14 марта 2014 года
12 марта прошла третья по счету встреча Православного творческого объединения "МiР" с педагогами дошкольного образования, работающими по программе "Истоки". Эта встреча была посвящена самой трудной на взгляд устроителей теме – организации праздника Пасхи для детей дошкольного возраста.
Сложность заключена прежде всего в том, что Пасха – самое главное событие в истории человечества, она – средоточие нашей веры. И чтобы по-настоящему осознать смысл и значение Воскресения Христова, необходимо понять все вероучение православной церкви. А это, пожалуй, не под силу многим из нас, что уж говорить про дошколят... Однако, кроме разума человеку дано сердце, и именно к нему имеет смысл обращаться.
В отличие от Рождества, народные традиции празднования Пасхи не так богаты. Пожалуй, кроме катания яиц, качелей и волочебных песен ничего не припоминается. По словам Ирины Михайловны Семенчук, этот праздник настолько "разлит в воздухе", что не требует каких-то дополнительных усилий для поддержания радости. И, наверное, именно ощущение этой великой радости мы в первую очередь должны попытаться передать детям. Здесь придет на помощь и прекрасная детская поэзия, доставшаяся нам в наследство, и музыка и сама природа. Нам, живущим в средней полосе России, очень повезло. После зимней омертвелости природа в наших широтах пробуждается именно к Пасхе и радуется вместе с нами.
Но, в то же время, нельзя превращать Воскресение Христово в некий "весенний празник". Надо четко обозначить, что мы празднуем. То есть разговор о смысле все-таки должен состояться.
В январе мы встречали Рождество, и важно чтобы дети понимали, что Пасха – праздник, который подарил нам тот самый Младенец, который родился две тысячи лет назад в Вифлееме. И если тогда Небо сошло на землю, то теперь для нас с вами открылся путь к Небу. И не случайно, что именно на Пасху начинался на Руси сезон качелей, которые отрывают нас от земли; не случайно, что каждый мог совершить восхождение на колокольню и оттуда восславить Христа колокольным звоном, для описания которого тоже очень подходит слово "летит".
А вот слово Воскресенье для современных детей ассоциируется только с днем недели. И здесь мы подходим к одной из самых трудных проблем. Чтобы объяснить, что такое Воскресение, нам придется говорить о смерти. Что и в каком объеме мы вправе сказать маленькому ребенку, тем более чужому. Подходы существуют самые разные.
Руководитель Студии раннего развития "РОДНИЧОК" детский психолог Виктория Ивановна Горбушкина считает, что разговор о смерти в дошкольном возрасте может возникать только по инициативе ребенка и только в очень осторожной форме.
В традициях наших предков существовала практика знакомить ребенка (начиная где-то с пяти лет) со смертью, посещая чужие похороны, которые не так психологически тяжелы для малыша.
Ирина Михайловна рассказала два случая из своей жизни, в которых отразились противоположные опасности неосторожного подхода к этой теме. С одной стороны, ребенок, который очень естественно принял объяснение смерти бабушки, как перехода в иную жизнь, получил психологическую травму, когда воспитатель объявил, что никакой иной жизни нет, а "закопали в землю – и все". А с другой, девочка, чья жизнь была полна тяжелых переживаний, узнав, что ее умершему младшему брату теперь на том свете не приходится страдать, тоже захотела умереть.
Психологическая устойчивость и степень зрелости сознания у каждого ребенка индивидуальна. И, конечно, такие темы, как смерть, требуют индивидуального доверительного разговора с близким человеком. Чужому вторгаться в эту область опасно и не нужно. Поэтому для разговора о Пасхе достаточно просто констатировать, что христиане верят в то, что Христос был убит, но победил смерть, снова ожил и вознесся на Небеса. У малышей вряд ли возникнут какие-то вопросы, а дальнейший разговор, если он состоится, – область ответственности родителей.
Поддержать и как бы проиллюстрировать тему возрождения снова поможет природа. В Студии "РОДНИЧОК" уже несколько лет во время подготовки к Пасхе происходит следующее. Накануне дети закапывают в ящички для рассады семена травы, а к Пасхе видят, как из неживого, казалось бы, зерна прорастают живые зеленые побеги. Потом такая коробочка с травкой может быть украшена и подарена вместе с Пасхальным яйцом родителям, друзьям или кому-то из близких.
Все мы выносим из раннего детства не рационально усвоенные смыслы, а ощущения и чувства, которые потом подпитывают и направляют нас всю жизнь. А значит, надо добиться, чтобы дети ощутили великую Пасхальную радость, узнали с Чьим именем она связана. А осмысление (будем верить) придет уже потом.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна