14 февраля 2013 года
Правительство фактически объявило о сворачивании одного из своих самых амбициозных проектов в финансовой сфере. Поправки к закону о госуслугах, анонсированные 11 февраля министром связи Николаем Никифоровым, отменяют поголовное обеспечение населения универсальными электронными картами, запланированное на 2014 год.
Официальное объяснение происшедшего – непомерная дороговизна проекта для регионов. Наиболее сильно перевод нацпроекта на факультативный режим ударит по его главному оператору Сбербанку, считают эксперты.
О намерениях властей свернуть программу по снабжению граждан универсальными электронными картами (УЭК), заявил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. По его словам, из закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» планируется исключить статью, предписывающую обязательную выдачу этих карт всем гражданам (за исключением письменно отказавшихся) с начала 2014 года. Столь радикальное заявление было сделано менее чем через месяц после официальной презентации Сбербанком действующей универсальной электронной карты, которую теперь может получить каждый. До этой презентации с 2010 года речь шла исключительно о пилотных проектах.
Закон о внедрении универсальной электронной карты был принят в 2010 году. C начала текущего года карта выдается всем желающим, а с 1 января 2014-го будет выпущена каждому совершеннолетнему гражданину (по данным Росстата, свыше 100 млн человек), если тот не напишет официальный отказ от нее. Акционерами оператора по внедрению универсальных карт ОАО УЭК являются Сбербанк (44%), Сбербанк КИБ (24%), банки «Уралсиб» (12,5%) и «Ак Барс» (12,5%), компания «Ситроникс» (7%).
УЭК был одним из наиболее амбициозных проектов, инициированных Дмитрием Медведевым. Создать национальную платежную систему и организовать на ее основе выдачу социальных карт всем россиянам он предложил еще, будучи президентом в 2009 году. Однако из-за отсутствия инфраструктуры для карты запуск проекта неоднократно переносился, а выпущенная в начале этого года Сбербанком УЭК пока может работать только как идентификатор личности и обычная банковская карта, причем принимающаяся в ограниченном количестве торговых точек. Речь идет о точках, безналичные платежи в которых обслуживает Сбербанк (100 тыс. из почти 700 тыс. торговых точек, которые, по данным ЦБ, принимают платежные карты).
По словам господина Никифорова, причина отказа от обязательной выдачи карт в том, что выпуск УЭК оказался не по силам региональным властям. «К сожалению, этот проект действительно оказался затратным. На уровне федерального бюджета никакой компенсации субъектам предусмотрено не было», – заявил он вчера. Так, по его оценке, затраты только одной Республики Татарстан на выдачу УЭК оценивались в 725 млн руб. «Это означало бы значительную финансовую нагрузку на бюджет региона», – сказал господин Никифоров. В конце 2011 года общие затраты на УЭК до 2016 года оценивались в 101,3 млрд руб., еще ранее Минэкономики называло сумму 135-170 млрд руб.
Отказ от УЭК в том виде, в котором этот проект задумывался, был предсказуем. В связи с введением с 2015 года электронных паспортов этот проект в лучшем случае в полном масштабе просуществовал бы год. Но именно на этот год делал ставку один из основных операторов проекта – Сбербанк. По оценкам экспертов, по нему отказ от полномасштабной реализации УЭК ударит сильнее всего. Ранее вице-президент Сбербанка и президент ОАО УЭК Алексей Попов говорил, что госбанк планировал эмитировать к концу текущего года 2-3 млн универсальных электронных карт, а к 2015 году довести их количество до 90 млн. При этом расходы на инфраструктуру и выпуск «пластика» должны были нести региональные власти.
Вчера в Сбербанке сообщили, что о наличии официальных поручений по этому поводу им неизвестно. «Пока мы действуем в соответствии с текущими законами и работаем над законопроектом об электронном паспорте. Сейчас он проходит согласование между ведомствами,— говорит господин Попов. – Сроки перехода на электронные паспорта и сроки внедрения УЭК должны быть синхронизированы, и, поскольку электронный паспорт предполагает использование инфраструктуры УЭК, необходимо рассматривать эти два вопроса вместе».
Представители банков, не участвующих в проекте, отреагировали на новость о сворачивании УЭК в целом нейтрально. «Если такое решение правительства связано с пониманием, что затраты на проект слишком серьезные, а за год инфраструктуры, которая могла бы их окупить, не появится, то его можно только приветствовать, – считает зампред банка «Возрождение» Марк Нахманович. – Жаль, что это понимание возникло только сейчас, а не на этапе подготовки законопроекта». Впрочем, по мнению банкиров, экономическая нецелесообразность проекта – не единственное объяснение происходящего. «Не исключено, что это результат лоббистских усилий конкурентов Сбербанка, – считает вице-президент СМП-банка Елена Дворовых. – Если бы госбанку удалось реализовать проект, то им пришлось бы волей-неволей присоединяться к УЭК, а Сбербанк стал бы их расчетным банком, получив дополнительные преимущества. Банкам-партнерам пришлось бы открыть в нем корреспондентские счета и фактически бесплатно кредитовать его, не говоря уже о комиссионных за трансакции».
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна