Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Точка отсчета для Сарова – Соловки

4 апреля 2013 года

3 апреля для студентов и преподавателей СарфТИ НИЯУ МИФИ состоялась лекция историка, исследователя  Соловецкого наследия, Вячеслава Столярова – «Соловки в современной культуре».

В Сарове 1 апреля открылась выставка «Соловки: Голгофа и воскресение». В.Столяров – один из ее создателей, автор значительной части контента. Исследованию духовного и культурного Соловецкого наследия посвятил значительную часть жизни. С начала 2000-х защищал Соловки от превращения во «всемирный туристический рай», убеждая власть имущих, что Соловки – это, в первую очередь, русская святыня.

Лектора, своего  друга, представил аудитории член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, помощник директора РФЯЦ-ВНИИЭФ,  Дмитрий Владимирович Сладков. В СарФТИ Вячеслав Павлович читал второй раз. Только между лекциями получился большой промежуток – почти семь лет. Хотя разговор, по сути, один и тот же – о традиционных ценностях. О том, что знать их необходимо,  что они для нас – точка отсчета, позволяющая ориентироваться в современной жизни.

Сама я – человек уже взрослый, поколение мое – где-то посередине между Вячеславом Павловичем и студентами, к которым он пришел. И человек я верующий и воцерколенный, как и он, а среди собравшихся только пятеро открывали Библию (так показал опрос в начале лекции).  Поэтому восприятие происходящего, конечно же, разнилось. Мне показалось, что лекция была стройной и логичной, что главная ее тема была хорошо раскрыта, что лектор применял интересные  и неординарные подходы. Студентам же (хочется надеяться – не всем) показалось иное. Вот, например, такие слова: «Не понравилось… Информация изложена сумбурно и не систематизировано. При прочтении любого источника в Интернете количество полезной информации было бы больше».

Что тут спорить, ведь у всех разные критерии полезности. А они потому и разные, что отличаются точки отсчета. О чем и повел речь необычный лектор.

В.Столяров коснулся книги Бытия – истории первого братоубийства Каином Авеля, за что был проклят. Рассказал о том, чем во многом является монастырь – «инструментом восхождения к Богу». Об основателях Соловецкой обители и о том,  как монастырь на заброшенных островах – «на краю жизни и смерти» – стал просветителем сурового северного края, фактически присоединив эту территорию России. И территорию немалую, равную двум областям или одной республике.

«Как управлять таким государством, с суровым климатом, с жителями, говорящими на разных языках (на побережье Белого моря жили саамы, финны, ненцы, а шведы и норвеги тоже считали эту землю своей)?» – спросил лектор. «Строить крепости!» – ответ из аудитории. «Ну, тогда ты будешь сидеть в крепости, вокруг которой враги», – реагирует Столяров. Монастырь поступает иначе. Он защищает северные народы от вторжения иностранцев, желавших их научить азартным играм и споить – выходят указы игумена Соловецкой обители свт. Филиппа Колычева ( а затем и Царя Иоанна Грозного) «не играть в зерн», «вышибать торговцев спиртными напитками». Идет строительство церквей по побережью. Дети северных народов обучаются в монастыре грамоте, иконописи, строительству и другим полезным профессиям. Все народности начинают общаться на русском языке,  приобщаются к православной культуре. Север крепнет. Поморы доходят на своих судах до Америки.

Трагична русская история. Этих страниц также коснулся В.Столяров. Он затронул темы  – опричнины и гибели свт.Филиппа, Соловецкой осады и церковного раскола – очень кратко, поскольку каждая заслуживает отдельного рассмотрения.  Но они были необходимы в контексте лекции. Каждый человек получает воздаяние за свои поступки. И особо велика ответственность помазанника Божия – Царя, поскольку от Бога ему вручена судьба народа. Поэтому печальны последствия правления Ивана Грозного царя  для его потомков (пресечение династии). И для императора Петра Первого, который, запретив судостроение и принятие иностранных флотов в портах Беломорья,  фактически разорил русский север и поморские народы. Духовника своего – будущего святого Иова Голгофского – слушаться не хотел, сослал его на остров Анзер Соловецкого архипелага. Итог – ранняя смерть, сестры и супруга насильно пострижены в монахини, сын Алексей умер в тюрьме.  Династия под угрозой, в России зарождается революция.

И все-таки духовная мощь Соловецкой обители так высока, что монастырь разоренный после «соловецкого бунта», снова возрождается. В 19-м веке на «острова спасения» стремится попасть каждый, как на Афон, как на Святую землю. К началу 20 века на Соловках работает своя метеостанция, судостроительный док, типография, художественные мастерские, гидроэлектростанция. У Соловков своя печать, свои флаги. Это целая духовная республика. Однако приходит революция. Это новая страница. Это СЛОН (соловецкий лагерь особого назначения). Кровавая мельница.

Вячеслав Павлович постарался донести до аудитории, в чем корни революции, которая смела многие достижения российского государства, уничтожила миллионы жизней, причем лучших людей… Он подошел к этому с позиций Библии. С тех незапамятных времен, когда Каин убил своего брата и земля возопила об этом к Богу, когда Каин был обречен скитаться, так как не мог уже питаться от земли,  человечество разделилось на сынов Каина и сынов Божиих.  На тех, кому не дорога родная земля (вернее никакая земля не родная), кто паразитирует на труде других,  и иных  – тех, кто может обрабатывать землю, кто способен затосковать по родине, кто ищет высший смысл бытия и стремится жить по заповедям Божиим.

Непростой вопрос, соглашусь. Племя Каиново и племя сынов Божиих…  Одна культура борется с другой культурой. Можно ли утверждать, что все человечество делится на эти две противоположные по внутреннему  устроению души группы?  Тогда, если ты родился в роду Каиновом, уже обречен быть таким?  На мой взгляд, это разделение не по крови (не по родству), а по духу. В каждом из нас живет Каин, но мы можем стать сынами Божиими, если принимаем иной взгляд на мир.

Итак, Соловки – как точка отсчета. Точка отсчета для чего?  Для понимания мировоззрения наших предков, для понимания святыни вообще и обретения своей  святыни в частности. Этим и завершилась лекция – Вячеслав Павлович обратил внимание слушателей на то, что происходит в нашем родном городе: саровская святыня лежит, рассеченная пополам. Дорога через монастырь прошла в советское время, но и сейчас по ней ездят машины. Содрогается уникальный подземный комплекс. Но главное – воспроизводится то, советское, отношение к святыне – попрание ее. На примере Соловков В.Столяров показал, что излучаемый монастырем духовный свет может преображать все вокруг, укреплять, развивать, возносить. А что может поруганная святыня? Ведь сначала Свет должен накопиться, налиться, как вода в чашу. Но чаша – разбита.

Многие саровчане против того, чтобы замкнулся контур монастыря, потому что «не удобно будет ездить».  Но это – логика каинова племени, как ни неприятно это осознавать. А не хочется быть в их числе…

Так что лекция, особенно ее концовка, вызвала неоднозначную реакцию. На мой взгляд, аудитория была неоднородна, мнения разделились. Были, например, такие вопросы:

«Кто сегодня скупает Соловки?» – «Сегодня уже никто – отбились, но опасность все же есть».

«Как распространяется свет от монастыря?»  – «Как вода переливается из переполненной чаши».

«Правда, что на Соловках выращивали виноград?» – «Не только виноград, но и дыни, и  арбузы, и различные реликтовые растения с Тибета».

«Вы считаете, что проезд через наш монастырь надо закрыть, все храмы построить и запустить паломников?»

Вячеслав Павлович ответил следующим образом: «Храмы строить – это вопрос. А замкнуть контур надо. Тогда в Сарове мы получим точку отсчета. Для всех. А те люди, которые сегодня живут здесь и страдают от техногенной среды (в кварталах - каменных джунглях) найдут в монастыре место, где сможет отдыхать и приходить в себя их душа. Ведь монастырь – это духовная лечебница…»

Лекция завершилась. А как ответит на этот вопрос каждый из нас? 

Культура / 2018 год / 20181205-Снимают передачу о святынях Нижегородчины
В соборе Михаила Архангела в нижегородском Кремле
В соборе Михаила ...
В музее Ядерного оружия. Саров
В музее Ядерного ...
На ступенях Троицкого собора Дивеевского монастыря
На ступенях Троиц...
 
 
 
На Святой Канавке Дивеевского монастыря
На Святой Канавке...
Вид на Троицкий собор Дивеевского монастыря
Вид на Троицкий с...
Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская
Икона Божией Мате...
Интерьер Троицкого собора Дивеевского монастыря. Сень над ракой с мощами батюшки Серафима
Интерьер Троицког...
 
Саровские пещеры
Саровские пещеры
Сумерки в Дивеевском монастыре
Сумерки в Дивеевс...
На Дальней пустынке прп. Серафима. Саров
На Дальней пустын...
Встреча с арзамассцами в Дивеевском монастыре
Встреча с арзамас...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото А.Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.