29 ноября 2015 года
28 ноября начался Рождественский пост. Проповеди священников.
Благочинный Саровского округа протоиерей Александр Долбунов:
— Поздравляю вас, братья и сестры, с началом Рождественского поста! В это время мы молитвой, постом, воздержанием, делами милосердия готовимся к великому и спасительному празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Дай Бог, чтобы подготовительное поприще поста мы прошли достойно, воздерживаясь не только от пищи, но и от увеселительных мероприятий, которые мы порой себе позволяем. Пусть Господь укрепит нас на это благое делание.
Иерей Сергий Скузоваткин:
— Сегодня, в первое воскресенье Рождественского поста, Святая Церковь в евангельских чтениях (которые также читаются во время чина соборования) учит нас милосердию.
К Спасителю приходит некий человек с вопросом, что надо делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Заметим, что само понятие «наследие» предполагает сыновнюю любовь, близкие родственные и дружеские отношения, ведь наследник становится преемником всех благ, которые оставляет отец.
И Господь Иисус Христос отвечает вопрошающему с позиций закона, т. к. он именно это и имел в виду, задавая свой вопрос: «В законе что написано? как читаешь?» Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» И Господь произносит притчу о милосердном самарянине.
Исполняя закон, ты не ошибешься, не упадешь ниже определенной планки. Любой закон, и государственный, и религиозный, определяет низшую ступень нравственности, чтобы жизнь на земле не превратилась в царство зла. Но закон не способен возвысить человека над теми правилами и ограничениями, которые он устанавливает. Дальнейшее развитие закона — это любовь, и одно из самых начальных проявление любви — милосердие, что и показывает эта притча.
Иудеи с пренебрежением относились к самарянам, избегая общения с ними. Но порой самаряне в силу своей скромности и уничиженности превосходили иудеев разумением не буквы, но духа закона. Милосердный самарянин в притче приводится в осуждение гордых иудеев, которые прошли мимо и не помогли человеку, впавшему в руки разбойников. Ради исполнения закона самарянин помогает несчастному? Нет. Но ради любви, которую он полной чашей изливает на израненного путника: омывает его раны, везет в гостиницу, платит за него и говорит гостиннику, чтобы тот позаботился о пострадавшем, а он возместит ему все расходы на обратном пути.
Поэтому в другом евангельском чтении Господь говорит, что не здоровые нуждаются во враче, но больные. Не к праведным Он пришел, но к грешным, чтобы привести их к покаянию. Не нарушить пришел закон, но исполнить, то есть «восполнить». И когда мы делаем дела милосердия не потому, что нам это положено, а ради любви, то согласно притче о добром самарянине, мы делаем это ради Христа, вместе со Христом и приносим свои дела ко Христу. Аминь.
Публикации о Рождестве Христовом на сайте «Православный Саров»:
Рождественский пост: упражнение телесное, а главное – духовное
Чтобы встретить Рождество Христово с ликующей душей и изумлением разума
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна