Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Крест — символ послушания Богу

16 марта 2015 года

 

Проповедь протоиерея Павла Павликова в Крестопоклонную Неделю после литургии в приходском храме с. Дивеева — во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

В Крестопоклонную неделю на середину храма выносят Крест. Святая Церковь еще раз напоминает нам о смысле христианской жизни. «Кто хочет идти за Мною, — говорит Господь, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34-35).

Когда первый человек нарушил заповедь Божию, то в мир вошла смерть. И человечество вместо благодати и радости обрело скорби и болезни. Для того, чтобы спасти человека, Богу самому пришлось стать человеком. Первый человек согрешил, отступив от Бога через грех непослушания, поэтому уврачевать это было возможно только через послушание. И слово Божие воплотилось, стало человеком для того, чтобы умереть за человека, и не просто умереть, а претерпеть страшные мучения.

Что такое смерть на Кресте? Приговоренного к казни прибивали к нему, загоняя большие кованные трехгранные гвозди перед запястьем, между лучевыми костями. Человек висел на руках, испытывая страшную боль не только в ранах от острых гвоздей. Через несколько часов он начинал задыхаться, потому что у него была стиснута грудная клетка. Римляне, хотя и были язычниками, старались облегчить страдания умирающего. Они ему давали особый состав, по-церковнославянски «оцет» — смесь уксуса и желчи. Принимая его, человек уже переставал понимать, что с ним происходит, у него притуплялось чувство боли. Христос отказался от употребления этого болеутоляющего средства, пожелав претерпеть боль за наше спасение. Чтобы сделать вдох, человеку, висящему на кресте, приходилось подтягиваться на руках, пробитых гвоздями. И так люди мучились часами. А это Палестина, плюс пятьдесят градусов на солнце. Следует добавить и то, что Христос был истерзан, Его перед распятием бичевали, над Ним издевались, Он уже был изможден. Для полноты этой страшной картины не хватает толпы, которая кричала: «Если Ты — Христос, то сойди с Креста. Тогда мы уверуем, что Ты — Сын Божий...»

Вот, как за непослушание первого человека пострадал Богочеловек! Он явил послушание до смерти, и даже до смерти крестной. Поэтому Крест — это символ послушания Богу. Есть поговорка: «С Креста не сходят, с него снимают». Попытка сойти с креста приводит к тому, что человек находит крест, который еще тяжелее. Есть притча, которая рассказывает, как некто роптал, что крест его скорбей слишком тяжел. Господь ему в видении показал пещеру со множеством крестов, позволив выбрать себе любой из них. Человек выбрал самый маленький деревянный крестик. И это оказался его собственный крест, от которого он хотел отказаться.

Святая Церковь никогда не учила человека сходить со Креста, бежать от скорбей и болезней. Но учила терпеть, и даже до смерти. Недаром в Евангелии есть слова, что «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). Кто пытается убежать от одного креста — найдет другой, от одной скорби — получит другую, в десять раз худшую. В преполовение поста святая Церковь напоминает нам, что задача человека-христианина научиться терпеть и благодарить Бога за все. «Слава Богу за все!» — это были последние слова свт. Иоанна Златоуста, которого под конвоем пешком вели в ссылку из Византии в далекую Абхазию. Будучи уже стар и немощен, он умирал под палящим солнцем, в дороге, и благодарил Бога за все.

Аминь.

Крест — символ послушания Богу

Проповедь протоиерея Павла Павликова в Крестопоклонную Неделю после литургии в приходском храме с. Дивеева — во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

В Крестопоклонную неделю на середину храма выносят Крест. Святая Церковь еще раз напоминает нам о смысле христианской жизни. «Кто хочет идти за Мною, — говорит Господь, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34-35).

Когда первый человек нарушил заповедь Божию, то в мир вошла смерть. И человечество вместо благодати и радости обрело скорби и болезни. Для того, чтобы спасти человека, Богу самому пришлось стать человеком. Первый человек согрешил, отступив от Бога через грех непослушания, поэтому уврачевать это было возможно только через послушание. И слово Божие воплотилось, стало человеком для того, чтобы умереть за человека, и не просто умереть, а претерпеть страшные мучения.

Что такое смерть на Кресте? Приговоренного к казни прибивали к нему, загоняя большие кованные трехгранные гвозди перед запястьем, между лучевыми костями. Человек висел на руках, испытывая страшную боль не только в ранах от острых гвоздей. Через несколько часов он начинал задыхаться, потому что у него была стиснута грудная клетка. Римляне, хотя и были язычниками, старались облегчить страдания умирающего. Они ему давали особый состав, по-церковнославянски «оцет» смесь уксуса и желчи. Принимая его, человек уже переставал понимать, что с ним происходит, у него притуплялось чувство боли. Христос отказался от употребления этого болеутоляющего средства, пожелав претерпеть боль за наше спасение. Чтобы сделать вдох, человеку, висящему на кресте, приходилось подтягиваться на руках, пробитых гвоздями. И так люди мучились часами. А это Палестина, плюс пятьдесят градусов на солнце. Следует добавить и то, что Христос был истерзан, Его перед распятием бичевали, над Ним издевались, Он уже был изможден. Для полноты этой страшной картины не хватает толпы, которая кричала: «Если Ты — Христос, то сойди с Креста. Тогда мы уверуем, что Ты — Сын Божий...»

Вот, как за непослушание первого человека пострадал Богочеловек! Он явил послушание до смерти, и даже до смерти крестной. Поэтому Крест — это символ послушания Богу. Есть поговорка: «С Креста не сходят, с него снимают». Попытка сойти с креста приводит к тому, что человек находит крест, который еще тяжелее. Есть притча, которая рассказывает, как некто роптал, что крест его скорбей слишком тяжел. Господь ему в видении показал пещеру со множеством крестов, позволив выбрать себе любой из них. Человек выбрал самый маленький деревянный крестик. И это оказался его собственный крест, от которого он хотел отказаться.

Святая Церковь никогда не учила человека сходить со Креста, бежать от скорбей и болезней. Но учила терпеть, и даже до смерти. Недаром в Евангелии есть слова, что «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). Кто пытается убежать от одного креста — найдет другой, от одной скорби — получит другую, в десять раз худшую. В преполовение поста святая Церковь напоминает нам, что задача человека-христианина научиться терпеть и благодарить Бога за все. «Слава Богу за все!» это были последние слова свт. Иоанна Златоуста, которого под конвоем пешком вели в ссылку из Византии в далекую Абхазию. Будучи уже стар и немощен, он умирал под палящим солнцем, в дороге, и благодарил Бога за все.

Аминь.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.