23 ноября 2018 года
В Паломническом центре Серафимо-Дивеевского монастыря 22 ноября состоялось Межрегиональное совещание с участием монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий.
Встречу, в которой участвовали свыше ста насельников и насельниц монастырей, возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. На сцене конференц-зала, в президиуме, рядом с управляющим Нижегородской митрополией присутствовали митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископы Балахнинский Илия, Выксунский и Павловский Варнава, Лысковский и Лукояновский Силуан, Краснослободский и Темниковский Климент, Ардатовский и Атяшевский Вениамин, представитель Чувашской митрополии — наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье), настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря г. Москвы Иулиания (Каледа) и, принимающая гостей, настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова).
В зале можно было увидеть весь срез монашества: настоятелей монастырей, матушек игумений и простых послушниц, убеленных сединами старцев и сосем юных, еще безбородых монахов.
После приветственных слов прозвучали три основных доклада. Архимандрит Василий (Паскье) говорил о ксенитии или странничестве. Насельник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары игумен Тихон (Першев) выступил с сообщением «Святитель Герман Казанский и монашеская традиция». А доклад насельника Благовещенского мужского монастыря иеромонаха Антония (Перова) назывался «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении».
Во время дискуссии обсуждали такие вопросы духовной жизни, как: проблема ответственности в восприятии молодых послушников, их послушание духовнику, облик монаха нового поколения и особенности его духовного развития, столкновение идеалов и реалий монашества в глазах новоначальных насельников.
Все понимают, что в монастыре необходимо послушание, но где для него взять силы? Наместник Оранского монастыря архимандрит Нектарий Марченко считает, что нужно требовать у Бога помощь, при этом осознавая в сердце свою немощь. Архимандрит Василий (Паскье) наблюдает, как молодые люди, поступающие в монастырь, не имеют понятия о послушании, поскольку не были приучены к нему дома, т. к. выросли в неполных или неблагополучных семьях. Все выступающие по этому вопросу различали внешнее и внутреннее послушание. Когда мы говорим, что послушание выше поста и молитвы, имеется в виду именно внутреннее послушание.
По мнению настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии, жизнь монаха можно уподобить лодке о двух веслах (труд и молитва). Движению лодки содействует попутный ветер, надувающий парус, это — благодать Божия, которая подается за послушание. А владыка Георгий привел примеры того, как Господь подавал свою помощь за послушание самой матушке Сергии.
Так, когда началось возрождение Дивеевского монастыря, встал вопрос о том, где хоронить почивших сестер. Игумения послушалась правящего архиерея и стала осваивать пустое, заброшенное место, где сейчас расположен прекрасный скит во имя свв. мчч. Флора и Лавра. Некий человек, благотворитель, испросил благословение похоронить там своего отца и настолько полюбил это место, что полностью благоустроил его. «Это — реальные плоды послушания», —отметил митрополит Георгий. Он назвал послушание «фундаментом спасения, освобождающим человека от греха».
На всю жизнь владыка Георгий запомнил мудрое наставление старого монаха Троице-Сергиевой Лавры, который посоветовал ему, начинающему семинаристу, принимать все послушания, как от Божией Матери, а трудиться так, как будто работаешь прп. Сергию. Он старался исполнить эти слова, и его не касались раздражение и ропот.
Изменилось ли в последнее время монашество, и кто сейчас идет в монастырь? Выступая по этому вопросу, насельник Вознесенского Печерского монастыря Нижнего Новгорода игумен Вассиан (Бирагов) привел очень жесткие слова прп. Никодима Святогорца о монахах последующих поколений, которые будут духовно слабыми людьми, мало пригодными к монашеской жизни. Другие выступающие подтвердили, что такая проблема действительно существует. Если лет 30 тому назад, когда монастырей были единицы, туда шли самые лучшие, причем, без оглядки, решительно порывая с мирскими привязанностями, то сейчас иногда идут «попробовать» себя, а порой и сами не знают, зачем идут. Эти люди не могут обойтись без комфорта, не готовы к самоотречению.
Молодые послушники, начитавшись святоотеческих книг, часто идеализируют монашескую жизнь. И когда им вместо четок вручают лопату, это является для них серьезным испытанием. Здесь проверяются серьезность намерений человека, его любовь к Богу и стремление к монашеской жизни. Поэтому легких путей быть не должно.
По словам игумении Сергии, как раньше, так и сейчас случайные люди отсеиваются, если им предложить трудное послушание. Она вспомнила, как в 1991 году открылся Дивеевский монастырь, и ей принесли 60 заявлений на поступление в него. Владыка Николай (Кутепов) распорядился всех кандидатов направить нести послушание на монастырский скотный двор в д. Рожново. Тогда 48 человек забрали свои заявления, им сразу расхотелось идти в монастырь.
Настоятели монастырей с одной стороны поставлены перед необходимостью воспитания тех людей, которых Господь призвал, и они пришли в монастырь, пусть с серьезно исковерканной душой. А с другой стороны, как высказался владыка Георгий, «снижение планки качества монашествующих приведет к обмирщению монастырей».
Управляющий Нижегородской митрополией констатировал, что современные монастыри часто выполняют функцию реабилитации людей с поломанными судьбами, где они возвращаются к жизни. Но это не значит, что нужно постригать всех без разбору. Владыка предложил создавать в монастырях братства (сестричества), куда принимать самых достойных. Остальные могут жить при монастырях в качестве трудников, хоть до конца своих дней, не беря на себя монашеских обетов. Не исключено, что такой человек примет монашеский постриг уже на смертном одре. Также митрополит Георгий предостерег настоятелей монастырей от пострига людей, обремененных имуществом, или незрелых. По его по глубокому убеждению, нужно сначала окончить школу и получить профессию, только потом идти в монастырь.
А по мнению наместника Санаксарского Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Иннокентия (Руденко), люди всегда одни и те же, во все века. «Мы и сами когда-то пришли в монастырь с исковерканными душами, — отметил отец наместник, — а сейчас духовно воскресли из мертвых...» Он считает, что архипастыри и наместники монастырей должны своим радостным видом и вниманием укреплять и вдохновлять братию. А архимандрит Василия (Паскье) добавил, что очень важно, чтобы наместник показывал братии личный пример во всяком деле, на любом послушании.
Произошел обмен мнениями по вопросу организации богословского образования насельников монастырей — как это сделать внутри монастыря, не выходя в мир. В ходе совещания прозвучала и такая непростая проблема, как оскудение веры у некоторых монахов, подвизавшихся по 15-20 лет и охладевших к духовной жизни.
Подводя итог обсуждению первого дня, митрополит Зиновий отметил, что подобные обсуждения помогают более всесторонне посмотреть на процесс воспитания насельников монастырей.
На следующий день совещание продолжится в Сарове, в стенах духовно-научного центра Свято-Успенского мужского монастыря — Саровская пустынь.
Текст М. Курякиной, фото С. Лотырева (на сайте Нижегородской митрополии)
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна