2 декабря 2010 года
2 декабря на радио «Говорит Саров» состоялся прямой радиоэфир с участием директора Саровской православной гимназии Наталии Владиславовны Суздальцевой и духовника гимназии, иерея Владимира Кузнецова. Поскольку во время передачи было всего 3 звонка от горожан, основным собеседником приглашенных гостей была радиожурналист Татьяна Исаева. Итак, что же из этой передачи узнали жители нашего города о православной гимназии, которая существует в Сарове второй год?
Саровская православная гимназия – самая молодая из 10 подобных учебных заведений Нижегородской епархии, которая по количеству православных гимназий уступает только Московской епархии. Православные гимназии существуют уже более 10 лет, и за такое время был накоплен немалый опыт. (Прим. - В этом учебном году общеобразовательная школа при Дивеевском монастыре уже выпустит свой первый 11 класс. Вспоминается, каким нападкам подвергалось это учебное заведение в местной желтой прессе. Звучали обвинения в издевательстве религиозных фанатиков над детьми. Однако время расставило все на свои места. Слава Богу, что Саровская православная гимназия начала свою работу гораздо в более доброжелательной обстановке.)
В Саровской православной гимназии пока 32 ученика – 2 класса по 16 детей в каждом. Уже сформировался педагогический коллектив из 15 педагогов высшей и первой категории, работающих как на постоянной основе, так и совместителей.
О. Владимир осуществляет духовное наставничество педагогов, учащихся и их родителей. Он убежден, что детей нужно научить не только читать-считать-писать, но и правильно ориентироваться в жизни. В православной гимназии для этого созданы уникальные возможности.
Около 40 % гимназистов из уже воцерковленных семей, остальные – проявляют к Православию интерес, но еще мало об этом знают. Однако, все люди крещеные.
Уже открыт набор в первый класс на следующий, 2011-2012 учебный год. Для этого родителям нужно написать предварительное заявление и передать его в кабинет № 33 МОУ СОШ № 20 (ул. Ленина, 52) с 9 до 17 часов. Собеседование с детьми будет проводиться позже. Каких-то особенных критериев отбора детей нет. Специалисты (учитель, логопед, психолог) смотрят готовность и психологическую устойчивость ребенка к большой учебной нагрузке. Ведь гимназисты в первой половине дня занимаются по обычной общеобразовательной программе, а после обеда и полуторачасовой прогулки – православными и общеразвивающими дисциплинами в форме кружков (благочестие, церковнославянский язык, клиросный хор, православное краеведение, введение в информатику, английский язык, хореография, театральная студия, гимнастика).
Кроме того, проводится беседа с родителями, чтобы они вполне понимали, куда отдают ребенка, и не питали ложных иллюзий. Что им воспитают высоконравственного ребенка без всяких усилий с их собственной стороны. По мнению Наталии Суздальцевой, если ребенок дома будет видеть одно, а в гимназии – другое, это вызовет раскол в его мировоззрении. Поэтому если родители – люди неверующие и не церковные, то скорее это приведет к тому, что ребенок вырастет ханжой и лицемером. Во время собеседования невоцерковленным родителям разъясняют, чтобы они не покупались на слово «гимназия», но обратили внимание на слово «православная». Это означает, что на них ляжет большая работа. Как часто говорит духовник гимназии о. Владимир во время встреч с родителями: «Без вашего участия мы не сделаем ваших детей православными». Необходимо молиться, молитва – это первое средство общения с Богом. Также необходимо соблюдение постов и участие в церковной жизни (чтение духовной литературы, посещение богослужений, исповедь, причастие). Все это способствует тому, чтобы человек ощутил себя причастным церковному организму. На вопрос, всегда ли удается достигнуть взаимопонимания с родителями в таком вопросе, о. Владимир посетовал, что не всегда, поскольку некоторые родители настолько слабо представляют, что такое духовная жизнь, что можно сказать, они сами вместе с детьми поступили в 1 класс. Однако есть примеры, когда родители успешно осваивают азы духовной жизни вместе с детьми.
По наблюдению Наталии Суздальцевой, дети из воцерковленных семей отличаются в лучшую сторону поведением, характером и всем своим мироощущением. Они более спокойные, уравновешенные, воспитанные, доброжелательные и открытые.
На вопрос о том, как в православной гимназии справляются с гиперактивными детьми, Наталия Владиславовна сказала, что у них в арсенале больше средств воздействия, чем в обычной школе. Например, молебны, исповедь ребенка или индивидуальная беседа духовника с родителями, который помогает разобраться в духовных причинах неадекватного поведения (а оно не сводится только к физиологическим особенностям организма ребенка). Вызов к директору – это уже последняя инстанция. Н. Суздальцева: «Иногда педагогу очень хочется ребенка поругать, но если в этот момент сдержаться и за него помолиться, это может принести больше пользы ребенку и улучшить его взаимоотношения с педагогом». А в Дзержинской православной гимназии есть такая мера воспитательного воздействия (закрепленная в договоре с родителями), как трудовое послушание. Когда все другие способы воспитательного воздействия исчерпаны, семье из школьного пищеблока выдается мешок крупы, который она должна перебрать вместе с ребенком. Если ребенок переберет несколько мешков крупы, может ему и не захочется больше хулиганить? Саровские гимназисты еще малы, у нас таких проблем пока нет.
Н. Суздальцева отметила, что благодаря городской администрации учащиеся православной гимназии получают бесплатные завтраки, а дети из многодетных семей – бесплатные обеды, точно так же, как во всех школах города.
Наталия Владиславовна отметила хороший материальный уровень православных гимназий в Нижегородской области, что их выгодно отличает от обычных муниципальных школ. В этом отношении они ничуть не хуже муниципальных школ города Сарова. Православные гимназии стараются интегрироваться с муниципальными учебными заведениями. Не все из них имеют свое здание, некоторые на постоянной основе арендуют классы в общеобразовательных школах. Причем, некоторые такие школы впоследствии становятся православно ориентированными. У них с гимназиями взаимосвязанные планы работ, совместные мероприятия…
- Почему гимназия не переезжает из школы № 20 в свое здание?
Потому, что в здании детского сада по ул. Пушкина, 24А, которое предназначено для начальных классов православной гимназии, еще не закончен капитальный ремонт. Но, по словам Н. Суздальцевой, проблемы со зданием решаются: «Сейчас рассматриваются различные варианты, где в дальнейшем будет располагаться гимназия. Мы прекрасно понимаем, что здания детского сада нам хватит еще только на 2 года, ведь гимназия должна развиваться дальше». Она заверила, что до начала следующего учебного года этот вопрос будет решен.
На вопрос о том, как, воспитывая ребенка, противостоять агрессивной окружающей среде, Наталия Владиславовна ответила, что от всей негативной информации ребенка изолировать невозможно. Поэтому нужно научить его различать, что такое хорошо и что такое плохо, выработать правильное отношение к информации, постоянно комментируя ее. В подтверждение своих слов Н. Суздальцева рассказала такой случай. Однажды Елена Хлыстова, завуч по воспитательной работе, принесла в класс множество разных кукол. Среди них были традиционные куклы-дети и куклы «барби». Елена Вячеславовна провела беседу с детьми об этих игрушках. С какими из них интересней и полезней играть. Даже мальчики согласились, что куклы-дети красивее и интереснее, чем «барби». А одна девочка, придя домой, собрала всех своих «барби» и выбросила в мусор, сказав маме, что это – плохие игрушки и она играть с ними больше не желает…
- Куда дальше идут выпускники православных гимназий?
Н. Суздальцева ответила, что выпускники 11 класса получают аттестат государственного образца о среднем образовании, поэтому могут поступать учиться в любой вуз. Хотя педагоги гимназии будут ориентировать выпускников поступать в духовные училища и семинарии: «Плоха будет та православная гимназия, из которой не выйдет ни один батюшка». О. Владимир добавил: «Батюшками становятся единицы, это – особое призвание. Но каждый человек должен сам выбрать свой путь в жизни. А задача православной гимназии – в том, чтобы дать выпускнику хорошее образование и православное воспитание, что поможет ему сориентироваться и сделать правильный жизненный выбор».
- Может ли получиться так, что войдя в подростковый возраст, дети забунтуют, не захотят продолжать учиться в православной гимназии?
Н. Суздальцева: «Это – выбор ребенка и его семьи. Родители всегда могут перевести ребенка в общеобразовательную школу. Хотя, конечно, мы будем стараться беречь своих учеников. У нас их не так много, по 16 человек в классе. И мы не стремимся к массовости. У нас частная школа, которая дает качественное образование, а это - штучный продукт. Если рассмотреть опыт других православных гимназий Нижегородской епархии, например, в городе Семенове, то видно, что в 7-9 классах оттуда некоторые дети уходили. А в 10-11классах – наоборот, был приток новых учеников. Думаю, этого процесса не надо бояться. Пока нет Положения о православной гимназии, которое бы как-то ограничивало поступление или уход детей». О. Владимир: «Вера – дело добровольное, тут насильно мил не будешь. Наша задача – заложить твердый фундамент, который поможет ребенку устоять при всех трудностях, которые бывают в подростковом возрасте и вообще, в жизни».
- Дети подрастут и будут задавать трудные вопросы. Поскольку вечные ценности отличаются от тех, что мы наблюдаем в повседневной жизни. И преуспевают в этой жизни отнюдь не самые достойные. Как вы будете решать такую проблему?
О. Владимир сказал о том, что на все эти вопросы Господь уже давно ответил в Евангелии. Также у Церкви наработан большой опыт за 2 тысячи лет. Человек живет не ради приобретения материальных благ, а для того, чтобы приобрести жизнь вечную. Если же наша убежденность в этом поколеблется, то необходимые примеры мы сможем почерпнуть в житиях святых угодников Божиих, да и в нашей собственной духовной жизни. Н. Суздальцева: «Это вовсе не означает, что ребенок не будет конкурентноспособным. Президент поставил перед учителями задачу готовить конкурентноспособных и высоконравственных граждан России. Получив хорошее образование, ребенок найдет достойное применение своим талантам, но при этом ради достижения цели не будет перешагивать через других. Поэтому в нашей гимназии мы сознательно отказались от рейтинговой основы, выстраивающей детей по итогам различных конкурсов и олимпиад. Наши дети активно участвуют во всем этом (мы даже учреждаем новые конкурсы), но с единственной целью – развить в детях заложенные в них таланты, в том числе их коллективное, соборное творческое начало. Поэтому мы делаем портфолио не отдельного ученика, а всего класса, в которое каждый ученик вносит свой вклад».
Прослушать запись прямого эфирма, любезно предоставленную нам радио «Говорит Саров», можно - здесь.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна