Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

История монашества в русской иконе

15 июня 2013 года

14 июня в Городском музее открылась выставка «Образы православного монашества: от преподобного Антония Великого до преподобного  Серафима Саровского».

 Эта передвижная выставка икон из собрания Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Фонда Андрея Первозванного и частных и церковных коллекций, посвященная 110-летию канонизации прп. Серафима Саровского, начала свое путешествие с нашего города, где она будет находиться до 28 августа, а затем отправится в Липецк и Тамбов. Данная экспозиция – плод совместных усилий сотрудников музеев, Российской государственной библиотеки и коллекционеров при поддержке Министерства культуры РФ и администрации г. Сарова.

 «Эти люди собрали, сохранили, осмыслили и донесли до нас эти реликвии», – отметила на открытии выставки директор Городского музея Нина Остриянская. По ее мнению, сердцу каждого человека, которому  дорого наше Отечество, дороги его святыни и святые подвижники: «Это – герои духа, многие из них стали героями литературы, которая берет начало в житийной литературе древней Руси, питающей своими духовными корнями всю нашу культуру». Этоуже вторая экспозиция, рассказывающая о православии, которую привозят в Саров в этом году (первая – была о Соловецком монастыре). Протоиерей Александр Сухоткин: «Надеюсь, что все то, что закладывали в эти иконы их создатели: объединение человека с Творцом, исторические сюжеты о подвигах человеческого духа – найдет отклик и свое воплощение на нашей земле».

Открытие выставки предварило пение хора храма вмч. Пантелеимона под упр. Елены Ляминой, настраивая посетителей музея на восприятие церковного искусства. С большой радостью и праздничным настроением выступали глава администрации Валерий Димитров и гости нашего города – музейщики, хранители, реставраторы, коллекционеры, организовавшие эту выставку. Заместитель директора Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Мария Иващук от лица всех гостей выразила общее желание – продолжить сотрудничество с Саровом. А хранитель собрания икон при фонде Андрея Первозванного Елена Тихомирова пожелала каждому посетителю выставки найти свой памятник, который запомнится на всю жизнь, к которому захочется возвращаться. Выставка явилась итогом работы музейного сообщества и коллекционеров за последние четверть века. Несомненно она станет значительным событием в культурной и православной жизни нашего города.

Сарову подарили специально выполненные копии двух икон, единственно известных образцов творчества насельников Саровской пустыни времен прп. Серафима. Икона «Господь Вседержитель» будет экспонироваться в Городском музее, а икону Божией Матери передали для размещения в одном из городских храмов. Искусствовед Яна Зеленина рассказала, что их неожиданно обнаружили в центре Москвы, в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Надпись гласила, что они были написаны монахом Саровской пустыни Вонифатием в 1788 году, спустя 10 лет после того, как в Саровскую пустынь пришел Прохор Мошнин. Во время создания этих  икон прп. Серафим был еще молодым иеродиаконом. О монахе Вонифатии известно, что он – искусный живописец, но до сего дня не знали его работ. В наше время его больше знали как архитектора, по проекту которого был построен храм Саровской пустыни во имя прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Также он участвовал в постройке монастырских стен, писал на финифти и стекле.

Первую экскурсию по выставке провела автор ее концепции, зав. сектором Музея им. Андрея Рублева Яна Зеленина. Она задумала показать историю православного монашества, предшествующую появлению батюшки Серафима, потому что существовала преемственность духовного опыта. Например, икона прп. Симеона Столпника – основателя в IV веке подвига столпничества, непрерывной молитвы на столпе (т. е. возвышенном месте), которому подражал прп. Серафим Саровский уже в XIX веке.

Экскурсия началась от самых древних примеров монашества: от Иоанна Предтечи, прп. Зосимы и Марии Египетской; от изображения лествицы с восходящими по ней монахами и символического изображения монашества в притчах; с витрины, где выставлены четки, параман и другие атрибуты монаха. Затем перешли к русским святым, которые во всей полноте восприняли лучшие традиции монашества. Первая икона в этом ряду – Господь Вседержитель в полный рост, к которому обращены маленькие фигурки молящихся основателей русского монашества – Антония и Феодосия Киевопечерских. А последние иконы в этом ряду посвящены батюшке Серафиму, они показывают становление иконографической традиции изображения Преподобного: от духовной картины и народного лубка, от исполненных любовью работ дивеевских сестер к современной и привычной для нас иконе. Краткие описания каждого экспоната вынесены в отдельные альбомы с перекидными листами. Посетителям выставки предстоит оценить такой вид подачи информации.

Даже люди верующие не всегда понимают, какой должна быть старинная икона. Некоторые считают, что потемневшей от времени, в которую нужно вглядываться, чтобы понять, что на ней изображено. Мы привыкли видеть поврежденные иконы, как будто это их нормальное состояние. А на выставке все иконы – удивительно нарядные и красивые. С учетом их почтенного возраста понятно, что в них вложен большой труд реставраторов. Они привлекают внимание яркими цветами, создают праздничное, солнечное настроение, на красном фоне обивки стендов смотрятся как драгоценные украшения.

Выставка получилась небольшая, но очень продуманная, сделанная со всей душой. На ней представлено много редких памятников, разные образы подвижничества и разные иконописные школы. Можно увидеть историю монашества от начала его возникновения, как оно пришло на Русскую землю и какими святыми просияло в ней. На выставке есть возможность прикоснуться к истории Русской Церкви и к русской иконе, которую по праву называют богословием в красках.

 

Культура / 2024 год / 20240215-На круглом столе «Православие и культура»
 
 
 
 
 
 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст – М. Курякиной, фото – А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.