26 марта 2013 года
24 марта в воскресной школе при храме Всех Святых состоялось занятие для родителей на тему: «Пост – средство и время воспитания волевых качеств и послушания детей». Выступали: завуч А. Н. Яцкова и иерей Александр Брюховец, директор воскресной школы.
Работа над ошибками
Альбина Николаевна говорила о том, что пост – это такое время, когда человек может изменить себя. У каждого – своя мера поста в смысле пищевых ограничений, но душевно и духовно потрудиться может каждый. То же относится и к детям.
А. Н. Яцкова: «Ребенок не может целый день в школе ничего не есть. Он ест постную пищу лишь вечером вместе со всеми членами семьи. Но духовный пост у ребенка должен быть. Это может быть помощь по дому, наведение порядка на своем столе, добрые дела. Тем самым мы подвигаем детей к волевым усилиям.
Когда мы спрашивали учеников, с чем у них ассоциируется слово «пост», они отвечали, что с военным, стоящим на посту. Действительно, солдат охраняет Родину, а мы, христиане, воины Христовы, охраняем свою душу для Царствия Небесного. Дети это хорошо понимают и принимают. Если родители поддержат наши усилия, то ребенку будет легче воздерживаться, проявлять волю и быть послушным.
Воспитание детей нужно начинать с себя. Современные дети не умеют слушать и слышать. – «Иди сюда». – «Сейчас». – «Сделай что-либо». – «Потом». Хотят ли наши дети чего-нибудь, что требует волевых усилий? Часто, нет. Они не умеют смиряться и сопереживать, дерзки и жестоки по отношению к другим. Почему они такие? Ведь никто не хочет быть плохим… Дети транслируют то, что видят вокруг себя. Они часто воспроизводят наши слова, поступки и интонации, наше отношение к окружающим. Поэтому не надо все списывать на влияние улицы и СМИ».
Альбина Николаевна рассказала родителям о разных периодах в жизни ребенка. На каждом этапе его развития перед ними встают новые задачи. Психологи утверждают, что до окончания школы ребенок переживает шесть кризисов: при рождении, в год, в 3 года, 7, 13 и в 17 лет. Ребенок меняется, и каждый раз к нему нужно находить подход.
Маленький ребенок все хочет попробовать сделать сам. А мы не имеем времени, терпения, и не позволяем ему, отбивая стремление к самостоятельности. В итоге, ребенок вырастает, многому так и не научившись. А жизнь бежит дальше, предъявляя к нему все новые требования.
Что составляет основную деятельность ребенка до 7 лет? Игра. А разве мы играем с детьми? Мы упускаем возможность научить их выдержке, терпению, умению подчинятся правилам и многим другим полезным качествам. Также мы нарушаем естественное развитие дошкольников тем, что перегружаем их занятиями, причем, далеко не всегда это делаем по правильным методикам. Потом с большим трудом приходится их переучивать читать, писать и считать.
В 7 лет ребенок входит в новое сообщество. Его основным видом деятельности становится учеба, его успехи оценивают. Он переходит на новый уровень ответственности. Начинает сам оценивать себя, и не всегда правильно. – «Не я виноват, а плох учитель, другие дети».
В период с 14 до 17 лет, когда происходит половое созревание, ребенок начинает критически оценивать родителей, учителей, сверстников. Его все не устраивает, он – один, и даже сам не понимает, что с ним происходит. Нужно постараться не потерять с подростком хороших отношений, которые были раньше, чтобы он имел к вам доверие. Родителям следует правильно объяснить ребенку то, что он взрослеет, и какую ответственность это накладывает на него. Мальчики – ответственны за девочек, а девочки – должны помнить о том, что они когда-нибудь станут мамами.
А. Н. Яцкова рассказала об этапах формирования у ребенка системы ценностей: от принятия морали под воздействием родительского авторитета к собственному нравственному выбору. Она призвала родителей не забывать о том, что в ребенке уже заложен образ Божий, а подобие нам надо в нем воспитать…
Также Альбина Николаевна предложила организовать кружок «Умелые руки», чтобы дети с папами отремонтировали мебель, привели воскресную школу в порядок. Учеба заканчивается перед Пасхой, так что до каникул будет еще целый месяц…
Семейный уклад
О. Александр в своем выступлении говорил о том, что у нас, родителей, не всегда есть соответствующие знания и время, чтобы их приобрести. Нас часто заедает быт, но это не является оправданием, снимающим с нас нашу главную ответственность – за воспитание детей. Если мы не будем этим заниматься, то скоро пожнем горькие плоды своего бездействия.
О. Александр:
– Приходит возраст, когда мы больше радуемся уже не своим достижениям или материальным приобретениям, а понимаем, что наше счастье – в детях: в том, насколько они наставлены на путь спасения, приобщены к вечной жизни, крепки в нравственном и духовном плане, насколько они способны самостоятельно жить и создавать свои семьи, насколько они счастливы. И если дети – несчастны, то это перечеркивает всю нашу жизнь. Многие люди утратили радость семейного общения и взаимопонимания. Им больно видеть дружные семьи, в которых дети ходят в храм. Некоторые родители упустили детей и теперь ждут внуков, чтобы дать им то, чего не дали детям. Поэтому родители не должны расточать себя на второстепенное…
Как же приступить к этому делу? Нужно так выстроить свой семейный уклад, чтобы он сам положительно влиял на детей. Дети впитывают то, как мы молимся, постимся, посещаем храм, как мы себя духовно образовываем, как относимся к своим родителям, супругам и к ним. Все начинается с внимания к самому себе, с устроения своей жизни и с помощи ближним. Живя в такой семье, дети приобретают духовные навыки.
