15 ноября 2018 года
В Городском музее 14 ноября открылась выставка «Лики русской иконы» из собрания Музея имени Андрея Рублева, она будет работать до середины января.
Это уже третья выставка, которую привозят в Саров сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Первая экспозиция была посвящена 300-летию Саровской пустыни (2006 г.), вторая — православному монашеству и прп. Серафиму Саровскому (2013 г.), а нынешняя — знакомит горожан с шедеврами из собрания музея.
Директор Городского музея Светлана Федорова назвала настоящим «музейным счастьем» подобные выставки, из лучших столичных музеев, а протоиерей Владимир Кузнецов поблагодарил гостей за подаренную возможность увидеть лучшие образцы древнерусской иконы. Он благословил это благое дело и отметил, что икона является «окном» в невидимый духовный мир, дает нам возможность увидеть Спасителя, Божию Матерь и всех святых. «Нам очень важно, — сказал отец Владимир,— прикасаясь к этому миру, стать ближе к Богу, открыть для себя крупицы духовной мудрости, необходимой для спасения».
Главный хранитель Музея имени Андрея Рублева Оксана Смирнова считает выставленные образы «золотым фондом» мирового масштаба. В Саров привезли не оригиналы икон, ценность которых слишком велика, а высокоточные фотокопии, вплоть до долей миллиметра. При помощи уникальной технологии фотокопия одной иконы изготавливается от нескольких часов до нескольких суток. Это позволяет показать людям шедевры иконописи, которые обычно не покидают стен музея.
Оксана Викторовна рассказала, что Центральный музей древнерусской культуры и искусства был создан по указу Сталина в 1947 году, но своих первых посетителей принял только в 1960 году. Все эти годы сотрудники музея формировали основу его коллекции. Это было поколение энтузиастов, желающих сохранить иконы для потомков, для нас с вами. Они ездили в экспедиции, в заброшенные храмы, ходили по сельским избам и брали столько икон, сколько могли унести, поскольку никакого транспорта у них не было. Часто возвращались за новой порцией икон, но заставали уже пепелище. В те годы иконы использовали как ставни, двери сарая, полки, столешницы. В Музее есть иконы с приделанными дверными ручками, опиленные по размеру кадушек…
Первую экскурсию по выставке провела заведующая отделом учета и комплектования фондов Музея имени Андрея Рублева Светлана Кирьянова. И начала она с самого главного экспоната — иконы «Господь Вседержитель» первой половины XIII века из храма с. Гавшинка Ярославской области. Он имеет точно такую же иконографию, что и самый древний известный образ «Господь Вседержитель» из монастыря св. Екатерины на горе Синай.
Эту икону подарил музею художник и коллекционер В. Я. Ситников. Она пережила татаро-монгольское иго, таких икон осталось считанные единицы, это — бесценный памятник древнерусского искусства. Но это выяснилось не сразу, поскольку поверх красочного слоя была «запись», сделанная на полтысячи лет позже.
Светлана Александровна объяснила, что иконы при поступлении в музей совсем не похожи на то, что мы видим перед собой. Это результат долгих реставрационных работ, причем, заранее неизвестно, какой шедевр откроется под всеми напластованиями.
Когда лак на иконе темнел, по нему русские иконописцы писали новый слой. В практике искусствоведа встречалось восемь слоев более поздней «записи», но обычно их три-четыре. Снятие каждого слоя означает его утрату.
Но есть и другая причина того, почему лики старинных икон темные. Все дело в технике «плави», объяснила экскурсовод. Иконописцы не смешивали темперные краски, а чтобы получить нужный оттенок, накладывали их слоями. Сначала — темную основу, затем «высветляли» лики, а в конце — «оживляли» белыми штрихами — «пробелами» (прим. — Именно в такой технике палехские иконописцы расписали новый саровский храм во имя святых Царственных страстотерпцев). Столетия спустя верхние слои иконы стирались, и оставалась темная основа.
Искусство иконописи русские мастера переняли у византийских, но высокий иконостас есть только в русских храмах. Посетители музея узнали о символике рядов иконостаса, иконографии таких образов, как «Спас Нерукотворный» и «Спас в Силах». На последнем из них, XVI века, двуперстное благословение Христа позже заменили на именословное, образующее Его имя: IC XC. Этот жест был утвержден на большом Московском соборе 1667 года. А образ «Сошествие во ад» раскрывает самую суть христианства — то, для чего пришел на землю Спаситель. У каждой иконы, представленной на выставке, своя уникальная история, и слушать об этом не менее интересно, чем о ее символике.
Как икона выставлена богато расписанная диаконская дверь иконостаса. На ней множество сюжетов от Царства Небесного и сотворения мира до преисподней. Тут и души праведников, и плач Адама об утерянном Рае, и пророк Даниил во рву со львами, похожими на собак (так их представлял себе древнерусский художник).
Особенности житийной иконы с клеймами Светлана Кирьянова показала на примере образа св. вмч. Георгия Победоносца, небесного покровителя основателя Москвы — князя Юрия Долгорукого. Она обратила внимание на то, что в Западной христианской иконописи делают акцент на физических страданиях мучеников, а на русских иконах святые спокойны и невозмутимы. Также на экспозиции представлен целый ряд Богородичных икон: «Рождество» и «Успение Пресвятой Богородицы», «Владимирская-Волоколамская» и «Неупиваемая Чаша».
Резкий перелом в иконописной традиции наступает в XVII веке, одновременно с церковным расколом. Иконы становятся авторскими, они усложняются, в них появляются декоративные элементы, эстетическая составляющая. Эту эпоху иллюстрируют иконы мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, которые и завершают экспозицию.
Первые посетители выставки узнали, как возникла традиция написания икон и что такое иконоборчество; какие законы пространства и времени действуют на иконе, отличая ее от картины; как мы различаем работы великих русских мастеров, если они их не подписывали; чем отличаются копия и список иконы и многое другое. Мы попросили их поделиться своими впечатлениями:
— Меня поразило, что каждая деталь на иконе что-нибудь значит. Например, на ногах святого Георгия сапоги красного цвета не просто так, для красоты, но они обозначают жестокие пытки и кровь. И крылья у Иоанна Крестителя тоже неспроста. Почему-то я об этом никогда раньше не задумывалась.
— Я уже много лет хожу в церковь, но подивилась, насколько музейный работник, совсем юная девушка, разбирается в тонкостях иконографии. Открыла для себя много нового. Мне кажется, что в Музее им. Андрея Рублева работают не только знающие, но и глубоко верующие люди.
— Мы знаем Малюту Скуратова как жестокого опричника, но по его приказу написали икону Божией Матери для Иосифо-Волоцкого монастыря, которая прославилась чудесами. Рядом святость и злодейство. Это какой-то необычный взгляд на историю.
— Очень увлекательно и доходчиво все рассказали, низкий поклон экскурсоводу и организаторам выставки.
Первые зрители, в основном люди пожилого возраста, благодарили Светлану Александровну, признаваясь: «Как многого мы не знаем. Нас этому нигде не учили...» Выставка получилась небольшая, но очень продуманная, она дает представление о красоте и разнообразии русской иконы.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна