6 июня 2014 года
31 мая – 1 июня паломническая группа воскресной школы при храме Всех Святых (около 50 человек) посетила г. Городец.
Во время долгой дороги особый интерес ребят вызвало Горьковское водохранилище. Они рассматривали через окно автобуса его шлюзы, интересуясь их устройством. Как только автобус с паломниками прибыл к Городецкому Феодоровскому мужскому монастырю, дети сразу же облепили голубятню, рассматривая ее обитателей. Разместились в гостинице при монастыре, а там свои порядки – раздельно заселяют женщин и мужчин. Некоторые мальчики были в растерянности, когда их оторвали от мам. Пришлось резко повзрослеть. Но это не омрачило нашего пребывания в Городце. Надо сказать, что в этом городе нам встречались только доброжелательные люди (то ли там все такие, то ли – повезло). За первой же трапезой отметили необыкновенно вкусный хлеб. Его выпекают на закваске (без дрожжей) при монастыре. А в монастырской лавке можно было приобрести не только хлеб, но и всевозможные сладости: шоколад ручной работы, необычные торты и пирожные.
Главные святыни
В Городце многие были впервые, и знакомство с городом началось с осмотра монастыря и экскурсии по его музею. Про Феодоровский монастырь ребята слышали только то, что там скончался св. блгв. князь Александр Невский, принявший в схиме имя Алексий. Они услышали версию, что князь Александр Ярославич, которого около года удерживали в Орде, был в ней отравлен медленно действующим ядом. Из рассказа экскурсовода узнали, что Городец всего на пять лет младше Москвы, он был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году на месте чудесного обретения Феодоровской иконы Божией Матери, которую приписывают кисти апостола и евангелиста Луки.
После второго сожжения города монголо-татарами в XV веке икона – главная святыня Городца – исчезла и была обретена в лесу возле г. Костромы. Икона получила название «Феодоровская» уже в Костроме, где людям было видение вмч. Феодора Стратилата, несшего по городу эту икону. Впоследствии она стала семейной святыней Дома Романовых. Иностранные принцессы, вступая с ними в брак и принимая православие, брали себе отчество в честь иконы – Феодоровна. Этот святой образ защитил Кострому от разрушения татарами, а в Городце, в соборе в честь Феодоровской иконы Божией Матери, теперь находится его потемневший от времени список.
В настоящее время это – единственный храм монастыря, причем, не сохранившийся, а воссозданный с нуля в 2009 году, когда начала возрождаться монашеская обитель. Рядом с храмом стоит шатровая колокольня и вокруг них, в форме каре, братские корпуса.
На историческом макете монастыря паломники увидели две колокольни и еще три храма (во имя св. блгв. князя Александра Невского – на месте его кончины, церковь вмч. Феодора Стратилата и церковь вмч. и целителя Пантелеимона). В советское время эти сооружения постигла худшая участь, чем в нашем, Саровском, монастыре. Феодоровский монастырь (так же, как и Саровский) был закрыт большевиками в 1927 году, в 1930-е годы там была исправительная трудовая коммуна, а четырехъярусную 80-метровую колокольню использовали как водонапорную башню. Но, в отличие от Сарова, после войны все монастырские здания разобрали на кирпич (кроме двух братских корпусов, где до недавнего времени были отделение больницы и почта).
Вечером саровчане побывали на богослужении в Феодоровском соборе, а наутро многие причастились за литургией. Поразило, что в одном храме в ковчежцах и мощевиках на иконах собрано более ста частиц мощей как древних, так и почитаемых русских святых. Среди них: св. князь Александр Невский, вмчч. Пантелеимон и Феодор Стратилат, много преподобных Киево-Печерских, Антоний, Макарий и Евфимий Великие, вмц. Анастасия, блж. Матрона Московская, святители Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский Феофан Затворник и Лука Крымский. За богослужением с нами словно молилась вся Небесная Церковь. Очень понравилась сама служба. На воскресной литургии смешанный хор пел знаменным распевом, также там практикуется пение прихожан во время двух ектений на литургии верных. Хорошо было бы и нам перенять народное пение.
До революции в монастыре было около сорока насельников, а теперь – 6 иеромонахов. Также есть молодые послушники – семинаристы.
Феодоровский монастырь находится в самом сердце города, рядом с ним на площади мы видели общегородское гулянье в День защиты детей. В XIX веке монастырь выполнял важную роль в деле просвещения всей округи, при нем было Александро-Невское братство, училище, приюты для сирот, библиотека, первая городская больница и аптека.
Нынешний епископ Городецкий и Ветлужский Августин возрождает просветительское служение монастыря. Кроме музея мы увидели миссионерский центр, в котором еще с Пасхи были выставлены детские работы, прекрасный конференц-зал, вечером наших ребят пригласили на просмотр хорошего фильма. При монастыре открыт Народный университет, который служит развитию духовно-нравственной культуры городчан, возрождению института семьи, православных традиций и уклада жизни.
Город-сказка
Обзорная экскурсия по городу началась с прогулки по древнему земляному валу, обсаженному вековыми соснами. Вал, устроенный по повелению князя Георгия, основателя города-крепости, защищал детинец и посад. Прошло почти 900 лет, но вручную сделанное величественное оборонное сооружение впечатляет до сих пор, по высоте оно уступает только валу в г. Киеве. Ребята притихли, услышав старые легенды о защитниках Городца, заживо погребенных под земляным валом. Но в 1238 году вал не спас местных жителей от нашествия полчищ Батыя, который тогда завоевал 14 русских городов, в том числе и Нижний Новгород.
В Городце живет 30 тыс. человек, и его историческую часть можно обойти пешком. Саровчане прошлись по тихим улочкам, любуясь купеческими каменными особняками и нарядными деревянными домиками, украшенными резными наличниками как кружевом. Резьба деревянная, каменная и… даже жестяная – на дымоходах и кровлях. Хотелось запечатлеть на фотографии каждый дом. Жильцы поддерживают фасады в прекрасном состоянии, это – лицо города, музей под открытым небом. От памятника князю Александру Невскому на Набережной революции (такие странные сочетания есть во всех русских городах, и все-таки они удивляют каждый раз) с крутого берега открылся величественный вид на Волгу, по которой проплывали баржи и теплоходы. А внизу красовался огромный резной терем – Город мастеров, в который мы попали уже на следующий день.
В воскресенье после богослужения саровчане принялись самостоятельно изучать маленькие музеи Городца, расположенные очень компактно, в одном квартале. Краеведческий музей, «Детский музей на Купеческой» с игрушками, музей «Городецкий пряник». Ребята узнали много нового про изготовление пряников. А где пряники, там и резьба по дереву – искусно зеркально вырезанные доски для печатных пряников.
Понравились два частных музея – «Терем русского самовара» и «Галерея добра». Их создатель – коллекционер Николай Поляков, начальник УФМС по Нижегородской области. В музее самоваров находится самая большая их коллекция в России, около 400 экземпляров. Мы увидели самовары всех размеров и форм. Больше всего удивил самовар с двумя краниками и офицерский самоварчик, рассчитанный на стакан кипятка. А в музее добра представлены старинные предметы быта, уже и взрослые не знают – что для чего служило, что уж говорить о детях…
К условленному времени все подтянулись к Городу мастеров. Это – комплекс деревянных зданий, снаружи украшенных резьбой – сказочными птицами, львами и русалками. Возле него – колодец со ступальным колесом диаметром 4 м, внутри которого помещается человек. Рядом – торговые ряды с сувенирами. А внутри Города мастеров – лабиринт переходов и залов, где представлены народные промыслы, существующие по сей день: городецкая роспись, резьба по дереву, лозоплетение, золотная вышивка, глиняная игрушка и др. Помимо экспозиций там расположились мастерские, где можно увидеть процесс создания произведений искусства и купить понравившийся сувенир. Ребята наблюдали за работой гончара, художника и резчиков по дереву. Также они посетили мастер-классы по изготовлению глиняной свистульки и городецкой росписи. Уставшие ребята и взрослые с удовольствием посетили чайный зал Города мастеров, где гостей потчуют травяным иван-чаем (кипрей) с пряниками и помадкой.
Напоследок саровчане закупили разнообразных печатных пряников. По-моему, городецкие пряники – самые вкусные, лучше муромских и богородских. И они продаются не только в Городце, но также в сувенирных лавках Нижегородского кремля.
Конечно, за два дня ученики воскресной школы увидели далеко не все, но успели почувствовать атмосферу этого древнего города и прикоснулись к его главным святыням.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна