28 августа 2012 года
Проповедь клирика храма Всех Святых иерея Сергия Скузоваткина после архиерейской службы в праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы поклоняемся гробу Божией Матери, от которого, как говорят святые отцы, веет Животворящим Гробом Господним. Мы говорим об Ее кончине не как о смерти, а как об успении. Это слово изменяет суть нашего отношения к смерти, и его мы применяем к Пресвятой Богородице, которая является не только Матерью Господа нашего, но и всех нас (потому что Спаситель на Кресте сказал святому апостолу Иоанну Богослову: «Се, Матерь твоя». И через него Она действительно Матерь всем нам). Уже не смерть, но успение. После Воскресения Господа нашего Иисуса Христа именно так мы говорим о кончине чудотворцев Божиих, которые того же духа, что и сама Божия Матерь (как Она сказала о преподобном Серафиме: «Сей есть от рода нашего»).
Когда мы применительно к Божией Матери употребляем слово «успение», это имеет под собой догматическую и каноническую основу. Смерть нам страшна тогда, когда она несет разрушение, окончание всего нашего существования. В Священном Писании мы читаем: «Смерть грешников люта». Но почему? Ведь смерть одинаково простирается над всеми нами, она властна над праведным и над грешным. Все мы – земля, и в землю отъидем. Но, на самом деле, смерть – страшна и разрушительна для нас только тогда, когда она является следствием и логическим завершением греха. Грех разрушает и изменяет всю нашу жизнь: мы хотим сделать доброе дело, а получается злое; желаем сказать доброе слово ближнему, но этим обижаем его. Все эти уродливые искажения порождает грех, который есть в нас.
Но вышесказанное на Божию Матерь не распространяется. Мы говорим о Ней как об усопшей, и ее гроб – не что иное, как врата перехода от этой жизни к будущей, потому что Она «в рождестве девство сохранила». Кроме того, мы поем, что Она «во успении мира не оставила». Благодаря рождеству, сохраненному в девстве, Она не только сама уснула, успокоилась, но также дает утешение и радость всем тем, кто к Ней прибегает. Эти чрезвычайные возможности или дары Божия Матерь усвоила (так же как и Спаситель) не восхищением, а именно тем, что Она в рождестве девство сохранила. Также и всем нам необходима эта добродетель девства.
Девство или, по-другому, цельность, целомудрие, незыблемость – это очень важный жизненный принцип, дающий человеку образ святости, который нам показала Божия Матерь. Без него всякое доброе дело или слово, исходящее из наших уст, будет безжизенно и неосновательно. Этот принцип распространяется не только на тех, кто живет в состоянии безбрачия. Целомудрие – это образ святости, собранности, цельного рассуждения и постижения. Не может человек одним своим органом действовать так, а другим – иначе. В этом и есть простота или единство – одно из свойств Божиих. Когда человек говорит одно, при этом подразумевает нечто другое и вдобавок имеет еще какую-то цель, то он уже не простой, так как поступает не цельно, лукаво.
Только цельность является дорогой к святости. Святые отцы полагают, что цельность держится на двух китах, это: единство тела и единство духа. Не может правильно мыслить человек, который развращает свое тело. Если око наше не светло, точно такой же будет и вся жизнь. Поэтому на пути возрождения в себе цельности у нас есть два препятствия: плотоугодие и себялюбие. Если первое из них разрушает нашу телесную природу, то второе – когда человек внешне может находиться в телесной чистоте, но при этом съедать другого – есть гордость, разъедающая наш дух. Они мешают проявиться цельности в человеческой природе, хотя порой и притворяются добродетелями. Плотский, телесный человек может внешне быть добрым, мягким, толерантным, как сейчас говорят. А себялюбец вполне может выполнять все церковные предписания и каноны, выглядеть строгим аскетом, но без должной мягкости к другим он не может иметь целомудрия. И вот эту цельность телесного и духовного, частного и целого, можно стяжать только с помощью благодати. И мы сегодня у Пречистого Гроба заснувшей Божией Матери и матери всех живущих понимаем, что она является матерью не только девственников и святых (тех, кто от рода Ее как преподобный Серафим), но и грешников. Ведь мы знаем такие иконы как «Споручница грешных» или «Взыскание погибших». И сегодня все мы, старающиеся, но еще не дошедшие до совершенства добродетелей, молимся Божией Матери: «Помоги нам, грешным, усвоить такие качества, как чистоту и целомудрие».
Во веки веков. Аминь.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна