13 февраля 2010 года
5 лет назад отец Лев получил назначение в Саров (спасибо владыке Георгию!). За это время многие православные прихожане успели узнать и полюбить его. Мы попросили их сказать несколько слов о батюшке.
– Он умеет растапливать лед человеческого сердца. После общения с ним внутри тебя утихает буря, уходишь домой умиротворенным.
– Мне запомнилась первая поездка с о. Львом в детский дом для инвалидов п. Потьма. Очень тронуло, как он, в окружении больных детей, со слезами на глазах, служил молебен. В дороге со мной приключилась беда – из-за старой травмы отказала нога. О. Лев тащил меня на себе до автобуса. Но больше этого меня поразил его телефонный звонок на следующий день, когда он поинтересовался моим самочувствием. Потом это первое впечатление от удивительной сердечной теплоты батюшки еще не раз подтверждалось.
– Если к нему обратиться за советом, он всегда тебя выслушает и мудро рассудит. А если он видит, что ты настолько погружен в свои проблемы, что не слышишь, то он терпеливо повторит несколько раз ту мысль, которую он хочет до тебя донести.
– Я почувствовала, что ему не все равно, что происходит со мной не только в церковной, но и в обычной жизни.
– Отличительная черта батюшки Льва – деликатность по отношению к человеку, уважение к его внутренней свободе. Он никогда не заставляет, а лишь предлагает или просит. Но ведь именно так действует и Господь: он не тянет нас против нашего желания в Царство Небесное, а лишь предлагает путь спасения.
– Батюшка умеет выстраивать теплые человеческие отношения. До знакомства с ним я привык, что обычно у священников люди что-то спрашивают, а те – отвечают, наставляют. Поэтому я растерялся, когда о. Лев впервые поинтересовался моим мнением по какому-то вопросу. А потом удивился, когда в первый раз получил от него поздравительную смс-ку, книжку в подарок. Я прочувствовал, что доброе слово, знак внимания, – это не мелочь. Это – реальная поддержка, лекарство против уныния.
– За 5 лет знакомства с батюшкой Львом, уважение, взаимопонимание и любовь к нему только растут и усиливаются. Для этого человека хочется что-то делать, хочется ему помогать.
Предлагаем вашему вниманию очерк, написанный про отца Льва.
Отец Лев был воспитан в семье, где православная традиция не прерывалась в советское время. Про его деда, Стеф ему сообщиои о смерти.вал, что когда приезжал навестить его ана Михайловича Юшкова, известно, что он был церковным старостой. Их семья была раскулачена и затем переехала жить в Горьковскую область. Уже там деда репрессировали в 1936 году. В заключении он скончался, а в 1993 году родственникам прислали документ о его посмертной реабилитации. В семье деда родилось семь детей, из которых двое – сначала Николай, а потом Михаил (отец нашего батюшки) – стали священниками. Путь служения Богу выбрали четверо сыновей о. Николая – о. Евгений, о. Геннадий и о. Константин, которые мье итирован служат в Нижегородской епархии, а также ныне покойный о. Александр. Священниками стали и два сына о. Михаила: о. Лев и его брат – о. Валерий, который служит в городе Урень.
О. Лев: «Дядя Николай первым принял священный сан, а затем, в 1968 году, и мой отец. Они проторили всем нам эту дорогу. Пошли на этот шаг, зная, что будут гонимы. Впрочем, Церковь Христова всегда гонима, по-другому не может быть.
Когда я учился в школе, несмотря на хорошее отношение ко мне педагогов, все равно, в разговорах проскальзывало, что я – сын священника. Я не состоял в пионерах, а пионерами тогда были все. Однажды мальчишками мы красили ограду возле церкви. Подошел молодой человек и попытался нас пристыдить: «Как же так, ребята? Ведь вы пионеры». – «А мы не пионеры». Вот так…
У нас была своя духовная жизнь в ограде Церкви. Но на дружбе со сверстниками это не сказывалось. Помню, мать одного друга была партийная, но она по-доброму завидовала тому, как мы собираемся вместе большой семьей и весело справляем православные праздники. У нас было то, чего не было у других. Как-то раз она, работая в огороде, потеряла золотые часы. Мы пошли их искать. Я их нашел почти сразу, так как искал не просто так (дома меня научили, какие молитвы следует читать). Женщина была потрясена, столкнувшись с действенностью молитвы».
Конечно же, на выбор жизненного пути о. Льва повлияло воспитание в священнической среде. Начиная с первого класса, каждый воскресный и праздничный день он бывал в храме. Свои знания о вере, о богослужении он почерпнул из семьи. Много лет его духовником был протоиерей Григорий Долбунов, настоятель храма во имя Казанской иконы Божьей Матери в с. Великий Враг. Это был человек высокой духовной жизни, его советы всегда помогали разрешать жизненные проблемы. Например, перед рукоположением о. Льва его семья жила в Нижнем Новгороде. В одной из бесед кто-то посетовал на то, что когда о. Льва направят на приход, они будут лишены радости такого тесного общения. На что о. Григорий ответил: «Еще ближе будете». Так и вышло. О. Льва направили служить на соседний приход.
Решение стать священником о. Лев принял уже в зрелом возрасте. Он успел отслужить в армии, жениться, окончить три курса Заочного Народного университета Искусств в Москве, поработать художником и инженером-конструктором бюро эстетики Горьковского масложиркомбината. С этого места работы он ушел в Церковь.
Когда на приеме у митрополита Николая (Кутепова) он высказал желание стать священнослужителем, владыка предложил ему начать с послушания иподиакона. О. Лев прислуживал за архиерейским богослужением в течение двух месяцев. Затем, 7 апреля 1989 года в Арзамасе на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы был рукоположен во диакона, а через неделю – во пресвитера.
Владыка Николай по отношению к будущим священникам был любящим и заботливым наставником. Часто во время совместной трапезы он разговаривал с ними о том, как священник должен служить, молиться, исполнять требы и даже как входить в алтарь. Разбирал все подробно, до мелочей. Поскольку тогда почти не осталось старых священников, молодым неоткуда было взять живой пример служения – опыт, который можно передать только лично.
После рукоположения о. Льва направили в с. Безводное под Кстовом. Прежде чем послать туда молодого священника, владыка лично поехал на приход и все осмотрел. Убедившись, что верующие подготовили место, где можно служить Литургию, он выдал о. Льву антиминс. Первое богослужение состоялось ранней весной, накануне Вербного воскресенья. До этого более полувека большой храм Пресвятой и Живоначальной Троицы использовался под склад и пришел в плачевное состояние. Окна были затянуты полиэтиленовой пленкой, кровля имелась только над половиной здания, отопление отсутствовало, на полу – доски. Поначалу пришлось служить в валенках…
Это был один из первых храмов, открытых в Горьковской области. Верующие предприняли много труда, пока удалось зарегистрировать православный приход и добиться передачи храма. Вера на селе оставалась крепкой, несмотря на гонения. Сельское начальство хоть и разрешило людям «поиграть в Церковь», но не рассчитывало, что это – серьезно и затянется надолго. Однако все сложилось по-другому.
В Безводном о. Лев прослужил почти 17 лет. За это время Троицкий храм восстановили, и он стал духовным центром села. В нем сделали полную реставрацию живописи, дописали утраченные евангельские сюжеты в местах, где обвалилась штукатурка. Вот где пригодилась о. Льву его гражданская профессия. Он работал вместе с бригадой художников. Развитый эстетический вкус и в дальнейшем служении всегда был ему большим подспорьем.
Стараниями о. Льва при храме был создан уникальный музей народного костюма и быта. В селе возродили традиции празднования престольного праздника и народных гуляний в день Святой Троицы, так называемых «Троицких кругов». Позднее к участию в празднике присоединились светские власти. Большую помощь в этой работе оказали Православный учебный центр «Русские начала» и фольклорная студия «На Поварской слободе» из Москвы. Теперь, благодаря о. Льву, эти коллективы узнали и в Сарове. Вот уже два года студия «На Поварской слободе» участвует в общегородском Рождественском празднике в парке им.Зернова.
– Отец Лев, расскажите, с чего началось ваше увлечение стариной, старинным костюмом? Как возникла идея создания музея?
– У нас всегда жила любовь к старине. Постепенно стали накапливаться старинные вещи, которые, видя наш интерес, передавали прихожане и друзья. Мы все бережно хранили. Я понимал, что пройдет еще несколько лет, и мы уже не сможем показать нашим детям утюг с углями или коромысло. И вот, однажды перед нами предстали две молодые москвички, которые интересовались народным костюмом с. Безводное. Их правилом было ничего не увозить из села, возрождая народные традиции на месте. Татьяна Валькова и Арина Белякова представляли Православный учебный центр «Русские начала» (рук. П. Ф. Карелин) и фольклорную студию «На Поварской слободе» (рук. О. В. Жабина). Когда мы вытряхнули свои мешки, оказалось, что там были фрагменты девичьего Троицкого костюма. Мы их отдали на реставрацию. В следующий визит москвичей нашлось что-то еще. Так, за год были полностью отреставрированы несколько костюмов и восстановлены «Троицкие круги» – народный праздник с. Безводное.
Раньше престольный праздник являлся главным праздником села. После церковной службы народ расходился по домам, где были накрыты праздничные столы. А потом выходили на улицу водить хороводы. Троицкий костюм надевали только раз в году. Он был очень дорогой. Кафтанчик покрыт сплошным золотным шитьем. Когда мы восстанавливали костюм, очень тщательно подбирали материалы, пуговицы, стежки – все, как в оригинале, нам не нужна была дешевая стилизация «под старину». Костюмы обходились дорого, но люди загорелись и начали их шить. Каждый год все больше сельчан выходили на праздник в Троицком костюме. Это движение ширилось. На Троицын день в Безводное стали приезжать из Кстова и Нижнего Новгорода. Сейчас престольный праздник стал официальным Днем села…
Говоря об о. Льве, нельзя умолчать о его матушке Ирине, разделившей с ним тяготы священнического служения. В 1989 году, когда батюшка был рукоположен, особенно остро ощущалась нехватка псаломщиков и клиросных певчих. Тогда матушка Ирина оставила свою работу врача анестезиолога-реаниматолога и стала помогать вести богослужения в с. Безводном. Выучила устав и все годы там была псаломщиком. В 1993 году в селе открылась воскресная школа. О. Лев вместе с матушкой Ириной проводили занятия, первое время – прямо в храме. Когда в общеобразовательной школе села разрешили ввести в старших классах курс «Мироведение» (по программе «Основы нравственности» В. В. Воскресенской), а через 4 года во всех классах – курс «Основы православной культуры», матушка Ирина стала преподавателем. И сейчас она помогает о. Льву во всех делах.
В Сарове о. Лев с матушкой Ириной тоже пытались увлечь прихожан пошивом народных костюмов. Но люди пока не поддержали эту идею, и она заглохла. Самим тянуть эту работу им уже не под силу. Да и масштабы города и села, конечно, несопоставимы. А как было бы хорошо, чтобы на наш престольный праздник Всех Святых люди пришли в народных костюмах. Какой бы красивый крестный ход двинулся по улицам Сарова! Даже если до золотного шитья мы еще не доросли, можно сшить народный костюм попроще, повседневный, или хотя бы вышить мужскую рубаху.
Матушка Ирина собирает и сейчас старинные предметы быта и местные народные костюмы, среди которых есть мордовские. Как много внимания раньше люди уделяли одежде! Была традиция, что женщины ходили в церковь только в сарафанах. Естественно, шили их сами. О. Лев: «Смысл возрождения старинного народного костюма состоит в том, чтобы люди не забывали о своих корнях. И, может быть, что-то пересмотрели в своей одежде. Подходили к этому более тщательно, со вкусом. Сейчас многие девочки не умеют носить традиционную женскую одежду, платья и юбки. У некоторых в гардеробе их даже нет. Как такая девочка, когда придет время, сможет надеть подвенечное платье»?
В семье Юшковых двое детей. Дочь Иулиания в этом году заканчивает учебу в НГПУ, скоро получит высшее музыкальное образование. Она несет клиросное послушание в качестве регента в храме Иоанна Предтечи и преподает музыкальные дисциплины в воскресной школе при приходе храма Всех Святых. Сын Дионисий – студент 4 курса Нижегородской духовной семинарии. Недавно он был рукоположен во диакона. Священническая династия продолжается.
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий хорошо знал служение о. Льва в Безводном. Поэтому в 2005 году дал ему новое ответственное послушание – направил в Саров. Тогда у нас в городе было всего два приходских храма: во имя Всех Святых и вмч. и цел. Пантелеимона в больничном городке. О. Лев стал настоятелем прихода храма Всех Святых и, одновременно, старшим священником Сарова. Через год во время празднования 300-летия Саровской пустыни было объявлено решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возобновлении монашеской жизни. Тогда были освящены храмы Иоанна Предтечи (восстановленный) и Святого Духа на Ближней пустынке (построен заново). Открылись для богослужения пещерный храм свв. Антония и Феодосия Киево-Печерских, возобновилось богослужение в храме пророка Илии (в нижней части здания церкви Иоанна Предтечи).
Сейчас в Сарове семь действующих храмов, из которых четыре – приходские. Отец Лев, являясь настоятелем храма Всех Святых, исполняет послушание заместителя благочинного Саровского округа по г. Сарову и курирует все направления приходской жизни: работу православной гимназии и организацию ремонта помещений для нее; строительство нового храма во имя св. праведного Иова Многострадального; взаимодействие с городской администрацией; а также исполнение договора о сотрудничестве в образовательной, социальной и просветительской деятельности между администрацией города Сарова, Нижегородской епархией и Саровским физико-техническим институтом, который был заключен в 2007 году при его активном участии.
– Отец Лев, Вы приняли сан уже более 20 лет назад. Изменилось ли что-то за это время в служении священника?
– Богослужение неизменно. Наверное, несколько изменилось отношение людей к вере. В годы перестройки в наш сельский храм по выходным приходило креститься до 100 человек в день, для этого люди специально приезжали из города. Таинство крещения занимало по 3-4 часа. Конечно, не все эти люди остались в Церкви, но тогда у многих было огромное стремление креститься и войти в Церковь. Раньше в воскресную школу приходили совсем другие дети. Они с жадностью ловили каждое слово. Хотя у нас не было ничего особенного. Мы ставили для них скамеечки прямо в храме и рассказывали о Законе Божием. А сейчас в воскресную школу дети идут с меньшей охотой. Хотя вера всегда жива. Есть мнение, что вообще нет людей неверующих, только их вера скрыта очень глубоко. Некоторые считают себя неверующими. Спрашиваешь: «Ты родителей похоронил»? – «Похоронил». – «Отпевал»? – «Отпевал». – «Зачем»? И не знает такой «атеист», что ответить.
– Саровские прихожане после службы расходятся по домам. Их трудно объединить каким-то общим делом. Как посетовал как-то один из батюшек, приглашая людей убрать в храме перед праздником: «Раньше тряпок не хватало, а теперь не хватает рук». Почему же раньше люди шили себе праздничные костюмы, выходили водить хороводы?
– Их никто не зазывал, они просто этим жили. Раньше все умели петь, потому что пели с детства. Собрать хор для церкви было не сложным делом, нужно было только отобрать лучших. Сейчас простой человек не поет. Он понимает, что так, как по телевизору, он не споет, а плохо петь не хочет никто. Раньше не было особых развлечений, поэтому люди сами себе готовили праздник. Раньше семья состояла из нескольких поколений. А сейчас все живут отдельно: бабушки, дедушки, дети и внуки с правнуками. Те же «Троицкие круги» – семейный праздник: молодежь играет, детишки крутятся между ними, старики – зрители. Люди подходят, включаются в игру без специальных репетиций. Чтобы все это восстановить, нужна община, в прежнем понимании этого слова. А сейчас даже близкие родственники не общаются, не знают друг друга.
– Так в каком же направлении должна строиться приходская жизнь?
– Когда я начал служить в селе, я поставил перед собой задачу, чтобы церковь стала для людей чем-то вроде сельсовета. Чтобы они шли туда со своими житейскими нуждами. И у нас это получалось. Когда у одной учительницы сгорел дом, мы достали стройматериалы, а молодые прихожане все отремонтировали сами. В селе православный приход участвовал в решении таких насущных проблем, как ремонт водопровода или асфальтирование дорог. Многое делалось бесплатно, во славу Божию, а на наиболее ответственные и тяжелые работы заключались договора.
Именно такой мне кажется правильно устроенная приходская жизнь. Это – общество верующих, которые не только собираются в храме, чтобы помолиться, удовлетворить свои личные духовные потребности, но и живут общественно-церковной жизнью.
– Где взять таких людей?
– Их надо выращивать. Так, наши ученики из воскресной школы сначала были маленькие. А потом они выросли до того, что стали приходить на Литургию и составили третий хор… Когда у нас только завязалась дружба с центром «Русские начала» и студией «На Поварской слободе», они всюду ездили и выступали вместе с детьми. Однажды их спросили, где они набрали столько хороших ребятишек. На что женщины скромно ответили: «Мы их родили». Действительно, это и поныне – семейные коллективы.
Мы часто сетуем на разобщенность православных в Сарове и не знаем, как это преодолеть. Поэтому в завершение хочется привести следующие слова о. Льва: «Сейчас такое время, когда все разобщены и заняты своими заботами. Родители постоянно зарабатывают деньги, не имея досуга. Может быть, поэтому мы и должны приложить усилия, чтобы такое время поскорее закончилось». Как сделать так, чтобы это время миновало и пришло другое? Наверное, самое главное – учиться любить друг друга.
Подготовила Б. Курякина
От лица всех прихожан сердечно поздравляем отца Льва с юбилеем. Желаем крепкого здоровья и сил в его нелегком служении! Многая и благая лета!
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна