить ее просьбу. Потом шубу пристроила. Мне приснилась бабушка. Я ее спросила, как она поживает. Бабушка ответила, что ей хорошо, тепло, вот только ножки мерзнут. Я проснулась, и вспомнила про чулки. Сразу побежала в церковь и отдала их старушкам...»

Отец Сергий: «У матери внезапно умер от лейкемии единственный 30-летний сын. Родители стали по храмам ходить. Женщине приснился сын и сказал ей: «Мама! Все, что ты для меня передаешь, доходит».

В православном погребальном обряде все имеет символический смысл и соотносится со священнодействием. Но когда нет понимания, что и зачем мы делаем, ритуал превращается в ритуальную услугу. И до сих пор мы наблюдаем отголоски язычества, когда в могилу усопшему кладут сотовый телефон или, например, кидают с машин еловый лапник, чтобы отбить запах, и покойник не нашел дороги домой. В язычестве все устроено так, чтобы усопший не тревожил живых.

Отец Сергий отметил, что постепенно на смену традиционному православному отношению к смерти приходит новое, присущее обществу потребления, когда вид смерти не должен огорчать живых. Отец Сергий: «В Европе не принято прилюдно закапывать умершего. Там постоят у портрета покойника, скажут хорошие слова и разойдутся. И мы к этому постепенно идем. Еще лет семь тому назад в нашем городе примерно половину усопших забирали из морга домой, а сейчас — процентов 20. Раньше говорили: «Не бетонируйте могилу», а сейчас: «Не все бетонируйте». Но в русских деревнях до сих пор смотрят за тем, чтобы оградка могилы была покрашена, трава прополота. И это правильно. Если пришел к близкому человеку на могилу, потрудись для него».

Собравшиеся обсудили жизненные ситуации, когда живые не хотят отпустить усопших. Например, жена разговаривает с покойным мужем; мать каждый день плачет на могиле сына. Священник сказал, что опасно входить в область говорения с духами, потому что мы не знаем, с кем говорим. А если заливать слезами могилу — это приносит вред как самой женщине, так и душе усопшего.

Многих мучает вопрос, почему умирает тот или иной человек? Но мы не можем этого объяснить. Тут все строится на доверии Богу.

Евгений Ф.: «Мы верим, что Господь забирает человека в самый благоприятный момент его жизни, на пике праведности, или для того, чтобы он не усугубил зло (как было показано в истории с матерью декабриста Кондратия Рылеева). Коме того, христианство — религия радости. Христос воскрес! Думай о том, что перед последним судом мы все воскреснем. Да, наш близкий умер, но он, как зерно, брошенное в землю, воскреснет».

Алексей Г.: «Интересны размышления владыки Антония Сурожского о том, почему мы молимся за усопшего. Не потому, что надеемся убедить Бога быть несправедливым и даровать ему то, чего он не заслужил по своим грехам. Но это — проявление нашей благодарности и любви к умершему; свидетельство, что он жил не зря. И молитва, и поминальные обеды, и раздача вещей — все имеет смысл, если делается ради усопшего».

Анна К.: «Приносит облегчение, когда ты переносишь акцент с себя на усопшего, стараешься делать что-то хорошее для него (молитва, милостыня)».

Егор Л.: «Когда я был в состоянии оцепенения после похорон, вдруг вспомнил рассказ отца Михаила Резина «Стул», где больной человек представлял, что на стуле сидит Бог, и говорил с ним. Я взял два стула, сел на один из них и поговорил с Богом. Потом я вспомнил все хорошее, что сделал усопший человек. И мне стало легче...»

Ольга У.: «Я компенсирую боль утраты волонтерской деятельностью. Думаю, пусть мама гордиться мной! Ведь родители нас видят».

В конце встречи собравшиеся задавали священнику вопросы.

— Как лучше молиться за умершего, если это не близкий тебе человек? Первые 40 дней?

— Разово. Нельзя просить у Бога за того, кого не знаешь. Хорошее дело — молитва по соглашению, но не в этом случае.

— Я читала книгу о мытарствах души умершего. Как относиться к рассказу о том, что происходит с душой на третий, девятый и сороковой день?

— Все эти дни взяты из Евангелия. На третий день Иисус Христос воскрес, на девятый — явился апостолам, на сороковой — вознесся. Но что в точности происходит с душой умершего, мы не знаем, ведь нам открыто немногое. Для человека верующего и любящего нет формальных дат. Молиться и подавать милостыню за усопшего надо и на 41-й день, и далее. Особенно способствует смирению души чтение Псалтыри… Хорошо научиться молиться. Наши близкие усопшие порадуются тому, что они дали повод к этому.

МОЛОДЕЖНОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / 2021 / 20210714-Беседа о святых Петре и Февронии
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.