Что касается поста, то у многих людей есть какая-то ревность, когда они стараются буквально соблюсти устав, придают чрезмерное значение пищевым ограничениям. Для них самый страшный грех и источник сокрушения – капля масла в день, когда положено сухоядение. Они в магазине изучают состав продуктов, выискивая и отделяя постный хлеб от скоромного. Акценты смещаются. Мы должны понимать, что у каждого человека есть свои особенности. Своя мера поста у ребенка, у человека работающего, у того, кто только пришел в храм. Не стоит зацикливаться на этом.
Что можно сказать об опыте многих православных семей?
Телевизор – это, действительно, большое зло, которое наполняет нашу жизнь ненужным. Это – как семечки, от которых повсюду шелуха: жуешь их, жуешь, а сытости нет. Когда мы выключаем телевизор, изменяется мир вокруг нас, мы начинаем замечать окружающих, освобождается много времени, ум и душа очищаются от пошлости и бесполезной информации. Человек может прийти в себя.
Для ребенка это тоже важно. Он должен знать, что есть время, когда мы не смотрим пустое. Если это происходит из года в год, из поста в пост, то формируется привычка. Ребенок всегда сможет нажать внутри себя выключатель: «Нет, это не мое», – и отключить источник информации, который не соответствует его духовному пути. Если кто-то из детей сильно зависим, и ему это дается с трудом, то пусть смиряется вместе со всеми. Не стоит идти у него на поводу: «Давай, смотреть по чуть-чуть». Ребенок этого не поймет и начнет злоупотреблять нашей нерешительностью. Лучше сразу пресечь.
То же самое – компьютерные игры. Если раньше на улице можно было увидеть играющих детей, то теперь наши дворы пусты, стоит тишина. Где же дети? Скорее всего, сидят на наркотике, которым является компьютер и Интернет. Поэтому так важно научить их нажимать эту кнопку в своей душе. Конечно, это должно протекать без конфликта. Если родители сами удалились от компьютера и телевизора и занимаются детьми, то дети будут ощущать их заботу, ритм семьи. Тогда для них это не составит проблемы. А потом, когда закончится пост, им уже не очень-то и захочется снова туда погружаться.
Что касается пищевых ограничений, то в нашей семье дети в саду и школе едят то, что там дают. А когда дети приходят домой, они питаются тем же, чем и родители. Особая еда – только для самых маленьких. Когда мы готовимся к Причастию, мы оговариваем с детьми меру их воздержания. Для взрослого человека это, в первую очередь, – духовное очищение, подготовка к исповеди, отрешение от мира. Ребенку сложно понять это так глубоко. Для него воздержание перед Причастием призвано подчеркнуть важность Таинства и то, что оно требует особой подготовки, духовного труда. Ведь то, что дается без труда – не ценится и легко попирается.
В нашей семье школьники имеют возможность причащаться в воскресенье. Они полностью постятся в субботу: утром дома завтракают, в школе в этот день не едят, приходят обедать домой. Вечером исповедуются, в воскресенье – причащаются и постятся вместе со всей семьей. Это не приводит к конфликту в школе и, в то же время, подчеркивает важность Причастия, вводит ребенка в церковную жизнь. У детей старшего школьного возраста – уже другая мера, они могут поститься два дня или более. Но тут надо смотреть не столько на биологический возраст, сколько на духовную зрелость ребенка. Родители должны понимать, что можно легко отбить у ребенка желание причащаться в будущем, если он будет воспринимать подготовку к Таинству как непосильный бессмысленный труд с вычитыванием непонятных канонов.
Надо им разъяснять, для чего нужно Таинство Причастия, что это – соединение со Христом, чтобы мы исправляли свою жизнь по заповедям Божиим. Чтобы не просто написали на бумажке грехи, но наметили какие-то противоположные этим грехам поступки. Над этим надо работать. И родители должны в мягкой форме, не раздражая детей, указывать им, над какими качествами надо поработать. Для тех, кто потрудился, радость на Пасху будет больше…
Без маски
Вопрос: «Можно ли переключить детей с компьютерных игр на настольные? Ведь в них тоже присутствует азарт и веселье? Насколько это сообразуется с постом?»
Отвечает иерей Александр Брюховец:
– Ребенку по возрасту положено играть. В евангельском чтении перед началом Великого поста Господь сказал: «...когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф. 6, 16-18)». Здесь говорится о том, что не надо изображать из себя постящегося. Мы часто приклеиваем на себя внешнюю маску. Если Пасха, значит, положено улыбаться, если пост – ходить со скорбным лицом. Не нужно что-то изображать, лицемерить. Лицо должно выражать наше внутреннее состояние. Можно представить себе древнего подвижника благочестия, который в пост отказывался от воды и пищи, сурово смиряя плоть. Наверное, и лицо у него имело такое же выражение. Но у нас не тот уровень поста. Кроме того, веселость бывает разная как по качеству, так и по степени (и тут должна быть мера).
Прп. Серафим Саровский был весел и говорил, что ни в коем случае нельзя унывать, это грех. А веселье, которое показывают по ТВ, это – пошлость, которая разрушает. Апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите… (1 Фес. 5, 16-18)». А внутренняя радость – это состояние души человека. В нас должна быть радость оттого, что Господь нас любит, что Он наш Спаситель, оттого, что мы стремимся наследовать вечную жизнь. А выражается эта радость в творчестве, в наших делах. Поэтому не надо говорить детям: «Не смейтесь, сейчас – Великий пост».
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна