14 марта 2010 года
11 и 12 марта в Сарове побывала православный педагог В. В. Воскресенская.
Влада Владимировна Воскресенская, педагог-психолог по образованию – известная в Нижегородской области учительница, имеющая звания: «Отличник просвещения РСФСР», «Серафимовский учитель», награжденная орденом Святой равноапостольной княгини Ольги III степени. Вот уже 20-й год ведет она в Кстовском районе работу по духовно-нравственному воспитанию и образованию молодежи. А в последние годы ее деятельность расширилась на всю область. Она руководитель православного просветительского центра в Кстове, а в епархиальном отделе образования методист, консультант. Ее программы хорошо известны в Нижегородском институте образования (НИРО), все они лицензированы.
Приехала Влада Владимировна и в Саров. За два дня своего пребывания в нашем городе она провела открытый урок для учеников 9-го класса общеобразовательной школы № 7, родительское собрание в Православной гимназии и семинар для педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации «Педагогический потенциал духовно-нравственных ценностей отечественной культуры», которые организованы кафедрой теологии гуманитарного факультета и факультетом повышения квалификации СарФТИ, при участии прихода храма Всех Святых и поддержке городского департамента образования.
Открытый урок, на котором посчастливилось побывать и нашему корреспонденту, назывался «Отношение к себе, к родителям, к людям» и был посвящен очень волнующей юного человека теме – как стать счастливым. Влада Владимировна говорила об этом очень простым и понятным языком, приводила жизненные примеры и использовала яркие образы.
Никаких интерактивных досок, фильмов, психологических игр… Простой разговор – беседа, в которой она сумела показать ребятам, что свое счастье надо строить, как и дом, на крепком фундаменте, а закладывать в него надо хорошие, не гнилые кирпичи – чистоту, здоровье, верность… А гнилье – вредные привычки, матерную ругань – откинуть подальше. Иначе дом – Счастье – не устоит.
Влада Владимировна все глубже и глубже входила в тему и вела за собой детей, а они слушали со вниманием (за что потом удостоились от нее радостной похвалы). Педагог подвела ребят самих к ответам на вопросы – «Кто такой мужчина на земле?» и «Кто такая на земле женщина?» – и показала им, что, не ответив для себя на эти вопросы уже сейчас, невозможно стать счастливыми в будущем, потому что не научишься «соответствовать своему чину». Для этого нужна постоянная работа над собой – «ревизию себе надо делать».
Как все просто в этой жизни – мужчина – «защитник, ответственный за семью, жену и детей», а женщина, по словам одного духоносного старца, «храм возрождения рода человеческого и первое звено в цепи разума». Если понимать мужчину как защитника, то ясно, что он должен быть ответственным. Если понимать женщину, как храм, то многое отпадет само собой. В храме нельзя курить, пить, сквернословить… Так нельзя этого делать и девушке – будущей возродительнице своего рода и первой «в цепи разума» своих детишек.
Педагог развернула доносимую до юных душ мысль и дальше: «Ребенок – как копилка. Что в нее в детстве положишь, то потом к старости своей и возьмешь». Даже совсем маленький, грудной младенец все чувствует и запоминает. Плохим или хорошим он пропитывается как губка… А хорошо ли поступают молодые мамочки с колясками, которые пьют пиво и ругаются?
Конечно, все это – прописные истины. Но преподанные не в виде нотаций или запретов, а как повод к самостоятельному размышлению при очень верно смоделированной мотивации – ради своего счастья.
В заключение Влада Владимировна рассказала ребятам (а также и взрослым – учителям, которые были на открытом уроке) одну житейскую историю. Историю про две семьи, на примере которых все смогли увидеть, как живут в человеке страсти, на что они способны подбить его, и как не просто, с болью, из него уходят, но результат – благодатный. Кратко Влада Владимировна сформулировала идею рассказанного так: «О том, как человек осознал свое безобразие, то есть сумел сделать себе ревизию» и снова подвела ребят к мысли, что их счастье в их собственных руках.
Под впечатлением от услышанного дети некоторое время молчали. «Как дорога мне эта ваша минута молчания», – поблагодарила опытный педагог ребят. Из класса они выходили с просветленными лицами.
Алексей Валерьевич Закутин, директор общеобразовательной школы № 7, который сам лично присутствовал на открытом уроке, поделился своим мнением о нем:
– Такие беседы обязательно нужны учащимся, потому что заставляют ребят задуматься о смысле жизни и своем месте в ней. В каждом ребенке такой разговор оставит след, и рано или поздно (лучше конечно раньше) они об этом задумаются. И в дальнейшем, когда придет время выбора, как поступить, они выберут правильный путь. Мне эта беседа тоже была интересна. Как говорится, «век живи – век учись». Полезно послушать человека, несущего такую положительную информацию для души и становления личности – ведь этот процесс не прекращается в течение всей жизни.
После открытого урока и незадолго до начала семинара для педагогов нам с Владой Владимировной удалось немного поговорить, и она рассказала о себе.
54-й год работает педагогом, очень любит свою работу – «И так было всегда!». Начинала преподавателем в педучилище, затем работала воспитателем и методистом в детском саду, инспектором по детским учреждения и опекунским вопросам в Кстовском департаменте образования, была заведующей детским садом, логопедом. 16 лет параллельно всему вела годичные курсы подготовки воспитателей в детских садах по государственной программе: «Надо за год вложить в них так, чтобы они захотели работать! Божьей милостью удавалось». На ВДНХ делилась опытом организации бесконфликтной работы в женских коллективах детских садов.
И уже когда вышла на пенсию, ее пригласили в Учебно-производственный комбинат вести группу педагогического профиля. В это время началась перестройка: «Учащихся надо было настроить на поступления в педагогические вузы, но, кроме всего, в это время детям была необходима большая психологическая помощь – семьи в эти годы пришли в полный «раздрай». И почти одновременно Владе Владимировне предложили организовать еще и частные курсы подготовки домашних воспитателей. Вот тут она призадумалась. Как за четыре месяца подготовить воспитателя, которого ты направишь в дом, в семью и сможешь рекомендовать людям?
– Чтобы рекомендовать надо быть уверенным, что твоя ученица будет правильно себя вести. А с нашей системой воспитания молодые девчонки могут начать разбивать семьи. Эти опасения заставили меня обратиться в областную библиотеку с просьбой подобрать материалы о воспитании внутренней культуры человека 19 века. И мне прислали несколько книг.
Изучила все, но две из них Влада Владимировна «буквально переписала от руки». Особенно помогла книга «Умение жить в обществе», написанная монахами и изданная в 1836 году в Санкт-Петербурге.
– По смирению своему монахи этот труд не подписали. Мы не знаем имен авторов. Но лучшего материала по нравственному воспитанию я не встречала. Хотя много есть разной литературы по этому поводу.
Такая серьезная подготовка вылилась в то, что Влада Владимировна создала отдельную программу для курсов домашних воспитателей. Сложилось два курса лекций: «Умение жить в обществе. Духовно-нравственная этика» и «Обязанности по отношению к самому себе: к своей жизни, здоровью и счастью», которые она с тех пор постоянно обновляет и дополняет.
Эти лекции она стала читать не только на частных курсах, но и в своей группе УПК – «Что это мои будут обделенными!». Но, прежде чем начать читать, она старалась учеников «повернуть внутрь себя». Для этого сначала она преподавала формирование мотива поведения, внутреннего побуждения к поступку, из курса психологии. И только после того, как эту тему, не торопясь, за несколько уроков, проходили, начинала читать основной курс.
Владу Владимировну Воскресенскую пригласили в Саров по рекомендации о.Льва Юшкова, который знаком с ней уже много лет. В Кстове, неподалеку от которого находится село Безводное, где он начинал служить священником, они некоторое время работали вместе.
– Когда я составила свои лекции, ко мне на уроки стали ходить учителя и руководители из других школ – смотреть, что же я преподаю. И некоторые приходили с подковыркой – «Не много ли она тут про Бога говорит?»
Видя такое повышенное внимание, Влада Владимировна стала проводить семинар и для учителей. К этому времени о. Льва она уже знала и уважала, он обратил ее внимание на себя тем, как восстанавливал храм Пресвятой Троицы в селе Безводное.
– У меня к нему издали было очень большое почтение. И при встрече я поделилась с ним своим опытом. Он заинтересовался и прослушал сам весь курс лекций (а мне было важно, чтобы священник, если что не так, поправил бы меня). А потом мы стали вести общий семинар для учителей и родителей. Когда начались совместные с батюшкой занятия, ситуация разительно изменилась. Вот приходит человек на семинар, весь измученный жизнью, а за время занятия буквально оживает, выпрямляется. Сейчас прежние слушатели семинара ходят в храм и находятся под крылом Господа.
Через полчаса у Влады Владимировны должен был начаться семинар для учителей на курсах повышения квалификации в СарФТИ, на котором она собиралась познакомить педагогов со своей программой.
– Прежде всего – это подход к делу. Равнодушным людям с учениками трудно справляться. Они их никогда не будут слушать. Ведь, если вы попали к равнодушному врачу, то во второй раз к нему не пойдете, будете искать такого, который хоть в глаза заглянет. Вот об этих вещах я говорю со всеми. И мой сегодняшний курс лекций «Духовно-нравственная этика» составлен уже не только по материалам 19 века, а адаптирован к нашему времени, к нашей основной болячке.
– А какая наша «основная болячка»?
– Внутреннее одиночество людей, неумение услышать друг друга. Этим страдают дети даже в очень хороших семьях. Когда я спрашиваю у них, чего они больше всего хотят от родителей – социального положения, денег или взаимопонимания, они выдыхают все одним духом – «взаимопонимания». А я тогда говорю: «А вы понимаете своих родителей?» – «Они просто за вас боятся, а вы их в этом не понимаете». Есть целый ряд вопросов, когда приходится развертывать родителей лицом к детям, а детей к родителям. Но чем дальше тянется время (а время тянут наши чиновничьи структуры), чем дальше они тянут – тем все чаще у меня встречаются в родительской среде такие случаи, о которых пять лет назад и подумать было невозможно. Недавно женщина одна говорит: «Я ненавижу своего сына» – а сыну семь лет! И она не знает, что делать с собой. Хорошо, что она ко мне подошла. Поговорили, проплакалась и пошла с намерением что-то сделать. А другие и этого не могут. С другой стороны, есть у меня один десятиклассник (хороший мальчишка!), который говорит: «Я ненавижу своих родителей». «Как так ненавидишь? Посмотри, какой ты приличный, не пьющий, чистое лицо, хорошо одет. Это чья заслуга – твоя или родителей?» – «Родителей…» – «А как же ты их ненавидишь?». Полтора с ним года работала, чтобы развернуть к родителям…
На занятии с педагогами таких жизненных историй, думаю, прозвучало немало. И все, кто познакомился с Владой Владимировной, ей благодарны и рады этой встрече.
Завуч воскресной школы при храме Всех Святых Альбина Николаевна Яцкова:
– Общение Влады Владимировны с аудиторией было очень доступным, благожелательным. Ее более чем 50-ти летний опыт педагогической работы позволил дойти до каждого присутствующего. Но в тоже время за этой доступностью прослеживается опыт работы и глубокое знание предмета разговора. Она рассказала нам об отношении к ребенку, как сформировать в нем нравственную основу и как корректировать ее, если она деформируется. Практикам-педагогам очень понравились ее личные наработки, как педагога, которыми они могут воспользоваться в своей работе. Мы часто говорим с детьми свысока – вещаем, подразумевая, что дети должны нам внимать, а этого не получается. Они отторгают такую позицию. А Влада Владимировна встает на равную позицию с детьми, разговор идет «глаза в глаза». Она ставит ребенка тет-а-тет с самим собой и приводит его к осознанию себя.
Педагог воскресной школы, учитель начальных классов лицея № 3 Оксана Николаевна Барышникова:
– Мне очень понравились и урок со школьниками, и занятие с нами, с педагогами. В школе я очень напряженно ждала, что же это будет, так как знаю детей в этом возрасте и знаю, что такое школа. Видела, как они входили в класс – с ужимками и прыжками. Мне очень понравилось, как Влада Владимировна с ними разговаривала и как дети на нее отреагировали. Наверное, чувствуется то, что мы с детьми совсем не разговариваем – ни родители, ни учителя. Не разговариваем чисто по-человечески. Я считаю, что наша система образования и была не очень хорошей, а сейчас может вообще стать порочной. Хоть и говорится везде, что личность ученика интересует школу, но это неправда. Интересуют в лучшем случае оценки, а в худшем – на первое место выводятся «медали-ордена», достижения в олимпиадах и т.д. Если у ребенка этого нет, то общаться с ним не очень хотят, и заинтересованности в нем нет. А дети, которые приходят учиться в обычные школы, они не бесталанные, не бездарные… Видно было, что детей тронуло все сказанное Владой Владимировной. Они об этом думают, но в силу возраста, воспитания, чисто детской еще глупости, просто не могут внутри себя этого сформулировать. Поэтому им, наверное, часто бывает так больно.
А в занятии с нами, учителями, которое мне тоже очень понравилось, мне все же не хватило какой-то целостности, завершенности. Влада Владимировна дала очень хорошие наметки, что можно сделать, как к той или иной проблеме подойти. А дальше это остается на меня, как я смогу это реализовать. Слушать было интересно, чувствуется что человек – профессионал своего дела. Сказанное ею больше относилось к старшим детям, а у меня ученики маленькие – начальная школа, но многое можно применить в семье, по отношению к своему ребенку. У нас пошли проблемы юного подросткового негативизма. Подсказанные ею подходы можно использовать, как некие полезные «шаблончики». Общее ощущение от встречи очень приятное.
Даже само чувство некоей незавершенности семинара говорит о том, что такие встречи очень нужны практикующим педагогам, что их должно быть больше. А Влада Владимировна со своей стороны делает все возможное, чтобы все, кто хочет, смогли ее услышать. В своем таком немолодом уже возрасте, разменивая восьмой десяток лет, она ездит по всей Нижегородской области – куда позовут. А познакомившись с ней однажды, люди стараются встречаться еще и еще.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна