11 апреля 2016 года
10 апреля группа из 35-ти саровчан побывала на оратории «Страсти по Матфею». Ныне это произведение исполняется во многих странах на самых известных сценах, дошла очередь и до Нижнего Новгорода.
Зрители отправились на премьеру этого уникального произведения в комфортабельном автобусе, который заказало Саровское благочиние (оно же бесплатно предоставило желающим билеты). Подъезжая к Нижегородскому государственному академическому театру оперы и балета им. Пушкина, мы увидели, что у дверей уже собралась целая толпа, хотя концерт начинался только через час. Большой зал был полон. Присутствовали архиереи Нижегородской митрополии, много священников, учащихся духовных школ и православных гимназий.
Перед началом оратории приветственное слово произнес сам автор произведения – митрополит Волоколамский Иларион, который специально приехал на Нижегородскую землю. Владыка рассказал, как однажды около десяти лет назад, когда он служил за границей, ему неожиданно пришла мысль, что он должен написать «Страсти по Матфею». «Я понял, что Христа надо славить не только в храмах, но везде. В своем произведении я хотел передать ту атмосферу, которую чувствует человек в храме на службах Страстной седмицы», – пояснил митрополит Иларион. Думаю, оратория полностью соответствует задумке автора. Даже инструментальная музыка не разрушает ощущения, что ты находишься на богослужении… Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий от лица всех собравшихся поблагодарил владыку Илариона за приезд и торжественно вручил ему панагию.
Занавес раздвинулся, и перед нами предстал большой струнный оркестр и хор. Первые аккорды показались слишком тихими – захотелось «прибавить звук» оркестру, как на компьютере. Мы так привыкли к шуму, что в суете невольно разучились слушать тишину… Но уже через несколько минут, настроившись на нужную волну, начинаешь разбирать слова и слышать каждую ноту.
Удивительным образом в оратории соединились симфоническая музыка, церковное пение, чтение Евангелия, речитативные реплики (которые верующие привыкли слышать на богослужении из уст чтеца) и пение оперных солистов. Но это музыкальное разнообразие не отвлекает от главного – от Евангельских событий, которые касаются каждого из нас. За время оратории я успела ощутить себя Иудой, подарившим предательский поцелуй, и Петром, услышавшим хриплый петушиный крик, и жестокой толпой, и Пилатом, убоявшимся этой толпы, и слабой беспомощной женщиной, которая может лишь издалека наблюдать страдания любимого учителя, не в силах облегчить их… Эти разные люди, не ведая того, стали участниками событий, которые перевернули историю всего мира. Их сердца были полны страха, ненависти, отчаянья. Но нам дано знание о Воскресении, которое произошло после и стерло страх смерти, сделав Крест не символом страдания, а символом надежды и любви. И заканчивается оратория радостной, ликующей нотой: «Светлая Пасха мир освещает!» Все инструменты и голоса сливаются в единую ликующую песнь, славящую Христа.
Два часа пролетели незаметно. Нельзя сказать, что слушать такую музыку просто. Но, несомненно, надо приучать себя к этому. В век, когда все доступно, сделать правильный выбор очень тяжело, и наш вкус извратился. Несмышленый ребенок всегда выбирает вкусную конфетку, но для здоровья ему нужны каша и суп. Человек, который постится, знает радость от вкушения хлеба и сладость простой воды. Это правило касается и искусства. Есть произведения «вкусные», но послевкусие у них дурное, либо вовсе отсутствует. А есть такое искусство, которое «жевать» тяжело, но после остается удивительное чувство и желание стать чуточку лучше… Надеюсь, что в оставшееся время Великого поста мы сможем стать хоть на один шаг ближе к Богу, и оратория «Страсти по Матфею» может помочь нам в этом.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна