5 марта 2010 года
4 марта в большом зале театра собралось около полутысячи саровчан. Причем, это были не только молодые специалисты ВНИИЭФ и молодежь Сарова, как значилось в пригласительных билетах. Интерес проявили люди, независимо от возраста. Впервые жители нашего города общались в таком формате с архиепископом Нижегородским и Арзамасским, который выразил надежду, что такие встречи станут регулярными.
По традиции, установленной Святейшим Патриархом Кириллом, в начале подобных встреч произносится пространная проповедь, рассуждение на какую-то тему, а затем – ответы на вопросы из зала. Владыка Георгий предложил задавать ему любые вопросы, пользуясь случаем, как в устном, так и в письменном виде.
В своей проповеди владыка затронул тему свободы. Сначала он вспомнил стихотворение Пушкина, излившего крик души в строчках: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана…». И ответное стихотворение святителя Филарета (Дроздова): «Не случайно, не напрасно. Жизнь от Бога нам дана…», которое вызвало благодарный отклик Александра Сергеевича: «…И внемлет арфе Филарета в священном ужасе поэт».
Владыка Георгий: «Человек срывает запретный плод и хочет быть счастливым, но это у него не получается… Стремясь все больше стать свободным, человек все больше становится рабом греха... Христос говорил ученикам о том, что если они пребудут в заповедях, то будут свободны. Говоря о свободе, Христос подразумевал свободу от греха. Раньше люди понимали, что грех – это преступление против законов, установленных Богом… Ложь как ржавчина разъедает свободу». Владыка с разных сторон подводил слушателей к словам св. апостола Павла: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти», которые рефреном проходили через все его рассуждения.
Владыка Георгий: «Дом строится годами, а пожаром уничтожается за час. Поэтому возрождение России после периода безбожия не будет быстрым. Но наше преимущество – святые места, такие, как Дивеево, где все пропитано святостью. Это – сотни обителей, десятки тысяч храмов… Без внутреннего стержня, святости, твердости, мы не устоим. Враждебный мир нас уничтожит, и никакие ядерные щиты нас не спасут». Владыка говорил о том, что судьбой было определено, чтобы наш город поставил заслон развязыванию ядерной войны: «Надо быть благодарными тем ученым, которые положили на это свою жизнь… Но если будет развиваться научно-технический прогресс, а духовно мы будем слабеть, это – путь к погибели. Поэтому опережающими темпами должен развиваться духовный прогресс». Владыка высказал убежденность, что Саров – это то место, где нужно «ковать постами меч молитв». Он пожелал сотрудникам ВНИИЭФ «кроме знаний приобретать духовную крепость, что делается не вдруг, а постепенно». Свое выступление владыка завершил тем, что напомнил собравшимся великопостную молитву св. Ефрема Сирина.
Первый вопрос задал ведущий встречи Дмитрий Сладков, член Межсоборного присутствия РПЦ, член правления Благотворительного фонда преп. Серафима Саровского. Он попросил владыку рассказать о том, как тот стал лауреатом Госпремии в области науки и техники. Владыка Георгий спохватился, что не представился, ничего не рассказал о себе. Затем он откровенно и с большим юмором поведал свою биографию. Будучи в течение 10 лет экономом Троице-Сергиевой Лавры, он занимался сохранением и реставрацией архитектурных памятников на ее территории. Ему удалось сформировать сильный научный коллектив, разработавший передовую систему мониторинга. За создание этих методик авторский коллектив под началом владыки Георгия в 2005 году и был удостоен высокой награды. Владыка так и сыпал специальными терминами. Он показал, что был не просто администратором проекта, а действительно вникал во все технические тонкости.
Надежда Тарасова, представляющая саровский общественный комитет в защиту семьи, детства и нравственности, задала вопрос об отношении владыки Георгия к проблеме введения в России ювенальной юстиции.
