17 декабря 2012 года
14 декабря в школе № 16 прошла конференция «Психолого-педагогические подходы к формированию толерантности и позитивной этнической идентичности как условий социализации личности».
Конференцию организовали департамент образования г. Сарова и педколлектив этой школы. В работе участвовали 30 педагогов – школьные психологи и зам. директоров школ по воспитательной работе.
Воспитание толерантности
Участники конференции сходу попробовали определить, что же такое толерантность, но выяснилось, что у людей разные мнения, да и в ряде стран это слово трактуют неодинаково. Собравшихся познакомили с Декларацией принципов толерантности, принятой в 1995 году организацией ЮНЕСКО. Там говорится, что «толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Среди компонентов толерантности – отказ от доминирования и насилия, готовность принять другого таким, какой он есть...
Педагоги считают, что толерантность в детях нужно воспитывать. Представители разных школ доложили о том, как они в этом преуспели. В школе № 1 изучают культуру народов России. А в школе № 7 занимаются гражданско-патриотическим и духовно-нравственным воспитанием (чтобы уважать чужую культуру, сначала нужно научиться уважать свою). Педагоги отчитывались о своей работе словом «толерантность». Таковы сейчас правила игры. Но меня как родителя больше беспокоит то, чтобы без моего согласия детям не прививали эту сомнительную «добродетель».
Дальше всех пошли в школе № 16, на базе которой проходила конференция. В фойе нас встретили стенгазеты и рисунки детей о толерантности. Малыши изображали земной шар и разноцветных человечков, взявшихся за руки. А старшеклассники иллюстрировали высказывания: «Толерантность – понимание того, что наши стереотипы не всегда верны», «осторожность в выводах и высказываниях», «отсутствие поспешных выводов». Посмотрели видеосюжет – как изучают толерантность на уроке «Окружающий мир» в 1 классе.
– Ребята, назовите слова, которые вы связываете с толерантностью?
– Мама, бабушка, дедушка, дружба, мир, согласие, доброта, благо для человека…
Все это прекрасно, но причем здесь толерантность? Малышам внушают, что толерантность – это хорошо, хотя никто не может определить, что это такое. А старшеклассники усваивают новую «добродетель» через компьютерные викторины. Задание: «Что вы будете делать, если вечером в подземном переходе группа парней с палками и камнями преследует молодого африканца?» Из трех вариантов ответа правильным оказался: «Незаметно отойду в сторону, запомнив приметы нападавших, и затем сообщу в полицию». А если преследуемый не африканец? Вопрос открытый…
Во время перерыва я поговорила с некоторыми учителями. Они согласились с тем, что прекрасно обходились без всякой толерантности. Но с тем, что спущено сверху, не поспоришь. В итоге, участники конференции при помощи правильно поставленных вопросов дали ожидаемые ответы. – «Какими качествами должен обладать толерантный человек?» – «Быть расположенным к другим, терпимым к различиям и умеющим не осуждать других». Получился «добрый христианин». Однако священник Александр Брюховец в своем выступлении выразил озабоченность навязыванием чужеродного термина. Тем не менее, в резолюции конференции предложили признать актуальным воспитание толерантности, продолжить и углубить эту работу.
Язык для манипуляции сознанием
Откуда вообще возникла эта тема? Зам. директора департамента образования Е. В. Туровская сообщила, что это прописано в муниципальной целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма в ЗАТО Саров на 2012-2014 годы». И данная конференция – это только первое мероприятие.
Действительно, в указанной программе кроме режимных мероприятий, направленных на повышение безопасности, на департамент образования возложили: проведение тематической недели по профилактике экстремизма среди молодежи и подростков, посвященной Международному Дню толерантности; организацию работы методобъединений учителей по вопросам формирования толерантности; публикацию в СМИ материалов для детей и подростков, направленных на воспитание культуры толерантности; проведение семинаров «Толерантность в подростковой среде», «Экстремистские движения и неформальные молодежные объединения» и т. д.
Какой экстремизм может быть в Сарове, где национальные различия горожан практически стерты? На этот вопрос Е. В. Туровская ответила, что наши дети после окончания школы уезжают учиться за пределы города, живут в студенческих общежитиях, где существуют межэтнические конфликты. Поэтому детей нужно к этому подготовить. Казалось бы, универсальная формула – «возлюби ближнего как самого себя», и не нужно изобретать велосипед. Но для межнационального согласия понадобилась именно толерантность...
Публицист С. Кара-Мурза назвал искусственно введенные в наш язык слова амебами. «Методичная и тщательная замена слов русского языка такими чуждыми нам амебами – никакое не «засорение» или признак бескультурья. Это – необходимая часть манипуляции сознанием». «Один известный политик сказал, что когда социальный класс использует язык тех, кто его угнетает, он становится угнетен окончательно. Язык не безобиден». Поэтому «птичий язык» не в узко профессиональной сфере – один из признаков манипуляции или состояния морока, наваждения. Замена слов и понятий приводит к путанице в головах, делает людей управляемыми и неспособными разобраться в происходящем. В искусственном языке – Оруэлловском новоязе – слова стали обозначать нечто противоположное, из них выхолощен первоначальный смысл. Мы уже привыкли к тому, что сейчас войну называют «миротворческой операцией». Но кризис языка приводит к кризису общества. – «А вы не боитесь, что людей сначала приучат к слову толерантность как к чему-то хорошему, а потом наполнят его совсем другим содержанием?» Е. В. Туровская: «Нет, я не думаю, что навязывание этой терминологии повлечет за собой в дальнейшем какие-то некорректные шаги…»
О мире без Бога
Интересно, а знают ли родители, что в школе № 16 детей учат толерантности как добродетели? Если бы я узнала, то выступила бы против этого. Почему?
Нам внушают, что толерантность – это принятие человека. Но, как мы видим на Западе, это – не столько принятие человека, сколько принятие его грехов. Благодаря толерантности легализуют однополые браки, наркотики, эвтаназию и гей-парады. И если пока в России этого не происходит, то только потому, что мы еще недостаточно толерантны. Старшее поколение уже не переделать. Поэтому идет борьба за наших детей.
Церковь учит нас любить грешника, но ненавидеть грех, разделять эти понятия. Это дает возможность православным христианам строить мирные отношения с представителями разных религиозных конфессий и политических течений. Мы не отождествляем человека с идеей, носителем которой он является. Мы можем осуждать фашизм и, одновременно, хорошо относиться к немцам. А толерантность запрещает осуждать идеи, чтобы не обидеть человека, при этом невозможен содержательный диалог. Нельзя осуждать гомосексуализм, потому что это не толерантно по отношению к гомосексуалисту. Если мы толерантны, то уже не можем назвать грех своим именем. Понятия «добро» и «зло» становятся размытыми и ситуативными. А если любая точка зрения ничем не лучше другой, то ИСТИНЫ не существует. Понтий Пилат с его вопросом Христу «что есть истина?» может считаться родоначальником толерантности. И вряд ли Христа, обличающего фарисеев и изгоняющего торговцев из храма, можно назвать толерантным. В толерантной системе координат нет места абсолютным ценностям, нет места Богу. Так совместимо ли оно с православием?
На Западе сегодня часто запрещается символика Рождества из-за того, чтобы внешние проявления этого христианского праздника не оскорбили чувства представителей других религий и атеистов. В США в муниципальных учреждениях и государственных школах запрещают установку рождественских вертепов, а ель предпочитают называть не «рождественским» а просто праздничным деревом. В школах Финляндии тщательно продумывают, какие песни можно петь на елке. Согласно новым требованиям, теперь на ней должно быть больше веселых, нежели религиозных элементов. Так права большинства ущемляются в угоду меньшинству. На практике это и есть толерантность.
Одна из докладчиков рассказала сюжет о Вавилонской башне, задав риторический вопрос: «Отчего же людям так сложно договориться между собой?» И сама же ответила: «Толерантность призвана помочь людям договориться»… Договориться без Бога, за Его спиной. Но мы-то знаем: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие…»
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна