2 августа 2015 года
1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, Божественную литургию в первом в мире храме, посвященном этому святому, совершил епископ Выксунский и Павловский Варнава, бывший в 2006 году первым наместником возрожденной Саровской пустыни.
Стены храма над кельей прп. Серафима, в которой он окончил свой земной путь, помнят крутые взлеты и падения в нашей новейшей истории. Помнят торжества по случаю канонизации святого в 1903 году; расцвет монашеской жизни и разорение монастыря в 1927 году; помнят узников Сарлага в 1930-е годы, среди которых были новомученики, например, священноисповедник Николай (Могилевский); помнят спектакли в театре, где сцена находилась над алтарем, а зрительские кресла — над кельей Преподобного; помнят и стремительное возрождение в 2003 году, к столетию, когда храм был не просто восстановлен, но весь снизу доверху расписан, и его посетили президент В. Путин и представители 15-ти Поместных Православных Церквей. Дважды в этот храм приносили раку с мощами прп. Серафима Саровского, в 2003 и 2013 годах, а частица его святых мощей постоянно пребывает в нем. Храм поражает гостей Сарова своим великолепием и намоленностью. Келья батюшки Серафима — величайшая святыня Сарова.
Множество горожан с духовным подъемом пришли в этот день прославить самого известного подвижника нашей земли, помолиться и причаститься Святых Таин. С особым торжеством и размахом этот праздник отмечают в Дивееве, куда прибывают паломники со всего мира, а в Сарове — более тихо, спокойно, но не менее радостно.
Владыке Варнаве сослужил нынешний наместник Саровского Свято-Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков) и священники, сопровождавшие епископа. После литургии игумен Никон преподнес владыке Варнаве заздравную просфору и келейный образ прп. Серафима Саровского, написанный в иконописной мастерской Саровского монастыря. Игумен Никон поблагодарил высокого гостя за то, что он второй год подряд в день памяти Преподобного возглавляет архиерейскую литургию в Саровском монастыре и выразил надежду, что это станет доброй традицией.
Епископ Варнава в своем архипастырском слове напомнил, что прп. Серафима митрополит Вениамин (Федченков) назвал «всемирным светильником» и написал одноименную книгу. А известный архимандрит Иоанн (Крестьянкин) еще до обретения мощей Преподобного в 1991 году, говорил о батюшке Серафиме, что его горячая пламенная любовь к людям подобна живому ключу, бьющему из глубин темного леса и впадающего в реку, воды которой наполняют любовью каждого, обращающего к нему в своей молитве. Владыка лично видел, как почитают прп. Серафима за пределами России, например, очень любят в Греции, где икона Преподобного есть практически в каждом храме.
Епископ Варнава: «За что же так прославляют прп. Серафима Саровского?
Наверное, каждый из нас испытал на своем скромном христианском опыте, насколько скорый он помощник всем людям, обращающимся к нему с молитвой. Он очень жалеет каждого из нас.
Также его любят за то, что он сумел в кратких и доступных словах сказать главное о едином на потребу, о спасении бессмертной человеческой души, которая дороже драгоценностей всего мира. А еще — за то, что прп. Серафим был таким же молитвенником, как и его современник, подвижник благочестия нижегородской земли прав. Алексий Бортсурманский. О нем прп. Серафим говорил, что хотя он и не монах, но выше многих монахов, и его молитва как огненный столп возносится от земли на небо. То же самое можно сказать и о самом прп. Серафиме Саровском.
Прп. Серафим о себе всегда мыслил скромно, как любой монах, живущий правильной духовной жизнью. Он был очень смиренным человеком. Мы помним его наставления: «Укоряют — не укоряй, гонят — терпи, хулят — хвали...» Он и сам жил такой жизнью.
Сколько скорбей претерпел он от людей, не понимавших его подвига, которых враг наущал враждовать против него! Но он никого не осуждал. Более того, каждого встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Это были не просто слова, но радостное ликование сердца о том, что он видел образ Божий, ту неповторимую душу, которая светит в каждом человеке несмотря на грехи. Он долго шел к этому, пока не возлюбил совершенною любовью Бога и людей. И доказал это тем, что, будучи жестоко избитым людьми злонамеренными, не стал им оказывать сопротивления и потом простил, исполнив вершину всех заповедей Христа — о любви к врагам. Апостол Павел говорил, что эта заповедь — совокупность всех добродетелей.
Сегодня за богослужением читались заповеди блаженства из Нагорной проповеди, хотя заповедями в точном смысле их назвать нельзя, это — призыв к духовному совершенству. Исполняя призыв Спасителя, прп. Серафим Саровский последовательно, от ступеньки к ступеньке шел к Нему навстречу, пока не достиг вершины этой любви. Слова «радость моя, Христос воскресе!» он говорил не только доброжелателям, но и тем, кто питал к нему вражду. И за это мы прославляем прп. Серафима Саровского. Мало кто в этой жизни достигает такой любви, даже если жестко подвизается, не жалея себя.
Мы любим прп. Серафима за то, что он исполнил своей жизнью слова Иоанна Лествичника о том, что ангелы — свет монахам, а монашество — мирянам. Он подвизался всеми видами монашеских подвигов: отшельничеством, молчальничеством, затвором. Он бы мог прожить в лесу один, молясь втайне от людей, и никто бы не знал о его подвигах, если бы не Божия любовь к людям. Господь видел великую драгоценность любящей души прп. Серафима, и то, как он себя смирил подвигами, поэтому духовные дары не могли ему повредить. Один из старцев XX века игумен Никон (Воробьев) говорил, что почти все подвижники находятся в прелести в той или иной степени, проходя испытание самообольщением и тщеславием. Вспомните, как Господь смирял прп. Антония Великого и прп. Макария Великого, посылая их в шумную Александрию поучиться у мирян, как нужно сохранять в себе мирный дух — тот самый, о котором говорил прп. Серафим Саровский. А что означают слова: «Cтяжи дух мирен»? Это значит, никого не осуждать, не раздражаться и не раздражать других, исполнять заповеди Христа...
Братья и сестры! Вы — жители града Сарова, наследники (хотите вы этого или нет) великих мужей русского православия, которые просияли на этой земле: прпп. Серафима, Марка, Досифея и многих других, не явленных нам, но явленных Богу. Они предстательствуют за всех нас и, особенно, за вас, здесь живущих. И это накладывает на вас особую ответственность, потому что эта земля ждет своих подвижников. Стены восстанавливающейся Саровской пустыни ждут наполнения монашествующими. А кто из вас каждый день молится о том, чтобы Господь прислал сюда монахов — людей, которые в полноте желают исполнить призыв Спасителя к духовному совершенству? Братья и сестры, нужно усердно молиться об этом каждый день. И по вашей молитве, я верю, Господь пришлет сюда новых подвижников.
Мы понимаем, что путь спасения — непрост и, конечно, мало кто из нас сможет достигнуть такой духовной высоты, какой достиг прп. Серафим. Но по силе своей каждый должен подвизаться и смиряться. Чем отличаются от нас святые? Постоянством в добродетели. А мы изменчивы, это свойство нашего греховного естества, духовного повреждения.
Мы обманываем Бога, не постоянны в добре, посте и молитве. Мы не желаем просвещать свой ум чтением Священного Писания. А сон разума рождает чудовищ. Нельзя, чтобы наш разум спал, а он просвещается внимательным чтением Священного Писания. Таким образом мы можем очиститься от страстей, которые иногда так нас гнетут, что человеческих сил не достаточно, чтобы их избежать. Прп. Амвросий Оптинский посоветовал одному человеку, одержимому недугом пьянства и наступающего вслед за этим уныния сразу же читать Священное Писание, как только недуг начинает его мучить. Тот последовал этому совету и избавился от пьянства и от уныния. А прп. Серафим Саровский за неделю прочитывал весь Новый Завет. Почему бы нам не последовать его примеру? Разве не для нас Господь дал такой пример в прп Серафиме Саровском?
Дай Бог, чтобы эта земля рождала святых, чтобы мы исполняли заветы прп. Серафима, чтобы не было с нами, как с теми людьми, о которых сказал Господь: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Когда мы прославляем прп. Серафима Саровского словами, мы должны прославлять его и делами своей жизни, следовать его примеру. И пусть прп. Серафим молится о том, чтобы наши сердца исполнились духа мирна, духа Божия, и мы достигли бы обителей Небесных, где нет болезней, печали и воздыхания, но радость о Духе Святе. Храни вас всех Господь!»
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна