26 августа 2010 года
26 августа в драмтеатре Сарова торжественно открылась городская педагогическая конференция «Развитие системы образования в Сарове в контексте интеграции. Одаренность, способности». Впервые в этом году педагоги всех направлений собрались вместе в одном зале на пленарные заседания. Здесь были и школьные учителя, и преподаватели музыкальной и художественной школ, детских школ искусств, педагоги дополнительного и дошкольного образования, педагоги-организаторы департамента по делам молодежи и спорта. В конференции приняли участие клирики Саровского благочиния и преподаватели Саровской православной гимназии.
Вторую часть пленарного заседания открыло выступление директора воскресной школы прихода Всех Святых иерея Александра Брюховца. Он зачитал обращение архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия к педагогической общественности Нижегородского региона, в котором сделан акцент на духовно-нравственном воспитании. Огромный потенциал патриотических и духовно-нравственных ценностей может проявить себя только тогда, когда общество преодолеет в себе внутренние разделения, вновь осознает себя единым народом с общей историей и культурой. Русская православная церковь возлагает особые надежды на тех руководителей учреждений системы образования, педагогов и ученых, которые ведут свою профессиональную деятельность на фундаменте отечественных духовных и культурных ценностей. На этом сложном поприще - в деле воспитания - много нерешенных вопросов и проблем. В своем слове владыка Георгий призвал педагогов и представителей Церкви, у которых одна цель – воспитать будущее поколение россиян достойными гражданами и патриотами своего великого отечества, объединить свои усилия в духе единодушия и взаимопонимания, и пожелал помощи Божией в этом нелегком, но богоугодном деле.
Затем отец Александр поздравил педагогов с новым учебным годом, пожелал им избытка душевных сил и здоровья, которые им так необходимы, чтобы нести нелегкий подвиг учительства.
С докладом «Интеграция НОУРО «Саровская православная гимназия» в городскую систему образования» выступила директор Саровской православной гимназии им. прп. Серафима Саровского Н.Суздальцева.
Наталия Владиславовна начала со слов, что все они, собравшиеся в этом зале ее коллеги, – педагоги, учителя – очень счастливые люди. Но развила мысль несколько необычно для светской аудитории: «Счастливые – потому, что Господь нам дал уникальную возможность спасаться детьми, учениками. Именно благодаря им мы сохраняем свой человеческий облик, слышим свою совесть, открываемся миру, чтобы творить добро и благо. А иначе в школе нельзя. И замечательно, что этот год объявлен Годом Учителя – годом счастливого человека, годом совершенного человека, ведь сам Господь наш Иисус Христос был Учителем. Об этом, наверное, надо помнить каждому педагогу, когда он приходит к детям».
Педагоги слушали так внимательно, что в зале стало необычно тихо. Н.Суздальцева рассказала, как живет гимназия, на каких принципах зиждется преподавание в ней, чем занимаются педагоги, какие ценности положены в основу воспитательного процесса в гимназии. Прозвучали принципы из кодекса чести гимназиста.
Наталия Владиславовна подняла и больную, но не обсуждаемую публично тему. В результате современной направленности образования на успех и лидерство у ребенка развиваются страсти гордыни, тщеславия, честолюбия, зависти, обиды и осуждения. Она предложила вспомнить собственных учеников: как они болезненно реагируют на неудачи в олимпиадах - вплоть до нервных срывов. И пояснила, что «противостоять этому можно только опорой на традиционные христианские добродетели: смирение, терпимость и терпение, послушание, умение прощать и радоваться чужим успехам».
Незадолго до этого, в перерыве между заседаниями, педагоги делились своими мыслями с журналистом, отвечали на вопрос: «Чего не хватает в современной системе образования?» Звучали разные мнения: «Не хватает единообразия и порядка», «не хватает уважения к педагогу от самих родителей, не говоря уже о детях», «общество не уважает и не ценит педагога», «в современной школе полностью отсутствует функция воспитания», «нет внимания к ребенку, индивидуального подхода к нему, к его личности»…
Со сцены все привыкли рассказывать об успехах, а в кулуарах делиться наболевшим. И вот теперь все с большим вниманием слушали коллегу, которая руководит учебным учреждением, где имеется возможность воспитывать ребенка на традиционных ценностях, в духе уважения к старшим. Именно – воспитывать. И делается это в согласии с семьей, и родители – активные помощники педагога. Где вопросы нравственного порядка помогает решать священник. И духовное здоровье ребенка, а не его внешняя успешность – является главным принципом.
Рефреном многих выступлений конференции звучала тема одаренности. Ее рассматривали с различных позиций, точек зрения, методик, опыта… Продолжение дискуссии на эту тему и посвященные ей лекции, были намечены и на второй день конференции. Коснулась темы одаренности в своем докладе и Н.Суздальцева. Она показала, что «путь к подлинной одаренности для ребенка закрыт» без воспитания у него главной христианской добродетели – «без Любви – к Богу, Отечеству, родителям, ближним – без духовной основы, ведь предельным проявлением одаренности в области сознания является гениальность, в области практической деятельности – подвижничество, в области социальных отношений – жертвенность и святость».
Наталия Владиславовна обратилась к коллегам с конкретными предложениями по сотрудничеству, пригласила их на открытые уроки в гимназию, высказала пожелание, чтобы деятельность гимназии отражалась в едином информационном поле департамента образования города.
Полностью доклад Н.В.Суздальцевой можно прочитать здесь .
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна