Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Открытие выставки игумена Афанасия (Тихонова)

3 февраля 2020 года

В Культурно-просветительском центре Саровского благочиния 2 февраля открылась третья персональная выставка игумена Афанасия (Тихонова) «Сотри случайные черты». Экспозицию из более ста картин можно посмотреть в течение двух месяцев, в часы работы магазина «Церковная лавка» (пр. Мира, 50).

Две предыдущие выставки отца Афанасия были в начале 1980-х годов, и о них помнят только люди старшего поколения. Если бы профессиональный художник Андрей Тихонов не избрал путь священнического и монашеского служения, его творческая жизнь сложилась бы иначе. Возможно, в ней были бы и выставки, и признание, и известность. Тем не менее, за минувшие десятилетия у него накопилось много живописных работ, которые он писал для себя, «в стол», или дарил знакомым.

Игумен Афанасий и не помышлял о персональной выставке. Выставить свои работы его уговорили друзья и духовные чада — сами творческие люди, понимающие важность такого события для культурной жизни Сарова. Они же помогли это технически организовать при поддержке ПТО «МiР». А поводом для выставки послужило 60-летие мастера.

Отец Афанасий всю жизнь выходил за рамки шаблонов, и церемония открытия выставки прошла необычно, в формате творческого вечера, в переполненном зале ПТО «МiР», где собралось около 90 человек. Там были и пожилые люди, и дети, и верующие, и далекие от веры, и художники, и просто горожане, которых заинтересовала личность отца Афанасия. Желающие смогли задать ему вопросы и услышать его, полные самоиронии и доброго юмора, ответы.

Среди собравшихся были одноклассники и друзья отца Афанасия. По словам одного из них, отец игумен обладает особенным даром бескорыстной дружбы. Пришли на открытие выставки и собратья-священники, для которых игумен Афанасий был старшим товарищем и наставником. Протоиереи Александр Брюховец и Вячеслав Гусихин еще будучи молодыми людьми, мирянами, ездили к нему на приход. А протоиерею Сергию Скузоваткину отец Афанасий преподавал черчение в школе № 17, где в то время работал учителем.

Игумен Афанасий 60 лет прожил в Сарове, при этом служа в Мордовии. Городская «хрущевка», в которой он живет, является одновременно и монашеской кельей, и мастерской художника, забитой книгами и картинами. Друзья отца Афанасия были потрясены, увидев знакомые полотна на стенах большого зала. Работы, извлеченные на свет Божий, благодарно заиграли красками. Как они умещались в квартирке? Как он их создавал в такой тесноте? Непонятно.

На стене слева — смысловой центр экспозиции — образ Спаса Нерукотворного с живым взглядом и, неожиданно, по-монгольски скуластым ликом. По одну сторону от него — древние святые, а по другую — новомученики Церкви Русской. Такой необычный иконостас получился!

Тут и картины, и иконы. По словам отца Афанасия, порой грань между ними очень тонкая. Почему на изображениях распятия Христова мы видим начальника римских воинов Лонгина Сотника с нимбом вокруг головы? Потому что во время казни Христа он — мучитель, а потом, когда уверовал в распятого им Господа, сам стал мучеником. Так же и юноша Савл, стерегущий одежды побивающих камнями первомученика архидиакона Стефана, — будущий апостол Павел. Вот такие метаморфозы. Сегодня грешник, а завтра — святой, и все это — один и тот же человек.

Особое место в творчестве отца Афанасия занимает тема новомучеников. Еще в 1990-е годы он начал собирать о них сведения, составлять свою «базу данных». Их жизнеописания и предсмертные фотоснимки из следственных дел стали для него мощным источником вдохновения. Эти люди уже мысленно простились с жизнью, они уже со Христом, и смотрят на нас из вечности. Эти фотографии по своей духовной энергии приближены к иконе. Так родилась серия портретов новомучеников. Их пронзительные взгляды «цепляют», заставляют задуматься, как мы живем? Благодаря стойкости этих людей в России возродилось православие, а мы что готовы сделать ради Христа?

Напротив картин религиозной тематики — обычные «светские» работы: портреты близких людей и знакомых; натюрморты с цветами, которые так любит мама игумена Афанасия Тамара Александровна; ранние работы художника.

А открывает выставку его дипломная композиция в ДХШ, акварель 1976 года. На ней изображен мальчик-иконописец в окружении благословляющих его Пресвятой Богородицы и русских святых. Он напоминает героя фильма Тарковского «Андрей Рублев» (к слову, это — небесный покровитель Андрея Тихонова). Как преподаватели «художки» в советское время эту работу допустили к просмотру? Загадка! С ней юный художник поехал в Горьковское художественное училище и был допущен к вступительным экзаменам. Не иначе, как помог прп. Андрей Рублев. Эта ученическая работа стала для отца Афанасия программной. Ее смысл раскрывается в историческом контексте. Жестокое время, средневековье. Но возникает искусство, одухотворенное верой, и оно преображает нравы людей. Уже в юности игумен Афанасий понимал искусство в первую очередь как служение Богу и ближним. А со временем он увидел в церкви синтез всех искусств. Поэтому для отца Афанасия изобразительное искусство прекрасно совмещается с пастырским служением. А уж как ему это пригодилось во время восстановления храмов, и говорить не приходится! Саров, Дивеево, Санаксар, сельские храмы в Дивеевском и Темниковском районах — везде отец Афанасий оставил след. Например, проектировал и делал первый временный иконостас, настилал полы в Свято-Никольском храме с. Елизарьево.

Скульптурное наследие игумена Афанасия невелико по объему, но велико по своему значению. Он рассказывал, как выполнял барельефы на западных вратах Троицкого и Преображенского соборов Дивеевского монастыря: в свободное время, между богослужениями, урывками, в жару и 20-градусный мороз, не имея никаких условий, в спешке, будучи жестко ограничен сроками. Но Господь устроил так, что эти врата, сделанные на скорую руку, были обиты чистым золотом. Немногие из профессиональных скульпторов могут похвастать таким всенародным признанием.

О своих живописных работах сам отец Афанасий невысокого мнения, считает многие из них незаконченными, доведенными до уровня подмалевка. Причинами этого являются нехватка времени из-за священнических обязанностей и ограниченные возможности здоровья (пожизненная инвалидность). Частенько он возвращается к старым работам и дописывает их.

Однако зрители тепло восприняли творчество художника, потому что людям дорога не столько завершенность работ, сколько живые мысль и чувство, которые вызывают душевный отклик. Прилизанной глянцевой картинкой в век интернета и фотошопа никого не удивишь. Мы этим пресыщены. Нам не хватает искреннего и настоящего искусства...

После творческого вечера проходя мимо храма Всех Святых, привычно перекрестилась на северные врата с барельефом всех святых, работой отца Афанасия.

Справка.

Игумен Афанасий (в миру Андрей Владимирович Тихонов) родился в Сарове 16 января 1960 года в семье сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ. В 1984 году он окончил Горьковское художественное училище. Работал бутафором-декоратором в саровском драмтеатре, мл. научным сотрудником в краеведческом музее, школьным учителем.

В 1992 году стал алтарником в только что открытом в Сарове храме Всех Святых. В этом же году овдовел и решил стать монахом.

28 октября 1995 года был рукоположен епископом Саранским и Мордовским Варсонофием во диакона и священника, а 2 августа 1996 года принял монашеский постриг в Санаксарском монастыре.

Много лет служил в Успенской церкви г. Темникова, поднимал сельские храмы в Мордовии: в Пурдошках, Лесном Ардашеве, Барашеве (приход и больничная зона), Чумартове, Старом Городе, Старом Ковыляе...

В 1999 году окончил Саранское духовное училище, которое потом было преобразовано в семинарию, а в 2005 году — Нижегородскую духовную семинарию.

Много потрудился отец Афанасий для Церкви и как художник, украсив барельефом северные врата саровского храма Всех Святых, западные врата Троицкого и Спасо-Преображенского соборов Серафимо-Дивеевского монастыря, проектируя и создавая первые иконостасы этой обители. Также он разработал проекты двух иконостасов для Санаксарского монастыря. Это сейчас существуют производства церковной утвари, а в начале 1990-х годов отец Афанасий выполнял все необходимые работы у себя дома или в гараже. Это можно увидеть на старых фотографиях.

В настоящее время отец игумен по состоянию здоровья находится за штатом. При этом из-за нехватки священников продолжает совершать богослужения в храме в честь свт. Димитрия Ростовского с. Чумартово Темниковского благочиния. Не оставляет и занятия живописью.

Фото А. Виноградовой и М. Курякиной

Культура / 2018 год / 20181205-Снимают передачу о святынях Нижегородчины
В соборе Михаила Архангела в нижегородском Кремле
В соборе Михаила ...
В музее Ядерного оружия. Саров
В музее Ядерного ...
На ступенях Троицкого собора Дивеевского монастыря
На ступенях Троиц...
 
 
 
На Святой Канавке Дивеевского монастыря
На Святой Канавке...
Вид на Троицкий собор Дивеевского монастыря
Вид на Троицкий с...
Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская
Икона Божией Мате...
Интерьер Троицкого собора Дивеевского монастыря. Сень над ракой с мощами батюшки Серафима
Интерьер Троицког...
 
Саровские пещеры
Саровские пещеры
Сумерки в Дивеевском монастыре
Сумерки в Дивеевс...
На Дальней пустынке прп. Серафима. Саров
На Дальней пустын...
Встреча с арзамассцами в Дивеевском монастыре
Встреча с арзамас...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст М. Курякиной, фото автора и А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.