13 июля 2010 года
Книга - лучший подарок. Особенно, если ее дарит автор…
1 июля исполнилось 65 лет Игорю Георгиевичу Жидову. В свой день рождения он сделал замечательный подарок всем посетителям нашего сайта. В 2008 году у него вышла книга «Становление отношений РФЯЦ-ВНИИЭФ и Русской Православной Церкви. Первые десять лет сотрудничества». Тираж – всего 400 экземпляров. В открытой продаже книга не была, ее разослали в библиотеки города и дарили гостям - участникам различных конференций, проводившихся в Сарове. А теперь она выложена на нашем сайте «Православный Саров» в разделе "Публикации/Авторские работы". Коллектив сайта поздравляет Игоря Георгиевича с днем рождения и желает ему здоровья и дальнейших творческих успехов. В ближайшее время мы постараемся дополнить книгу офомлением.
В этой книге собраны документы, публикации в прессе, отчеты и стенограммы различных мероприятий, которые проходили в Сарове, начиная с 1988 года (года празднования 1000-летия крещения Руси) и кончая смертью митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) в июне 2001 года. В эти годы группой сотрудников РФЯЦ-ВНИИЭФ было организовано и очень ярко проявило себя Сарово-Дивеевское отделение Всемирного Русского Народного Собора. Владыка Николай поддерживал и направлял эту общественную инициативу. Тогда происходил мощный сдвиг в общественном сознании по отношению к Православию, шла переоценка истории и современности, стремительно возрождалась церковная жизнь. В 1991 году были обретены мощи преподобного Серафима, открылись Дивеевский и Санаксарский монастыри, Саров (тогда еще Арзамас-16) впервые посетил Святейший Патриарх Алексий II, в нашем городе был зарегистрирован православный приход. И. Ж.: «Мне посчастливилось оказаться среди тех, кто восстанавливал церковную жизнь в Сарове. По мнению известного ученого Павла Флоренского (который, в частности, возглавляет комиссию РПЦ по чудесам), скорость этого процесса в нашем городе является настоящим чудом».
И. Ж.: «Когда я писал книжку, хорошо понимал, что мне достанется с обеих сторон, как от верующих, так и от атеистов (и уже достается). Поэтому я старался избегать собственной трактовки событий. Некоторые мои коллеги смогут найти в книге даже такую сюжетную линию, как защита наших корпоративных интересов... 90-е годы прошлого века были трудным временем для физиков, посвятивших себя созданию ядерного щита Отечества. Тогда нашлись силы, которые формировали в общественном сознании неприятие наследия советского атомного проекта. На фоне невыплат зарплаты, прекращения финансирования научных исследований, дело дошло до открытых призывов отлавливать и убивать физиков-ядерщиков. Не выдерживая обстановки травли, некоторые ученые спивались, кончали жизнь самоубийством. Под угрозой находилось само существование ядерного оружейного комплекса. Именно Православная церковь тогда оказала поддержку создателям ядерного оружия, во всеуслышание заявив, что мы делаем важное и нужное дело».
В 1996 году в стенах Московского Свято-Данилова монастыря состоялись соборные слушания «Ядерные вооружения и национальная безопасность России», итоговый документ которых был открытым обращением к правительству и общественности страны. И это обращение было услышано. Оно повлияло на общественное мнение и государственную политику по отношению к разработчикам ЯО. Потом были соборные слушания «Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий», конференция «Проблемы взаимодействия Русской Православной Церкви и ведущих научных центров России». Стенограммы этих встреч приведены в книге.
По мысли автора, его книжку легко критиковать. Чего только стоит только одно странное словосочетание в названии книги «РФЯЦ-ВНИИЭФ и Православная церковь»! Оправдание неудачного названия лежит вне книги. Ее издание Ядерным центром требовало прямого указания на причастность содержания книги к его истории. Не только «провокационное» название, но тексты, и даже иллюстрации книги побуждают к раздумьям. Например, фотографии первого визита Патриарха Алексия II в Арзамас-16. На одной из них штатный фотограф запечатлел Святейшего Патриарха в кабинете директора ВНИИЭФ В.Белугина. В фокусе, естественно и привычно, сам директор, сидящий под портретом Ленина, а Святейший – сбоку, почти случайно попадая в кадр. Эта фотография – свидетельство, документ той эпохи. И какой контраст являет фотография, сделанная в тот же или на следующий день, где простые горожане сопровождают Святейшего Патриарха Алексия II на Дальнюю пустынку. По оценкам, в этом шествии участвовало все население города, которое в этот момент смогло принять участие в этом народном движении. Это – дань уважения Святейшему Патриарху. Нужно обратить особое внимание и на самую первую иллюстрацию – «Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима» - одно из клейм иконы «Собор новомучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных». И. Ж.: «Поистине, это - счастливая «находка» для нас, физиков. В этой иконе, по-моему, зашифрована знаковая информация о том, что Церковь не считает основателей и сотрудников научного центра разрушителями Саровской обители»…
На первый взгляд, текст книги состоит из разрозненных фрагментов. Но при внимательном чтении понимаешь, что при этом лучше передается дух того времени. Отдельные фрагменты выстраиваются в цельную картину. И. Ж.: «Один мой знакомый, специалист по хранению информации, изучая методологию текстов Священного Писания, пришел к интересному выводу. То, что Евангелия не фальшивка, можно доказать тем, что у разных авторов есть разночтения в описании одного и того же события. Это – для нас урок. Мы часто редактируем, выглаживаем события, а нужно позволить разным людям говорить по-разному о происходящем. Поэтому я совершенно сознательно в этой книжке привел слова наших оппонентов, противников возрождения Православия. Это хорошо показывает настроения, которые тогда были в обществе. Конечно, я и не мог предположить того, что со временем их ругань будет лучшим комплиментом в наш адрес. Я даже жалею, что теперь наши идейные враги стали более грамотными, и их стало труднее определить». Действительно, это было очень сложное время. Открытое провозглашение себя верующим уже не влекло за собой серьезных репрессий, но еще грозило служебными неприятностями, потерей зарплаты, а главное – ставило человека в положение изгоя. Этот шаг требовал от человека определенного мужества, преодоления глубоко въевшегося страха быть не таким, как все…
И. Ж.: «Как возникли эти тексты? У меня до сих пор лежат аудиокассеты с записями выступлений на соборных слушаниях, конференциях. Я вручную, иногда ночами, набирал текст на компьютере, редактировал. Обидно, что было зафиксировано далеко не все. Интереснейшую секционную работу не удалось сохранить для истории. Хотелось запомнить как можно больше наших горожан, служителей церкви и деятелей культуры России, помогавших в те годы Сарову. К сожалению, это удалось не в полной мере.
Еще жалею о том, что по неопытности и от страха перед неудачей я побоялся посвятить эту книгу светлой памяти Преосвященнейшего митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, зримо и незримо присутствующего при всех наших победах и удачах. Поэтому пусть те, кому эта книга показалась интересной и полезной, вспомнят о нем».
Конечно, далеко не все происходящее в те годы нашло отражение в этой
книге. Но когда она внезапно кончается, возникает вопрос: «А что же было
дальше»? Хочется продолжения. Это – верный признак того, что книга получилась
интересной.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна