22 декабря 2012 года
Проповедь клирика прихода храма Всех Святых Сергия Скузоваткина в день освящения церкви во имя Преображения Господня 21 декабря 2012 года.
«Во имя Отца, Сына и Святаго Духа. «Хорошо нам здесь
бытии!» – так сказали апостолы на горе Фаворстей во время Преображения. Этот святой храм, не случайно находящийся
вверху, на втором этаже храма святых Зосимы и Савватия, ознаменован именно
Преображением Господним. Это был любимый
храм преподобного батюшки нашего Серафима Саровского всея России чудотворца.
Именно здесь в последние годы он причащался. И когда это храмовое здание перестраивалось,
создавались и нижний и верхний приделы, батюшка Серафим во многом помогал
этому, в частности, сам своими руками, поскольку был искусный резчик, он изготовил
престол из кипариса для нижнего храма. Преображение – это один из центральных праздников
православных. И вот этот храм возвышается над Саровом - и виден, как с южной, так и с северной стороны. И он направляет
нас на путь искания горнего мира.
Славянское слово «преображение» (в греческом
языке «метафорсис») означает «переход», «изменение», но изменение такое, чтобы
оставалась та же сущность. Вот в этом и корень преображения. Английское слово,
эквивалентное слову «преображение» –
«трансфигурейшн»(Transfiguration). Первая часть слова, приставка «транс»
– означает «выходящий вне», то есть нужно выйти из себя. Но как же надо преобразиться
нам? Господь преобразился, и преобразил
Собою природу человеческую, но в себе. Действительно, нам необходимо именно
такое преображение. Мало того, святой
прп. Симеон Новый Богослов сказал, что если мы не преобразимся в этой жизни, в
той жизни нам нет места в Царстве Небесном. Если мы не создадим в себе нового
Адама, то и в будущей жизни со Христом не будем. Какие страшные слова!
Действительно, Господь явил Преображение как радость, как нечто, что может быть
независимо от человека. Но апостолы, спустившись на землю, в этой радости не остались.
Они снова стали ходить по земле. И как сказал один из подвижников 20 века
игумен Никон Воробьев: «Хорошо нам находиться с Христом на Фаворе, но трудно
находиться на кресте». У каждого Фавора, у каждого Преображения есть свое
основание, фундамент – и это обязательно Голгофа.
«Голгофа» по звучанию напоминает Фавор. И греческое «фавор» в русском языке приобрело еще одно значение – «фаворит», то есть любимец. И здесь же в русском воспроизведении кроется еще один ключ к пониманию, как нам надо преобразиться. «Фаворит» – значит любимый, и чтобы быть на горе Фавор, преобразиться, испытать радость и счастье, нужно любить. И вот это великая тайна, которую Господь открыл на Фаворе, но в большей степени – на Голгофе. Однако человека любить труднее всего. Легче любить мир весь в целом, даже легче любить животных, чем каждого в отдельности человека. Это мы знаем, и писатель Федор Михайлович Достоевский не был оригинален, высказав эту мысль. И все же без любви, без терпения Преображение невозможно. Этим еще объясняется, что мы – Образ Божий. Русский философ конца 19-го начала 20 века очень правильно сказал: «Если человек отвергнется от образа Божьего, то вскоре потеряет и образ человеческий, ибо возревнует об образе зверином». Человек не может находиться в статике, он либо падает к животному миру, либо идет вверх к горе Фавор, преображается вместе с Образом Божиим, который для него должен стать первообразом.
Вспоминая действия и впечатление апостолов
на горе Фаворстей, мы понимаем, что каждый из нас должен пасть перед
преображенным Спасителем, которого мы должны видеть в каждом человеке. Это и
есть задача христианина. И это большая часть нашего Преображения. Да, трудно.
Мы встаем и падаем на пути к горе Фавор,
потому что смущаемы многими житейскими бурями. Бываем ненавидимы и сами
ненавидим. Но есть то, что сохраняет в нас Фаворский свет, то, что сберегает преображение наше – это непрестанная молитва. Она, как свидетельствуют святые
отцы древности и нашего времени, есть то, что продлевает благодать, которую
дает Господь и в крещении, и в причастии Святых Христовых Тайн, и в праздниках.
И даже в какой-то повседневной радости. Молитва не только преображает, но и
является подпиткой того самого Преображения, которое у нас всех есть, и дано Господом нашим Иисусом Христом.
Помолимся же братья и сестры, преподобному Серафиму Саровскому, который, стяжав
Духа Святаго, действительно был преображен, и еще здесь пребывал как земной
ангел. Помолимся, чтобы сподобил Господь и нас этих благ. Чтобы, пусть понемножку, по
капельке, по шажочку, но приближаться нам к горнему миру, к Господней горе Фавор.
Аминь».
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна