Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Учеба для преподавателей ОРКСЭ

25 мая 2012 года

С 10 по 30 мая на базе школы № 16 проходят курсы для учителей, которые со следующего учебного года начнут преподавать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Их ведет учитель-тьютор О.Александрова.

Ольга Юрьевна – зам. директора школы № 16 по воспитательной работе. Она месяц проучилась на курсах НИРО и получила удостоверение учителя-тьютора, дающее право обучать городских учителей. Каждый день ей приходится проводить как минимум два полуторачасовых занятия. Нагрузка очень большая для одного человека – 72 часа преимущественно лекционных занятий. Слушатели курсов познакомились с нормативно-правовой базой, концепцией и особенностями данного предмета, с основными мировыми религиями и методикой преподавания. Также предусмотрена самостоятельная домашняя работа: составление тематического плана и подготовка проекта урока по выбранному модулю ОРКСЭ. С готовыми проектами уроков уже можно идти в класс. А если учителя обменяются своими наработками, то охватят все темы. В конце обучения педагоги получат соответствующий документ, выданный НИРО.

Данные курсы посещают 27 учителей: четыре историка, один преподаватель МХК, а остальные – учителя начальных классов городских школ (и один – из православной гимназии). Часть из них – выпускники курсов повышения квалификации для педагогов при СарФТИ «Духовно-нравственный потенциал ценностей отечественной культуры». Сначала шла речь о том, что они уже могут преподавать курс ОРКСЭ, но оказалось, что должен быть дополнительный методический аспект в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Школы города закупили два учебно-методических комплекта (на выбор): издательства «Просвещение» и издательства «Русское слово» («Основы светской этики» М.П.Студеникина и «Основы религиозных культур народов России» А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова). Но учебник «Основы православной культуры» А.Кураева был издан только издательством «Просвещение». Другого учебника нет и, кроме того, пока только этот учебник ОПК получил благословение Патриархии на использование в школах. По мнению многих, учебник «Основы светской этики» М.П.Студеникина более приемлем для работы с четвероклассниками, чем учебник с таким же названием издательства «Просвещение», однако большинство школ города приобрели последний (видимо, не разобравшись или руководствуясь тем, что он стоит дешевле). По словам учителя-тьютора, которая сама будет преподавать «Основы светской этики», на курсах пытаются сгладить недостатки этого учебника, превратить их в достоинства, что, конечно, нелегко.

О.Александрова: «Другая сложность состоит в том, что преподавание ОРКСЭ будет вестись согласно требованиям нового ФГОС, который предусматривает развивающее обучение. В традиционной системе основной источник знаний – это учитель, а тут предполагается самостоятельная работа детей под руководством учителя. Четвероклассники по этим стандартам у нас еще не занимаются. Это совсем другой подход, цели и задачи. И если все прежние предметы были «знаниевые», т.е. дающие знания, то курс ОРКСЭ – воспитательный. А это всегда сложнее, воспитывать нужно в деятельности. Поэтому главная задача учителя на этих уроках – организовать деятельность детей. На курсах подробно рассматриваются всевозможные игровые технологии, которые учитель должен приспособить к процессу обучения. Также учителя и родители смогут привлекать к этим урокам городские музеи и библиотеки. Что касается взаимодействия с Церковью, то можно приглашать священника к родителям, чтобы разъяснить какие-то вопросы. Если родители не против, то детей можно сводить в храм или организовать паломническую поездку». 

На курсах выступали иерей Александр Брюховец и Оксана Савченко, зав. кафедрой теологии гуманитарного факультета СарфТИ НИЯУ МИФИ.

Иерей Александр Брюховец на двух занятиях разбирал по главам учебник ОПК. Особое внимание учителей он обратил на урок 24 о таинстве Евхаристии. Он разъяснил, что это такое, призывая учителей бережно отнестись к данной теме, а еще лучше – при подготовке урока обратиться за помощью к священнику. По его мнению, главный итог преподавания – в том, чтобы дети не боялись зайти в храм поставить свечку, не шарахались испуганно от священника. Чтобы осталась добрая память об этих уроках даже тогда, когда ученики забудут, о чем там говорилось. Главное – не навредить и правильно сориентировать учеников. Поэтому на учителях лежит очень большая ответственность. О. Александр также отвечал на вопросы педагогов.

Оксана Валерьевна Савченко, выступая перед учителями, честно предупредила их о том, что передержки в преподавании такого сложного предмета как этика – неизбежны. Ученики начнут искать, кто более правильный, а кто – менее, так называемый «харизмометр». Сразу возникнут вопросы обоснования. «Почему я должен кого-то любить, кому-то что-то давать?» Сложность светской этики в отличие от основ православия в том, что там нет предельных ценностей, все относительно. Этика – это не теория, а поступки. Поэтому что скажет учитель, то сразу же выльется в поступки детей.  О.Савченко посоветовала педагогам летом посидеть над книжками, а главное – в новом учебном году постоянно собираться и обсуждать возникающие трудности. Она пригласила педагогов в СарФТИ на курсы «Духовно-нравственный потенциал ценностей отечественной культуры» и на предстоящую конференцию «Православное лето-2012».

 

Взаимодействие. Церковь и мир / 2022 год / 20220914-Координационный совет
 
 
 
 
 
 


Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото – М.Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.