Владыка сказал: «У нас еще не определен понятийный аппарат. Если иметь в виду то, что происходит в Европе, то есть, бесцеремонное вмешательство чиновников в личную жизнь семьи под видом защиты прав ребенка – это катастрофа. Однако есть и другая проблема. В России за последние 20 лет был подорван институт семьи. Многие семьи в плачевном состоянии». Владыка говорил о тех проблемах, которые связаны с детьми: родительский алкоголизм, наркомания, сексуальная эксплуатация детей. «Поэтому», – сделал он вывод, – «тема сохранения семьи, ее святости и чистоты очень важна и востребована... Совершенно понятно, что в этой работе западные ценности и подходы неприемлемы. Нужно искать свой формат и думать на своем уровне, как избежать насилия над детьми». Владыка согласился с предложением проведения круглого стола на тему ювенальной юстиции и поддержал идею об обсуждении этого вопроса в православных СМИ.
Татьяна Ставничая (газета «Саров»), спросила, как будет дальше складываться взаимодействие Церкви, власти и населения города, памятуя о том, что горожан не вовлекли в обсуждение по вопросу пляжа возле храма Святого Духа. Владыка ответил, что надо повышать дух соработничества, единомыслия и понимать значение наших святынь и, может быть, даже чем-то жертвовать ради их восстановления.
Василий Киселев, руководитель молодежного объединения ролевого моделирования и исторической реконструкции, сказал, что саровские ролевики хотели бы участвовать в проведении Александровских дней в Городце. Но поданный ими на конкурс «Православная инициатива» проект реконструкции доспехов новгородской дружины князя Александра Невского не выиграл денежный грант. Заинтересована ли Нижегородская епархия в такой деятельности и как можно получить поддержку? Владыка ответил, что епархия «несомненно заинтересована в этом», он готов детально рассмотреть это предложение, и назвал адрес епархии.
Несколько раз задавался по существу один вопрос – об отношении Церкви к сожительству до брака. Владыка терпеливо разъяснял молодым: «Если вы хотите жить счастливо, целомудренно, если хотите, чтобы у вас была крепкая семья, здоровые дети, живите по заповедям Божьим». Владыка использовал пример маленькой пластиковой финтифлюшки, красиво упакованной в огромную нарядную коробку. Так же и сожительство до брака. Выглядит многообещающе, но неизбежно приносит разочарование и охлаждение чувств.
Кратко пробежимся по некоторым вопросам.
– Об отношении к театру.
– «Театр – это ни хорошо и ни плохо. Так же, как змеиный яд, которым можно исцелиться и отравиться. Все зависит от того, что там показывают».
– Об отношении к психическим заболеваниям, о том, как отличить их от бесноватости.
– «У одного психиатра был прием, как отличить душевнобольного от бесноватого. Он давал пациенту аскорбинку и крещенскую воду для запивки. Бесноватые не переносили близость святыни, начинали возмущаться, безобразно рычать. Психические болезни нужно лечить, а в случае одержимости лечение не поможет, поезжайте для отчитки в Оранский монастырь».
– Об отношении к празднику 8 марта и Дню святого Валентина.
– «Все хорошо, но вовремя. Сейчас существует проблема календаря. Новый год приходится на Рождественский сочельник, 8 марта – на Великий пост. В то же время, у нас есть свои, аналогичные праздники. Женский праздник – день жен-мироносиц во второе воскресенье после Пасхи. Есть свой день влюбленных – 8 июля, в день памяти св. благоверного князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев. Надо хранить свои традиции. И я верю, что мы к этому придем ».
– Есть ли в России старцы?
– «Есть. Но где – не скажу». Владыка засмеялся. Вроде пошутил, но точного адреса так и не дал.
– О смысле исповеди, если на Страшном Суде все равно придется отвечать за свои грехи.
– Владыка говорил о таинстве исповеди, о том, что она очищает совесть: «У самолета есть черный ящик, а у человека – совесть. По мнению святых отцов, именно совесть будет обличать нас на Страшном Суде».
– Как научиться противостоять искушениям?
– «Прибеганием к таинству исповеди… Когда священник читает над человеком разрешительную молитву, тот приобретает дары Святого Духа».
