Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Мирская власть и христианская святость

6 ноября 2019 года

6 ноября в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре состоялся круглый стол на тему «Канонизация государственных деятелей в истории Русской Православной Церкви». В обсуждения приняли участие преподаватели гуманитарных кафедр вузов Нижегородской области, учителя истории православных гимназий и других образовательных учреждений, сообщает сайт Нижегородской митрополии.

Встречу открыл митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. В своем вступительном слове он рассказал, как понимается в Церкви категория святости, с чем связана проблема канонизации политических деятелей и почему критерии, положенные в основу их прославления, непонятны для секулярного сознания.

«Святые благоверные князья и цари являются неким исключением из общего правила канонизации, — сказал владыка. — Их государственная деятельность неизбежно сочеталась с насилием, они обладали материальными ресурсами и другими благами. При поверхностном взгляде кажется, что самым очевидным в оценке их как святых является критерий успешности — если правитель принес мир в жизнь народа, материальные блага нации, содействовал процветанию культуры и духовности, строил дворцы и храмы. Но не все так очевидно. Ряд святых этим требованиям не соответствовали: святые мученики Борис и Глеб, святой великий князь Георгий Всеволодович, царевич Дмитрий Угличский, император Николай Второй. С их правлением связаны кризисы, катастрофы русской цивилизации. Но, тем не менее, они святые».

На встрече прозвучали два основных доклада. Российский историк, журналист, писатель Александр Мясников в своем докладе «На службе Отечеству и в воинстве небесном» озвучил периоды в истории русской канонизации и подробно остановился на Поместном Соборе Русской Церкви 1547 года, созванном митрополитом Московским Макарием. На нем был выработан порядок канонизации святых и причислено к лику святых большое количество русских князей.

Проректор Нижегородской духовной семинарии по научной и учебной работе, кандидат философских наук Даниил Семикопов выступил с докладом «Кенотический тип русской святости: от святых Бориса и Глеба к царской семье». Он рассказал об особом типе русской святости «кенозисе», когда облеченные властью русские князья и цари, в подражание Христу, приняли на себя самоуничижение, вплоть до вольного принятия ими смерти. Таковыми были первые русские святые Борис и Глеб, страстотерпцы, которые погибли от руки своего брата Святополка, не желая нарушать государственную иерархию. По точному выражению английского историка Арнольда Тойнби, они «добровольно пошли на казнь вместо того, чтобы сражаться за свои права и жизнь». «Это была крайняя степень кенозиса, добродетели, которой западному миру крайне не хватает», — писал Тойнби.

По словам Даниила Семикопова причисление к святым Бориса и Глеба, а также Николая II стало возможным благодаря тому, что русская государственность изначально складывалась как христианская, где в отличие от римской языческой идеологии, венчающей лаврами только победителей, победителем могла считаться жертва, то есть тот правитель, кто добровольно страдал от политических противников ради блага народа и государства. К примеру, царь Николай Второй пострадал, пытаясь остановить надвигающуюся революцию, и прославлен не за государственные заслуги и не за личное благочестие.

В беседе с журналистами доцент кафедры средневековых цивилизаций Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Федор Дорофеев, говоря об актуальности сегодняшней встречи, заметил, что студенты на лекциях и семинарах задают много вопросов в отношении канонизации царской семьи и целого ряда других святых, которые светскому сознанию непонятны.

«Уже в течение нескольких месяцев в нашем институте идет семинар с участием преподавателей и студентов, на котором обсуждают тему «Проблема святости в секулярном мире». Этот вопрос затрагивает всю российскую цивилизацию, поскольку те образы, которые стоят у истоков нашего государства, такие, к примеру, как Александр Невский, оказывают воздействие на всю историю России: имперскую, советскую и постсоветскую. До сих пор его фигура в западном мире является раздражающим фактором. Надо разобраться, почему такие люди, как Александр Невский, так легко легли на русский характер и ментальность, и почему Церковь их канонизировала, и донести эти идеи до подрастающего поколения», — добавил Федор Дорофеев.

«В отношении нашей истории, страны, веры сегодня ведется целенаправленная политика, информационная война, пропаганда. Нас все время пытаются на чем-то поймать, пристыдить прошлым, перевернуть историю с ног на голову, к примеру, доказать, что Гитлер и Сталин – одно и то же. На эту встречу приглашены преподаватели, которые ежедневно общаются с подрастающим поколением. Они должны совершенно определенно понимать, какие сейчас есть тенденции в области антироссийской пропаганды, как и на каких исторических фактах сегодня играют противники России, переворачивая и унижая русскую историю. И я считаю, что не надо бояться своей истории, не надо верить разным интерпретаторам, надо садиться за стол переговоров и обсуждать», — сказал Александр Мясников.

Текст Марины Дружковой, фото Александра Чурбанова

Присаровье / 2020 / 20200410-Оранская икона в Дивееве
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст Марины Дружковой, фото Александра Чурбанова

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.