Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Кино для ума и души

22 октября 2013 года

Показ фильма режиссера Павла Лунгина «Дирижер» в киноконцертном зале городской Художественной галереи 18 октября открыл Неделю православного фильма, посвященную 110-летию прославления преподобного Серафима Саровского. Событие натолкнуло на размышления, которыми хочется поделиться…

В этом году прошло немало мероприятий под девизом «к 110-летию…» Такое чувство, что духовные семена, посеянные в 2003 году, когда наш город впервые отметил причисление батюшки Серафима к лику святых, начали давать плод. Можно, конечно, сказать, что «надо было что-то придумать к дате, чтобы потом отчитаться…» Но мне кажется, что эта дата стала поводом и возможностью проявиться новым росткам духовности. Не секрет, что всякое дело движется конкретным человеком, переживающим за результат. И таких людей в Сарове много, в том числе в учреждениях культуры…

Вернусь к фильму Павла Лунгина. Этот режиссер стал широко известен после фильма «Остров», который привлек внимание как православного, так и нецерковного зрителя. Он стал сенсацией. Несомненно, и фильм «Дирижер» – тоже яркое событие.

Действие картины происходит в Москве, а затем – в Иерусалиме, куда известный коллектив под управлением великого дирижера приезжает дать концерт. Поначалу меня просто раздражал непонятный главный герой, который, управляя огромным оркестром и хором, создавая великую музыку (звуки оратории митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею» с первых кадров врываются в душу и ведут ее за собой), остается холодным, надменным и равнодушным. У него пустые глаза. Он как живой мертвец. Но когда узнаешь, что человек потерял единственного сына, его становится до боли жаль. Несмотря на то, что он, во многом, сам виновник смерти сына, хоть и не хочет принять это. Он хоронит собственного сына, страдает… Мы видим его беспомощным как малое дитя… А днем ранее он забирает у друзей сына его посмертный подарок, картину – написанный им портрет отца. Мертвого отца, в позе распятого на Кресте Спасителя. Кощунственное изображение.

И вот, идет живой мертвец вдоль стен Иерусалима, а потом кидает свой портрет с обрыва. Именно на этом месте – под городской стеной – в древнем Иерусалиме располагалась городская свалка, постоянно смердящая дымными кострами. Это и есть та самая «геенна огненная» – прообраз адского пламени.

Сердце страдающего отца оживает не сразу, проходит время. Он агрессивен, оправдывает себя, не способен принять сострадание и сочувствие. Удивительно, но когда дирижер вошел в храм Гроба Господня, у меня возникло чувство, что вхожу вместе с ним. Четыре года назад Господь привел побывать на Святой Земле. И все забытые цвета, запахи, звуки вдруг воскресли в душе. И откуда-то из глубины поднялась молитва…

Дирижер читает предсмертное письмо сына, который в своих отношениях с отцом сравнивает себя с покупателем в магазине. – «У вас есть хлеб?» – «Да, есть». – «Тогда дайте мне жвачки…» Далее он со словами любви просит прощения у отца… Как часто мы тоже просим жвачки у Небесного Отца, когда Он может и хочет дать нам Хлеб Жизни!

Отец пишет ответ на обороте последнего сыновнего послания, идет на кладбище и  зарывает его в горячий песок могильного холмика. И плачет, плачет… как впервые заплакал у Гроба Господня. И далее – завершение гастролей, возвращение в Москву.  Лицо осиротевшего отца – родители тоже становятся сиротами, когда хоронят своих детей. Но это уже лицо живого человека с теплым взглядом чуть слезящихся стареющих глаз…

Вот, пожалуй, и все. Не считая ряда эпизодов. Один – совершенно пронзительный. О, как мы любим, чтобы все было правильно! Вот, солистка хора – любящая жена, православная христианка, давно мечтавшая побывать на Святой Земле – приревновала мужа (за дело!) к паломнице из самолета. Она просит молодую женщину не приходить на концерт, чтобы увлекшийся ею муж не смог ее видеть. Та соглашается и вместо концерта идет с детьми на базар Старого города. И там погибает от взрыва бомбы террориста. Двое детей становятся сиротами... Для меня этот фильм стал событием.

Теперь несколько слов о самом показе. Неделя православного кино на моей памяти впервые проводится в нашем городе. Но насколько замеченным станет это явление культурной жизни? Насколько ощутимым будет резонанс?

Зал был заполнен на две трети. Большая часть зрителей – интеллигенция, нецерковные люди. Самая большая компания православных была из нашего волонтерского центра. Но и у нас люди – разные. Для кого-то фильм так и остался непонятым. Одна очень хорошая девушка как ни всматривалась, как ни вслушивалась, ничего для себя унести не смогла. Даже музыка оказалась трудна для ее восприятия. Почему? Наверное, потому что фильм создан в контексте православной христианской культуры. Надо прочитать и осмыслить Евангелие, чтобы понять текст оратории. Тогда духовная музыка не потребует объяснений. И, наверное, надо побывать в святом граде Иерусалиме, чтобы узнавать в кратких мелькающих кадрах Старый город, Камень помазания, Кувуклию Гроба Господня… Чтобы правильно «считывать информацию», надо быть внутри культуры, жить в ней.

Вспоминаются споры вокруг преподавания в школе основ православной культуры. Сколько копий сломано! Надеюсь, что те взрослые, которые вырастут из нынешних школьников, изучающих ОПК, не уйдут «пустыми» с такого фильма, как «Дирижер» Павла Лунгина. Но дело не только в том, сколько в нас не вложено родителями или школой, и не в том, сколько мы сами не освоили из культурного пласта христианства. В любом случае, хороший фильм – это, в первую очередь, хороший повод для разговора. На мой взгляд, как неподготовленному, так и более «продвинутому» зрителю не хватило обсуждения, рассказа о фильме и его создателях. О контексте, наконец. О звучащей в кадре музыке… Все это должно быть, как необходима дорогому камню оправа. После просмотра фильма я поняла, что такие показы могут стать поводом для интереснейших встреч, ведь на них всегда приходит самый неравнодушный и заинтересованный зритель.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст А.Виноградовой, фото из сети Интернет

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.