– О проблеме школьных учебников, написанных в угоду либеральной идеологии.
– Владыка высказал свою убежденность в том, что учитель, имея православную веру и профессионализм, «все может сделать в сегодняшнем формате».
– Об отношении к католичеству, к экуменизму.
– «Католичество – христианская традиция. Но по отношению к России католики принесли много беды… С новым понтификом ситуация стала нормализовываться… Что касается экуменизма… Православие ни в чем не уступает своих позиций… А экуменизм – это удобная площадка для обсуждения важных тем, по которым нужно иметь единомыслие. Таким, как, например, ядерная безопасность или сохранение семьи».
– Об отношении к протестантам.
– «Когда они живут своей традицией, мы их не беспокоим. А когда занимаются прозелитизмом, это – плохо».
– Что делать с полученной от сектантов духовной литературой, например, такой, как Новый Завет?
– «Принести в храм».
– Как относиться к белой магии?
– «Бежать от нее. Оккультизм – страшная вещь».
– Об отношении к спорту.
– «Важна мотивация занятия спортом. Для чего ты это делаешь: для своего здоровья, поддержания физической формы и профессиональных навыков или для того, чтобы набить другому человеку лицо? Плохо, если увлечение спортом переходит в увлечение спортивными зрелищами».
– О планах дальнейшего развития Саровской пустыни.
– «Мы поспешаем, не спеша. Будем дальше развивать монашескую жизнь».
С большим сочувствием и особенной теплотой владыка отвечал на сложные личные вопросы людей: «Как жить, если близкий человек болен алкоголизмом?», «Как разрешить семейную проблему негативного отношения мужа к Церкви?». Думается, что люди, задавшие эти вопросы, не ушли неутешенными.
Отдельные вопросы были сформулированы невнятно, но владыка, как опытный оратор, всегда умел развить тему в интересном направлении. Говорил очень просто, использовал яркие, запоминающиеся образы. Например, сравнение церкви, духовной лечебницы, и поликлиники, лечебницы тела. Вы поведете себя глупо, если обидитесь на обругавшую вас уборщицу в поликлинике и уйдете, не попав к врачу. Точно так же глупо обижаться на то, если вам сделают какое-то замечание в церкви. Если вы оттуда уйдете, не прибегнув к таинствам, то не получите духовного уврачевания. Или сравнение церкви и театра. У них много внешнего сходства, но в театре – игра, а в церкви – служение живому Богу.
Некоторые вопросы владыка переадресовал назад, самим людям, сидящим в зале. Если вам нужна православная гимназия, православный театр и телепередачи, проявляйте активность, обращайтесь к депутатам, выходите на местные органы власти. «А мы, – заверил владыка, – всегда вас поддержим… Люди должны активно заявлять о своих духовных потребностях. Проявите инициативу. Иначе все, что будет насаждаться сверху, не будет жизнеспособно и востребовано людьми».
Знакомой учительнице понравилось то, что владыка в подтверждение своих мыслей прочитал стихотворения Максимилиана Волошина «Русь глухонемая» и «Мир» и как он осмыслил, прокомментировал их. – «Он показал себя культурным человеком в широком смысле этого слова. А я отчетливо увидела пробелы в своей культуре. Действительно, ничего (или почти ничего) не зная о христианстве, невозможно понять лучшие стихи русских поэтов, насыщенные библеизмами».
Компания подростков была очень рада. Во-первых, тому, что так близко увидели владыку, а во-вторых, – что он ответил на две их записки: «Здесь все было по-честному, без цензуры». Владыка продолжал встречу до тех пор, пока не ответил на последнюю записку. Это заняло более двух часов.
И, в заключение, еще одно высказывание: «Я раньше думал, что монахи – скучные и угрюмые. А увидел другое. Владыка всем интересуется, живо реагирует на современную жизнь, имеет чувство юмора. Понравилось, что он не ругал молодежь за поведение, которое считает неправильным, а скорее жалел и разъяснял, почему это плохо. Если бы наши родители так умели, было бы меньше конфликтов с ними».
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна