4 июня 2012 года
Накануне митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил в храме на Ближней пустынке утреню с чтением акафиста Святому Духу. Проповедь наместника Саровской пустыни игумена Никона в день Святого Духа.
Как сообщил сайт Нижегородской митрополии (текст Игоря
Чистякова), 3 июня, в канун дня Святого Духа, митрополит Нижегородский
и Арзамасский Георгий совершил утреню с чтением акафиста Святому Духу в храме во
имя Святого Духа Сошествия на Ближней пустынке. Храм является частью
Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни. Его
Высокопреосвященству сослужили наместник обители игумен Никон (Ивашков) и
другие клирики Саровского благочиния.
За богослужением вместе с многочисленными прихожанами молился глава
администрации Сарова Валерий Димитров. Обратившись к собравшимся в храме
верующим с архипастырским словом, правящий архиерей поздравил их с праздником
Святого Духа.
Проповедь наместника Саровской пустыни игумена Никона в день Святого Духа 13.06.2011
С праздником, братья и сестры!
Всех вас поздравляю с Днем Рождения! Так как День Рождения Церкви Христовой есть и наш с вами День Рождения!
Конечно, справляют День рождения только те, кто помнит о нем, кто считает себя членом этой семьи, кто радуется такому событию, ибо это – есть День Рождения не плотского, а духовного. И мы, конечно, должны его справлять. Поэтому вся Церковь так радуется не только воскресению Христову, но и празднику Святой Троицы, Пятидесятнице. В этот день Святый Дух сошел на апостолов, учеников Христа, и через них передается всем нам.
Обратите внимание, как сегодня
Господь в Евангельском чтении нас предупреждает: «Блюдите, да не презрите
единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко
Ангели их на Небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф. 18, 10). Среди
молящихся много людей пожилого возраста, которым их родители и родственники
передали веру Христову, но втайне, не афишируя этого, ибо вера была гонима. И
милостью Божией через этих мирян и через священников, оставшихся верными
Христу, сохранилась преемственность веры в нашей Церкви.
Сегодня у нас есть возможность беспрепятственно ходить в церковь, готовится к восшествию на Небо. Есть вполне земной прообраз этого восшествия – стремление человечества к освоению космоса, богоборческое по своей сути… Однажды к некому святителю пришел уполномоченный по делам религии и сказал: «Гагарин слетал на небо, и Бога там не увидел. Так и скажите в своей проповеди». Святитель, выйдя на амвон, обратился к пастве: «Братья и сестры! Поздравляю вас с праздником. Наш гражданин слетал на небо и Бога там не видел. Но Бог его видел и благословил»… Бога увидеть, конечно, невозможно. Но то, что Он послал на землю Святого Духа и создал Церковь, в этом – проявление Его безмерной и безграничной любви к людям.
Церковь на земле – это школа подготовки небесных космонавтов, где нас готовят к тому, чтобы мы стартовали на Небо. Каждый должен пройти эту школу. «Аще кто уверует и крестится, – говорит Господь, – спасется, а кто не уверует и не крестится – осужден будет». Не крещенные и не уверовавшие люди не могут не только взлететь, но даже оторваться от земли. Не надо думать, что всякий, поступивший в школу космонавтов, взлетит и долетит до намеченной цели. Для этого нужно усердно готовиться, знать, как правильно настроить свою внутреннюю ракету, как следует заправить ее топливом, и когда придет команда «Старт!» (а кнопка этой команды находится наверху), взлететь и долететь до пункта назначения – Царствия Небесного. А топливо – это и есть благодать Духа Святаго, которую мы должны стяжать, как говорил батюшка Серафим на этой самой Ближней пустынке.
Самая большая заповедь – о возможности возвратить нам утерянную любовь, научиться любить Господа. Ибо мы, получая при рождении душу от Господа, являемся частицей Царства Небесного. Как сказал Господь: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17,20). И поэтому мы называемся сыновьями и дочерьми Божьими. Только представьте себе, какое достоинство мы имеем и что теряем, если отказываемся от этого сыновства и подобно блудному сыну из притчи предаемся бегству из Отчего дома. Когда человечество в результате грехопадения первых людей отпало от этого сыновства, у него не было возможности покаяния. Первые люди, отвергнувшие предложенную им любящим Отцом возможность покаяния, были изгнаны из Рая, и двери райские были за ними закрыты. Господь, как всякий любящий отец, не сразу стал наказывать своих неразумных чад. Сначала он терпеливо ждал их покаяния. Не дождавшись, стал намеками подводить к этой мысли. Когда же и это не помогло, Господь прямо спросил Адама, почему он прячется и не ел ли он от дерева познания добра и зла. Что же Он услышал в ответ вместо покаяния? Упрек неблагодарности: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». После грехопадения все люди, как бы праведно они не жили, были лишены возможности покаяния и после смерти шли в ад. Пусть не были мучимы, но пребывали в темнице. Когда же наш Господь совершил свой крестный подвиг, когда Он получил от Отца право принимать исповедь, тогда Он умолил Отца вернуть падшим людям Святой Дух, чтобы мы могли жить им на земле. Во время крещения на нас накладывают печать Духа Святаго, тем самым как бы запечатывая все наши органы чувств, через которые может пройти грех. Любое молитвословие, любая церковная служба начинаются молитвой Святому Духу «Царю Небесный…». Когда мы грешим, мы Его отгоняем от себя, становясь сосудами нечистыми. А мы призваны быть сосудами чистыми благодати Духа Святаго – этой самой любви. Чем больше грешим, тем выше поднимается уровень грязи, нечистоты, а когда омываемся покаянием, он опускается вниз, и в нас вмещается больше любви.
Братья и сестры, у нас нет другого пути. Нет счастья иного, кроме как с Господом. Священное Писание не сказало нам ничего нового. Мы из своего жизненного опыта знаем, что на земле только те счастливо живут, которые слушаются любящих их родителей, в противном же случае люди впадаютв беды и несчастья…
Помоги же нам Господи, чтобы в этой земной жизни, где развилось так много нечистоты и греха, устоять в чистоте и никогда не оставлять Церковь Христову, которая всегда для нас открывает свои двери и ждет нас. Нужно помнить о том, что все мы умрем. И любые искушения, которые к нам приходят, нужно встречать этим памятованием: «Я же умру и ничего с собой в Царствие Божие не возьму. Только ту часть благодати Духа Святаго, которую я накопил за свою жизнь».
Аминь.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна