Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Икона помогает увидеть в себе образ Божий

30 марта 2014 года

28 марта в Дивеевской СОШ прошли заседания методобъединений учителей Дивеевского района. Для встречи с учителями гуманитарного цикла был приглашен засл. учитель России Андрей Владимирович Елисов. По просьбе педагогов темой беседы стала православная икона.

Андрей Владимирович начал свой показательный урок с просмотра двадцатиминутного фильма «Березовый свет» – об изготовлении икон из исконно русского материала – бересты. Это – живой, теплый, пластичный и светящийся материал. Таинственен процесс создания берестяной иконы. Художник наносит насечки вслепую, они проявляются только после чернения. «От нас мало что зависит», – говорит мастер, интуитивно чувствующий направляющую руку Божию. А. Елисов выразил надежду, что если дети увидят такой завораживающе красивый фильм, то они будут относиться к иконе уважительно и не станут богохульствовать перед ней подобно Pussy Riot.

Учителя просмотрели слайд-шоу икон Божией Матери (которых в мире насчитывается более 260!) под песню иеромонаха Романа «О, душа, что тебе не хватает? Чистоты, чистоты, чистоты…» Что связывает песню и эти иконы? Гармония звука, слова и образа. Почему русский человек говорит «пойду к Богородице», а не «пойду к иконе»? Об этом важно поговорить на уроке. И еще: ученики путают икону с Богоматерью. Вопрос на засыпку: сколько у нас Богородиц?

А. Елисов: «Если мы уходим в религиоведение: стили живописи, исторические факты и даты, то часто упускаем из виду разговор о смысле иконы». Он показал, как можно наглядно раскрыть этот смысл путем сравнения трех понятий: икона, фотография, маска. Сравнение порождает триады слов: лик – лицо – личина, дух – душа – тело (со страстями) и т. д. Напрашивается вывод: маска – это антиикона. Слушатели назвали отличительные особенности иконы: обратная перспектива, икона – это окно в вечность, Господь и святые смотрят на нас с икон. Смысл иконы – приблизить человека и Бога. А. Елисов: «Иногда мы суетимся в храме: подаем свечи, записки… Были рядом с иконой и не заметили, прошли мимо. А Христос и Божия Матерь на нас смотрели…» Он назвал два состояния, связывающие нас с иконой: созерцание и молитва. Нужно объяснить детям, что это такое. А. Елисов: «Икона должна человека собирать, все его органы чувств, направляя на молитву. Это мир нас «расстраивает»: думаю одно, говорю другое, делаю третье. А  икона – в буквальном смысле слова «собирательный» образ». 

Андрей Владимирович затронул тему чудотворных икон, погоню некоторых людей за чудесами. Если эта икона чудотворная, то другие – хуже ее? «Это – потребительское, языческое отношение, – отметил  выступающий. – Что такое «исцелить»? Вернуть человеку цельность, такое состояние, когда человек видит в себе образ Божий. Потому что человек – тоже икона, только поврежденная…» Замечательной иллюстрацией исцеления через обращение к Первообразу явился мультфильм «Путеводительница», о Тихвинской иконе Божией Матери.

Какая икона была самой первой? Спас Нерукотворный. Как сделать так, чтобы дети это хорошо усвоили? У Андрея Владимировича – свой прием. Мы знаем учителя как поэта. А теперь на его стихи уже создано более десяти песен. Увидели видеоклип, где молодой композитор Роман Ермаков исполняет песню «Спас Нерукотворный». В ней автор доносит  очень важную мысль, которую необходимо объяснить детям, говоря о почитании икон. А. Елисов: «Как можно целовать икону, но не уважать рядом стоящего человека, в котором образ Божий?» И еще: «Очень часто меня ученики спрашивают, как можно увидеть Бога, Он на нас с неба смотрит? И я отвечаю, что, наверное, и с неба и, одновременно, из собственного сердца. Господь немыслим, если Он не внутри тебя».

Учитель обсудил с коллегами пронзительное стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь», об иконе, перед которой прошла вся история России. Привел в пример одно из последних заступлений Пресвятой Богородицы, когда Святейший Патриарх Алексий II совершил крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери во время противостояния в 1993 году президента Ельцина и парламента. Тогда чудом удалось избежать гражданской войны.

Вниманию учителей был предложен слайд, на котором изображен символический крест из Богородичных икон: центр России оберегает Владимирская икона Божией Матери, восток – Казанская, север – Тихвинская, запад – Смоленская и южные пределы – Иверская икона Божией Матери. Это служит напоминанием о том, что Россия является Домом Пресвятой Богородицы.

Педагоги обсудили, почему нас привлекают старинные иконы, и как относиться к таким явлениям, как мироточение или обновление икон. Как себя вести? Обращаться к священнику, потому что бывают чудеса от Бога и не от Бога…

На встрече прозвучало много удивительных случаев, как известных, так и малоизвестных. А в завершение – рассказанная А. Елисовым история, которая случилась совсем недавно с одной православной женщиной из Кулебак. Она может послужить ответом на вопрос: «Нужна ли каждому из нас икона?»

В 1990-е годы русская женщина оказалась в Турции – стране, далекой от православия. Сестра подарила ей икону Божией Матери «Неувядаемый цвет», которой она очень дорожила и повсюду возила с собой. Эта женщина занимается кинопроизводством, и в конце января 2014 года она со съемочной группой находилась в Иерусалиме. Они уже собрались улетать, взяли обратные билеты. Женщина пришла в гостиничный номер, и вдруг икона, висевшая на стене, безо всякой видимой причины упала и разбилась вдребезги. Женщина из происшествия сделала вывод, что она этим самолетом не полетит, о чем и заявила съемочной группе. – «Раз ты не летишь, и мы не полетим». И все дружно сдали билеты, решив задержаться еще на несколько дней. А вечером в новостях передали о том, что самолет рейса Тель-Авив – Анталия, на котором они должны были лететь, разбился. Тогда турки-мусульмане прибежали к ней со словами: «Ты нас спасла». Женщина ответила, что не она их спасла, просто ей подала знак икона Божией Матери. – «Что это у вас, русских, за Бог, который вас предупреждает? Мы хотим принять веру в такого Бога…»

Преподаватели основ православной культуры, курса «Истоки», МХК, истории и литературы смогли оценить разносторонний подход учителя-новатора к теме. Он наряду с фактологией и логическими выкладками широко использует все достижения культуры (поэзию, музыку, кино) и современные формы подачи материала (презентации и видеоклипы). К тому же щедро делится своими наработками (сайт http://pritcha-elisova.ucoz.ru/). Надеемся, что это не последняя встреча с ним.

А. Елисов любезно предоставил нам для публикации свою статью - Педагогика Серафима Саровского.

Благочиние / 20140328-Елисов в Дивеевской СОШ
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото – М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.