14 октября 2017 года
Верякуши — небольшое село на полпути из Дивеева в Арзамас. Оно раскинулось в километре от шоссейной трассы, поэтому скрыто от глаз многочисленных паломников, направляющихся в Четвертый удел Божией Матери. Но село Верякуши тоже находится под Покровом Царицы Небесной — там восстанавливается один из четырех Покровских храмов Саровского благочиния.
Название села образовалось из мордовских слов: веря, верь — «лес» (или вяре «верх», «наверху») и кужа «поляна». То есть «лесная поляна» или «верхняя поляна». Каменная Покровская церковь села была построена в 1856 году. Она имеет три престола: главный — в летнем храме, и два престола — во имя свт. Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского — в зимнем. В советское время храм разорили, в нем был склад, зернохранилище. В 2009 году освятили Покровский придел, в настоящее время богослужения совершаются по субботам, раз в две недели. Попечение о храме несет иерей Кирилл Бакутов, настоятель Свято-Никольского храма с. Елизарьево.
О. Кирилл: «Я вижу в нашем уютном храме молитвенное настроение, сердечное пение и душевное тепло. Пусть Покров Царицы Небесной всегда пребывает с нами, над нашими домами, семьями и дорогими детишками. Молюсь о том, чтобы Божия Мать собрала нас, как крупицы Церкви Христовой, и этот храм заполнился православным народом. Престольный праздник мы должны праздновать, как свой День Ангела и День рождения, творя молитву и делая добрые дела. Наш храм потихоньку восстанавливается. Дай Бог, чтобы молитвы в нем возносились все чаще. Чтобы Пресвятая Богородица возгревала в наших сердцах веру непостыдную и любовь нелицемерную и, как мать родная, окутывала Своим Честным омофором. Пресвятая Богородица никогда нас не оставит, потому что Она — заступница рода христианского. Аминь.»
Сейчас в с. Верякуши прописаны порядка 400 человек, но коренных жителей осталось мало, в основном живут дачники. Однако сельчане еще помнят богатую историю своего села.
Прихожанка Мария Алексанова: «Мой дед, Федор Ардалионович Трухманов, был одним из последних священников в Покровском храме. Он умер в 1936 году, не дожив до его закрытия в 1937 году. А его сын, мой дядя Егор Трухманов, и диакон Павлин Орлов, были арестованы и расстреляны. Не знаю, где — в Нижнем или в Дивееве. Говорят, что прямо в монастырском соборе расстреливали.
Разоряли церковь свои же сельчане, активисты. Даже моя мама ломала церковную ограду, из которой построили клуб, а потом всю жизнь молилась о прощении этого греха. В те годы церковную утварь и иконы прятали по домам. Однажды мать нашла напрестольный крест, отдала его в церковь. А у дяди Ивана Федоровича были большие иконы. Где они теперь? Второй ряд иконостаса - пустой. Как-то мы с сыном в огороде откопали большую икону, но вся краска с нее сошла чешуей. Принесли ее на утилизацию...»
Мария Алексанова сложила стихотворение об истории родного села:
На рубеже пятидесятых годов,
В середине шестнадцатого столетья
На вершине Овишны
Под Волчей Помрою
Появились первые крыши,
Пашни с землею черною.
Мордва основали поселение
Из тридцати дворов:
Двести сорок восемь человек населения,
Два десятка лошадей, три десятка коров.
Село назвали Вережни,
В верховьях Акши.
Это название прежнее,
Потом оно станет Верякуши.
Первыми землевладельцами
Были здесь Иван и Роман
Талызины, Языковы и Губины.
Построили Никольский храм,
Из дерева был срублен он.
Возысился храм высоко
На вершине Овишны.
Звон колоколов далеко
Оттуда было слышно.
Два колокола. Каждый
Весом по полтора пуда.
Строился Никольский собор дважды
Из дерева на берегу у пруда.
При храме была колокольня,
Имели своего звонаря.
Никола — праздник двухпрестольный,
В Верякушах: 22 мая и 19 декабря.
Первые священники были:
Тимофей Юрьев, Никулов Роман.
При храме три дома, десять келий было
И четыреста прихожан.
Со временем мордву стали оттеснять —
К Мокше селилась мордва.
Русские стали село заселять.
Селом управляли Голицыны князья.
Помещиков в селе было шесть,
Владельцев земли и крестьян.
Самый богатый землевладелец был здесь
Побединский Богдан.
Из них было одиннадцать вотчинников,
По наследству земля у них.
Они здесь не жили, а жили в поместьях своих.
В 1856 году возводится на этом же месте
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
С кирпичной оградой вместе.
При храме была библиотека,
Церковно-приходская школа.
Учились 34 человека —
Дети мужского пола.
Инспектором при храме был Куманин,
Грамоте и земледелию учил.
Последний в Верякушах барин —
Виктор Васильевич Кикин был.
После революции церковь закрыли,
Колокола сняли,
Священников Орлова Павлина,
Трухмановых Федорова и Егора арестовали
К высшей мере наказания приговорили.
Грянули выстрелы, упали Павлин и Егор.
В конце 1937 года исполнили приговор...
Известный выходец из этого села нижегородский скульптор и график Андрей Викторович Кикин был сыном того самого последнего барина из стихотворения Марии Алексановой. В Нижнем Новгороде на пл. Минина, д. 1 есть посвященная скульптору мемориальная доска. А житель Верякуш краевед Валентин Алексин породнился с сыном скульптора, Далем Андреевичем (1928 г. р.), став его крестным. Он поддерживает связь с Кикиными, которые живут в Москве и иногда приезжают на свою малую родину в Верякуши, помог привести в порядок их фамильные захоронения за алтарем Покровского храма.
Кикины уехали из села в 1925 году, когда в их доме устроили кошмовалку. Эти помещики оставили о себе добрую память. До сих пор рядом с колхозной конторой находится «Кикин-сад», оставшийся жителям села.
Другой известный человек, детство которого прошло в с. Верякуши — выдающийся педагог, организатор просвещения и писатель Януарий Михайлович Неверов (1810-1893). Мы публиковали его воспоминания о прп. Серафиме Саровском. Благодаря Неверову в селе в 1897 году открылось Земское училище, которое содержалось на проценты с пожертвованного им капитала.
Пока что в Верякушах восстановлен только Покровский придел огромного храма. А зимняя часть — еще ждет своего часа. Она изнутри расписана академической живописью высокого уровня. Можно разобрать и редкие иконографические сюжеты. Например, чудо спасения утонувшего в Днепре младенца по молитвам его родителей свт. Николаю Чудотворцу (икона «Никола Мокрый»). Росписи на колоннах в советское время зачищали, но кое-что еще можно разобрать. Потолок в зимнем храме в аварийном состоянии. Фрагменты росписи падают вместе с кусками штукатурки. Сельчанам не под силу это восстановить. Тут нужна помощь профессиональных реставраторов.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна