8 апреля 2012 года
Проповедь клирика прихода храма Всех Святых иерея Сергия Скузоваткина в Вербное воскресение 7 апреля 2012 г., во время которой он познакомил прихожан с Обращением Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, принятым 3 апреля 2012 года.
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Закончилась целая эпоха, целый период Великого поста, который приводит нас к последним дням пребывания на земле Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. И мы вспоминаем ту максимальную земную славу, которую человечество дало Господу. Евангелие повествует, что люди вышли его приветствовать словами «Осанна в вышних!» не столько из-за того, чтобы самого Христа почтить, сколько посмотреть на Лазаря, которого он воскресил. Опять-таки, это была жажда зрелищ. Но, тем не менее, восклицание «Осанна в вышних!» мы сегодня поем каждый день на литургии вместе с ангельским возглашением «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!». Это малое славословие будет потом заменено на «Распни, распни Его!», что является обратной стороной славы. И так же и мы в своей жизни должны понимать, как учат святые отцы: Если сегодня нас хвалят, то не исключено, что те же люди, или сменяющиеся обстоятельства послужат основанием для того, что нас уже будут ругать. о Если сегодня радость и облегчение трудов, то завтра жди искушения. Любое хорошее дело безнаказанным не бывает. Если доброе дело без искушений, значит, это не доброе дело. Много народных примет мы знаем про этот духовный закон, который имел место и в жизни Господа.
И сейчас время не совсем простое. Мы, православные люди, как правило, мало интересуемся внешней жизнью. Я говорю это прежде всего о себе. Но, возможно, уже заканчивается время относительно спокойное для Церкви. Об этом говорится в Обращении Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Все эти годы Церковь занимала активную позицию. Например, при пожаре 2010 г., при принесении Пояса Богородицы, показавшем, что русский народ - православный и готов терпеть трудности, дабы приложиться к святыне. Может, к Поясу старались подойти в большей части не совсем церковные люди, но сохранившие внутри себя благочестие.
Недовольство антироссийских и антицерковных сил выразилось в кощунственном отношении к святыням. Более всего нам известен кощунственный панк-молебен в Храме Христа Спасителя. Он показал, как много тех, кто ненавидит Церковь. Да, у Церкви много недостатков, потому что она не только небесная, но и земная. Эти нападки на Церковь скоро могут быть перенесены и на каждого из нас. Будут упрекать прямо в несоответствии святости. Прежде всего, это коснется иерархов, как сейчас это коснулось Первосвятителя. Происходит сильное общественное давление.
Не только в Храме Христа Спасителя были проведены кощунственные акции. Например, в храме Великого Устюга мужчина топором нанес удары по 30 иконам. 18 марта храм прп. Сергия города Мозыря осквернен хульными надписями. 20 марта в Покровском кафедральном соборе Невинномысска мужчина с охотничьим ножом ворвался в храм, воткнул нож в крест и избил священника. Такое не может пройти бесследно.
В общественном мнении сейчас есть призыв прощать таких осквернителей. Причем прощать их, даже если они не просят прощения. Но тогда грех будет тиражироваться среди нас. Это на самом деле пробный камень - как русский народ отнесется, разрешит ли он осквернение своих святынь или нет. Если разрешит и отнесется с безучастием, то следующими будут не только другие святыни, но и нравственность падет. Дети наши и само общество подвергнутся сильной атаке греха, стремящегося к нам с Запада.
Нужно понимать, как Россию ненавидят прочие страны, где уже сформировалось демократия, понимаемая, как вседозволенность греха. Россия, как оплот Православия, все еще держится. Подобные нападки уже были на Сербию, они закончились военным вмешательством. Мы видим, что неспокойно и в других странах, где проживают православные люди – в Сирии, Египте. А у нас враги действуют изнутри.
Святейший Патриарх и Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви призывают пастырей и мирян 22 апреля в день уверения Господом св. апостола Фомы явить миру торжество истины Христовой. Призывают на стояние и молебен в защиту веры, чтобы проявить наши чувства и наше единство, протест против нападок на Церковь. Иначе следующим объектом для нападок после святынь станут люди, как носители святыни. Сначала иерархи, потом священники, монахи, затем миряне. Если мы с вами Церковь любим, надо проявить свою гражданскую позицию и отстоять веру Христову. Насколько это возможно в рамках нашей христианской веры.
И вспоминая сегодняшний праздник, слова «Осанна в вышних» – радуйся Царь Иудейский, можно сказать и иначе. Жизнь Спасителя повторяет историю Вселенной, только в сжатом масштабе. Какой был подъем в перестройку, люди ринулись и заполнили храмы, монастыри. А сейчас время такое, когда приходится собирать камни, подводить итоги. Человек, внешне готовый прийти и поставить свечку и перекрестить лоб в храме, готов ли отстаивать христианские ценности? Причем ценой своей жизни или благополучия? Мы приходим в храм, все крещеные и верующие в то, что есть Бог и Он за нами смотрит, помогает в трудные моменты… Но христианская вера утверждает не только это! Вернее, не столько это, а прежде всего, что христианин должен идти узким путем. Это очень сложно.
Недавно проходивший у нас в городе опрос показал, что православных людей, которые хотят воспитать детей в православной культуре – 25 %, всего четверть, при том, что 90% жителей крещены. В крещении мы все даем обещание, что сочетаемся Христу. Вот мой крест и я ношу его на груди. Этот символ должен стать образом моей жизни. Получается, когда нас спрашивают, хотим ли мы изучать Православие, как основу своей культуры, – мы говорим: «Нет. Лучше светская этика». Получается, что предаем Господа нашего Иисуса Христа, который Честною Своею Кровью заработал возможность нашего спасения. Это показатель обмирщения нашей русской державы. В нашем городе, где жизнь образовалась на месте подвига монахов, где через прп. Серафима Саровского создался большой населенный пункт, дух Православия должен быть везде: в лесах, полях, в храмах. А на самом деле – только 25% родителей согласились.
"Не высовывайтесь из своих храмов, – говорят нам в обществе, – не надо показывать, что вы православные, а вышли, сняли платочки и вы уже – светские люди".
Православный человек должен отстаивать свои убеждения, иметь не только внутреннюю, но и внешнюю гражданскую позицию, уметь постоять за Христа. Не случайно большая часть святых – это мученики. Они тоже когда-то были слабы и малодушны, но пришло время… Есть история про один монастырь, который был еще до революции. И все знали нечестивых монахов этого монастыря - толстых, сытых, вся жизнь которых проходила в пьянстве и увеселении. Но пришли коммунисты и, желая поглумиться, предложили: «Вот вам икона. Тех, кто наступит на нее – отпустим, а остальных расстреляем». И собрали все село, чтобы показать, насколько эти толстые монахи слабы. И они действительно были слабы. Но игумен обратился к монахам: «Братия, мы жили как свиньи, так давайте хоть умрем как люди». Все отказались попирать святыню, и были расстреляны. И это был наглядный урок остальным жителям села. Мы знаем, что многие храмы в Нижегородской области сохранились, потому что жители их отстояли. «Не дадим. Это наш храм, мы его строили!» В таких храмах сохранились старинные иконы, иконостас. А были церкви, которые сами жители разграбляли. Советской власти оставалось только аплодировать им.
Сначала святыни оскверняются в умах, а потом в реальности. Сейчас такое время пришло. Христова вера – это не только возможность жить со Христом, но и умереть за Христа. Поэтому в грядущую неделю нам надо особенно потерпеть свои страсти, умалить их. Попоститься – кто не постился совсем, а кто постился не очень сильно – взять пост построже. И встретим воскресшего Христа с радостью, благоговением и торжеством!.
Храни Господь всех вас! Аминь. Очень рад, что сегодня было много причастников».
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна