6 марта 2020 года
1 марта в храме в честь святых Царственных страстотерпцев состоялись Божественная литургия, которую возглавил благочинный Саровского округа протоиерей Александр Долбунов, и вечером этого дня — Чин прощения.
Отец Александр на смог быть на Чине прощения и испросил прощения у клириков и прихожан после литургии.
В своей проповеди отец благочинный отметил, что время Великого поста для христианина — самое дорогое.
— С одной стороны, кажется, что это много — 40 дней поста, а с другой стороны, это время очень скоротечно. И нам нужно успеть запасти как можно больше добрых дел: молитвы, милосердия, воздержания, сострадания и любви. Тогда пост будет для нас спасительным и полезным. И прежде, чем войти в эти святые дни, Церковь призывает нас испросить прощения друг у друга. Как мы сегодня слышали в Евангелии, если мы не простим ближним, то и наши грехи не будут прощены Богом. Прежде, чем принести Господу жертву покаяния, мы должны покаяться друг перед другом. Примириться, как бы ни сложно было это сделать. Некоторые люди считают друг друга непримиримыми врагами. Но как же Христос проявил милосердие даже к тем, кто Его убивал, распиная на Кресте, просил за них у Своего Отца Небесного?
Бывает очень горько, когда наши ближние нас предают, обижают и раздражают. И как тяжело перейти рубеж прощения, не просто сказать: «Бог простит», а на самом деле в своем сердце отпустить ближнему тот или иной грех. Но мы будем стараться просить у Бога, чтобы Он растопил наше сердце, порой бесчувственное и окамененное. Чтобы мы увидели, что в той или иной обиде своими близкими, виновата не только другая сторона, но и мы сами. И мы могли где-то поступить иначе, обойти острые углы, но мы по своей гордости и самолюбию этого не сделали...
Протоиерей Сергий Скузоваткин:
— Наступает Великий пост. Это радостное для души, для ее созидания и собирания время. И каждому из нас нужно поставить перед собой какую-то цель. Для молодого человека это — преумножение или даже исследование в этот период пределов возможностей своего естества. Попробовать взять на себя тот или иной подвиг. А люди пожилого и среднего возраста видят на себе уже последствия прожитых лет, неправильного опыта, дурных привычек и мыслей. Все это образует налет на душе, который мы должны соскрести. Великий пост — очень хорошее время для этого. Эти задачи мы должны выполнить или, как говорят святые отцы, умереть на поле брани. Господь спасает, когда мы приобщаемся Ему. Когда в святости соединяемся с Ним или погибаем в битве, сраженные врагом. Господь и таких спасает, потому что они старались и шли, чтобы соединиться с Ним.
В Великий пост нужно быть перед собой искренним. Это очень важно. Нужно понять, кто я на самом деле? Смогу ли простить, потрудиться, помолиться, взять на себя какой-то постоянный подвиг? Например, кто не молился — ежедневно молиться, кто привык ругаться с ближними или отдаляться от них — пусть постарается поступать по-другому. Может быть, даже скажет им о своем намерении исправиться, потому что проверка извне тоже хороша. В Великий пост Господь особым образом будет помогать такому доброделанию.
И телесный пост тоже подвижнический, потому что связан с отказом от того, что мы любим. В пост обнажаются наши чувства и мысли. И мы сами обнажаемся, видя, насколько зависим от телесных радостей. У каждого из нас возникает вопрос, являюсь ли я волевой личностью? И здесь помогает Господь, ибо вместе с Его волей мы обретаем свою волю.
Господь должен для нас стать идеалом, особенно во время поста, когда мы находимся на Кресте. Что значит быть на Кресте? С одной стороны, когда нам трудно, больно и мы чувствуем себя всеми оставленными. А с другой стороны, вспомним как заушали Господа, говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста!» (Мф. 27, 40) Так же и нам наши ближние скажут: «Будь проще, и люди к тебе потянутся». Могут посмеяться или уколоть. Если мы действительно постимся, этот укол будет болезненным. И это тоже признак того, что идет наш духовный труд. Мы принимаем эти уколы, мысленно обращаясь к Богу: «Вот, Господи, и я тоже на Кресте нахожусь...» Пребывание на Кресте — самое полезное и спасительное свойство поста.
И, конечно, для того, чтобы нам предстать пред Богом не осужденными, нужно отдать все долги. Попросить прощения не только у тех, с кем мы и так обнимемся и расцелуемся, а у тех, кого мы еще не простили, но стараемся простить. Как один человек в Евангельском повествовании сказал: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк., 9, 24), так и мы должны говорить: «Прощаю, Господи, помоги моему непрощению...» Эта внутренняя борьба приводит нас шаг за шагом в Царство Небесное...
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна