26 ноября 2018 года
22 ноября в конференц-зале Духовно-научного центра Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни состоялось заключительное заседание двухдневного межрегионального совещания монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий. Накануне форум работал в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре.
Совещание возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Во встрече участвовали митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, епископы Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Выксунский и Павловский Варнава, Лысковский и Лукояновский Силуан, а также представлявший Чувашскую митрополию наместник Свято-Троицкого мужского монастыря города Чебоксары архимандрит Василий (Паскье), настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова). Всего на заседании присутствовало 120 насельников и насельниц монастырей.
Прозвучали доклады заместителя председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству настоятельницы Зачатьевского монастыря города Москвы игумении Иулиании (Каледы) «О работе синодального отдела по монастырям и монашеству», преподавателя Нижегородской духовной семинарии иеромонаха Лаврентия (Собко) «Зачем нужно образованное монашество», насельника Вознесенского Печерского мужского монастыря игумена Олега (Осипова) «Воля Божия и воля человеческая — свобода выбора».
Игумения Иулиания отметила, что в 2018 году исполнилось 30 лет возрождения духовной жизни в нашей стране после 70-летнего периода гонений на Церковь. За это время число монастырей увеличилось более чем в 40 раз (с 22 монастырей в 1988 году до 923 — в 2018). Уже в 1990 году была образована синодальная комиссия по возрождению монашества, которая в 2010 году превратилась в синодальный отдел. Он создан для помощи Святейшему Патриарху в управлении монастырями и для помощи самим монастырям, особенно в устроении внутренней монашеской жизни. Совершаются ознакомительные инспекционные поездки в епархиальные монастыри, а также с 2013 года проводятся собрания и конференции для монашествующих. Особенное внимание Святейший Патриарх уделяет поддержке недавно образованных монастырей, их игумены и игумении проходят стажировку в монастырях с давними традициями, завязывается братское/ сестринское общение насельников разных монастырей.
Слово «инспекция» звучит устрашающе. Однако наместники монастырей, где побывали гости из Москвы, засвидетельствовали, что она осуществляется в форме дружеской беседы, и они действительно получили помощь. В одном монастыре — юридическую, а в другом — взгляд со стороны помог вскрыть и устранить проблему внутренней жизни обители, наладить регулярное причастие братии.
По словам игумении Иулиании, постепенно в монастырях преодолеваются многие трудности периода становления. Так, если в начале возрождения обителей монахи были в основном заняты стройкой, то теперь все участвуют в богослужениях. Если прежде из-за крайней бедности насельники обращались к своим знакомым за вспомоществованием, то сейчас игумены обеспечивают братию всем необходимым. Но появляются новые проблемы. Например, раньше все силы уходили на благоустройство обители, а когда в основном все построили, некоторые монахи растерялись, потому что много трудились, но не были приучены вести духовную жизнь. Этих первых монахов сравнили с воинами-афганцами. Задача же игумена — любовью сплачивать братство молодых и старых в одну семью.
Многие монастыри малочисленны, но не надо бояться этого. По словам прп. Иустина Челийского, обновление возможно только на пути исполнения церковного монастырского устава. В этом случае Господь благословит братство или сестричество, куда начнут стекаться желающие монашеской жизни.
Собравшиеся спрашивали, когда возобновится издание журнала «Монастырский вестник». Игумения Иулиания объяснила, что оно приостановлено из-за финансовых трудностей и просила святых молитв.
Большой интерес вызвал доклад об ученом монашестве иеромонаха Лаврентия (Собко), который сделал обширный экскурс в историю. Вопрос богословского образования остро стоял как в прежние времена, так и для современных монахов. Необразованность часто приводит к увлечению ложными идеями, ошибочной трактовке Священного Писания, искажению духовной жизни. Обсуждая богословское образование монашествующих, все согласились, что удобнее его проводить внутри монастырей, приглашая преподавателей.
Во время дискуссии, посвященной духовной жизни монашествующих, говорили о необходимости духовного образования для монахов, о роли игумена как духовного руководителя, взаимоотношении монашествующих с внешним миром в свете монашеских обетов (в том числе о пользовании современными средствами связи), а также о монашеской проповеди в современном мире (ведение монастырского сайта, личного блога или выступление в публичном информационном пространстве).
Некоторые жалуются на отсутствие в монастырях опытных духовников. Тогда такими духовниками должны стать сами игумены, ведь на них возложено общее духовное руководство обителью. Владыка Георгий отметил, что игумен должен сам духовно возрастать, сейчас для этого есть все возможности, но ему нужны хорошие помощники. А игумения Иулиания привела пример Оптиной пустыни, где десять духовников помогали игумену окормлять около 180 братий.
Говорилось о том, что преодоление зависимости от мобильного телефона и интернета это — нелегкая аскеза для современных монахов. Получается, человек телом пребывает внутри монастыря, но умом блуждает по всему миру. В ставропигиальных монастырях по благословению Святейшего Патриарха Кирилла сотовыми телефонами пользуется только старшая братия (игумен, эконом, келарь, благочинный) или монашествующие, которые выполняют послушания вне монастыря, а остальная братия должна отказаться от них.
Настоятель Благовещенского монастыря Нижнего Новгорода архимандрит Александр (Лукин) поделился опытом, что у них был поставлен общий стационарный телефон, по которому можно позвонить, взяв на то благословение. По мнению отца архимандрита, когда человек приходит в монастырь, он должен пропитаться его духом, а гаджеты мешают такой духовной пропитке. Если человека лишить интернета, ему не по себе, но потом он понимает, что внутри него наступила тишина, и он, наконец, может увидеть себя. А настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря Выксунской епархии игумения Руфина (Тарасенко) обратила внимание на то, что мобильную связь насельнику нужно еще и оплачивать, что вызывает поиск средств.
Владыка Георгий считает, что если жить строго по монашескому уставу, то ни на что другое уже просто не хватит сил, ведь физические ресурсы человека ограничены. Поэтому монахи призваны быть в земной жизни странниками и не отягощаться многими попечениями. Собравшиеся согласились, что только административно-командным путем эту проблему не решить, еще предстоит выработать единомыслие по данному вопросу.
Бурное обсуждение вызвал вопрос о присутствии монашествующих в информационном пространстве. За последние годы взгляд на эту проблему неоднократно претерпевал изменения — от запрета и до благословения на активную проповедь в соцсетях, которая не должна дублировать контент монастырских сайтов, а быть человеческим разговором от сердца к сердцу. Прозвучали наиболее удачные примеры проповеди в соцсетях. А иеромонах Лаврентий (Собко) сравнил их с перепиской свт. Феофана Затворника, которую тот вел с тысячами людей в XIX веке, в эпоху «до интернета».
Насельник Вознесенского Печерского мужского монастыря игумен Олег (Осипов) рассказал о проповеди, которая идет не только через монастырский сайт, но также через книги и печатные издания, телевизионные проекты и фильмы, регулярные выступления на радио — настоящая «мультимедиа-проповедь».
Митрополит Георгий считает, что этой деятельностью могут заниматься только хорошо подготовленные, образованные монахи, и только по благословению, а не самочинно. При этом нужно избежать искушения тщеславием, и чтобы проповедь в интернете не шла вразрез с реальной жизнью монашествующего, а была ее органичным продолжением. Владыка Георгий напомнил слова прп. Серафима Саровского о том, что сначала надо себя спасти, а потом уже других спасать. Так поступали наши духоносные старцы последнего времени, которых люди слышали без соцсетей, потому что они говорили со властию, от своего духовного опыта. Если же наши слова или дела не будут приводить к стяжанию духа мирна, то это будет холостой выстрел…
Святейший Патриарх поставил перед монастырями задачи: усвоить принципы общежительного монашества, чтобы у братии было не только общее имущество, но одно сердце и одна душа; возродить внутреннюю жизнь монастыря и молитвенное делание, образец которого должен являть игумен обители, преодолевать влияние мира на молодых послушников и послушниц.
По словам митрополита Георгия, в жизни обители нет ничего неважного, но особенно важны соборная молитва и общая трапеза. Монахи должны являть собой «воинов Христовых», монахини — «невест Христовых». Управляющий Нижегородской митрополией выразил уверенность, что у наших монастырей есть будущее, пока у людей остается искренность и жажда монашеской жизни.
В резолюции совещания в частности говорится о признании «необходимым ежегодное участие насельников монастырей в работе встреч по насущным проблемам монашеской жизни».
Текст С. Акимовой и М. Курякиной
Фото С. Лотырева (на сайте Нижегородской митрополии)
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна