12 июля 2013 года
В России храмы без наружных колоколов встречаются редко: разве что расположены рядом с больницей или несколько храмов стоят рядом, как в монастырях, и колокольня у них общая. Но даже в этом случае колокола есть внутри каждого. Ведь задача колокола не только оповестить прихожан о начале службы и её ходе, но и непосредственно участвовать в молитве. Все канонические звоны описаны в специальном уставе, по нему определённым образом обзваниваются как литургические моменты богослужения, например, чтение Евангелия, так и другие таинства и службы - Браковенчания, проводы усопшего, водосвятный молебен, крестный ход и т.д.
В современной звонарской традиции обычно используют три группы колоколов: зазвонные (малые), на которых звонарь играет правой рукой и бьёт самый быстрый ритм, подзвонные (средние), на них левой рукой выигрывают основную сложную мелодию, и благовестники (большие), задающие общий ритм. Из них звук извлекается при помощи педалей, блоков и оттяжек. На особо тяжёлых колоколах могут играть отдельно поставленные звонари, а иногда даже и несколько. Отлить колокола – большое искусство, но не меньшее - правильно подобрать их друг по отношению к другу для конкретной звонницы. Раньше, когда колокола покупались в приходы и монастыри не часто, гармоничное звучание набора было большой проблемой. В настоящее время тоже лучше приобретать колокола не по отдельности, а сразу, чтоб подбирать хорошо звучащий полный ансамбль на заводе. А это недешево…
Откуда на звонницах колокола?
Наиболее характерно для русской православной традиции, когда малые и средние колокола на звонницу в приходах жертвуют отдельные благодетели, а праздничный благовестник храма (большой колокол) – отливается на общие пожертвования. Для любого сельского прихода на Руси колокол в тонну весом не был проблемой: ставили кружку и объявляли сбор. По такому же принципу собирались в свое время колокола и в Саровской пустыни: до 9 тонн – от благодетелей или «целевым платежом» в честь какого-то события, например, освящение нового храма, а самый большой, 1200 пудов, отливали соборно. Бывали на Руси и такие случаи, когда благовестники жертвовали в церковь семьями, родами.
Почему же люди жертвуют на колокола? Чтобы проще было это понять, надо встать на позицию человека, в жизни которого случилась или большая радость, или тяжелое горе. Ведь в эти моменты мы сугубо обращаемся к Богу.
Например, у Государя Императора родился сын – великая радость! Наследника престола крестили Александром и Венценосный отец в честь святого покровителя своего ребенка заказывает на звонницу праздничный многотонник с образом святого Александра Невского и соответствующей событию надписью.
Некоторые родители дарили на звонницу сразу несколько малых колоколов с именами своих детей. Ведь, например, каждый зазвонный колокольчик имеет неповторимый голосок, а звучит в мелодии только совместно с другими, от движения одной руки звонаря – это так похоже на семью!
Нередки были случаи, когда колокол дарили церкви молодые супруги в день венчания – как благодарность Богу за обретенное семейное счастье и для вечной молитвы о его сохранении.
Или вот воин, павший за освобождение Родины, находит упокоение на кладбище среди предков. Благодарные потомки и родственники жертвуют колокол с указанием не только имени, но и обстоятельств гибели героя. Получается неповторимый звучащий памятник человеку.
На Руси вообще было много колоколов и об упокоении душ безвременно ушедших и погибших рабов Божиих, как взрослых, так отроков и младенцев (ведь бывает, что родители переживают своих детей). Так это по-русски и по-христиански, о себе Господа не молить, а ушедшего близкого поминать всю свою оставшуюся жизнь.
Бывало, что жертвовали колокола и люди, чудом избежавшие смерти - в благодарность за спасение и себе да другим на память – жизнь наша в руке Божией…
Естественно, что такие колокола именные, то есть подписанные: за кого принесены в дар ли от кого. Надписи обычно делаются на «юбке» колокола красивой вязью на церковно-славянском языке (это ювелирная работа), а длина фразы зависит от диаметра конкретного колокола и шрифта. На больших колоколах буквы и образа отливаются, а на малых – гравируются. Встречаются надписи: «Помяни, Господи, во царствии Твоем раба Божиего такого-то» или «Колокол весом … пудов для храма такого-то отлит стараниями рабов Божиих…». Часто на небольших колокольчиках упоминается одно только имя – «р. Б. Мария». В таком случае не нужно уточнять, во здравие или об упокоении колокол подарен, ведь у Бога нет мертвых, все живы. Да и храм простоит дольше, чем длится наша земная жизнь. Колокола вообще живут очень долго, если их не сбрасывают и не переплавляют на пушки. Иногда даже дольше, чем храмы, в которые их жертвовали.
Каждый удар церковного колокола – это молитва ко Господу. И сколько будет звучать колокол, столько и будет совершаться это молитвенное поминовение.
Успейте подарить церковный колокол!
Слава Богу, в наше время действующих храмов много, требы в них и за здравие, и за упокой душ своих родных и близких может подать каждый. А вот устроить так, чтобы о них возносилась вечная молитва – возможность редкая. Это можно сделать, когда формируется набор колоколов на новую звонницу.
И сейчас в Сарове такая возможность есть! Недавно освящен новый храм – во имя святого праведного Иова Многострадального, на ул. Березовой. Прихожане запомнили, какой в день освящения был прекрасный звон! Но звучавшие тогда колокола не принадлежат приходу, их привезли энтузиасты из разных мест – ради праздника. Собственную стационарную звонницу еще только предстоит собрать. И в этом могут принять участие все желающие.
Если у вас появилось желание повесить именной колокол о здравии, упокоении или в честь какого-то события в вашей жизни или жизни семьи, а так же принять любое другое участие в формировании звонницы храма Иова Многострадального, обращайтесь к его настоятелю – протоиерею Льву Юшкову.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна