27 февраля 2012 года
Эта статья обращена к тем читателям, которые считают себя православными, кто окрестил своих детей и заботится об их достойном воспитании…
В большинстве общеобразовательных школ Сарова прошли собрания родителей третьеклассников, посвященные введению со следующего учебного года курса «Основы религиозных культур и светской этики». На собрании родители должны были выбрать один из шести модулей данного курса. Согласно распоряжению Минобразования Нижегородской области и приказу директора городского департамента образования, «допускается участие во встречах с родителями представителей религиозных конфессий, участвующих в реализации курса ОРКСЭ». Священники Саровского благочиния хотели бы иметь возможность посетить все школы, чтобы рассказать родителям о модуле «Основы православной культуры» (ОПК) и развеять распространенное заблуждение о том, что «неважно, что будут преподавать, ведь все модули про одно и то же, а важно – кто будет преподавать». Действительно, А.Я.Данилюк (автор первой и последней глав, которые одинаковы во всех учебниках) в рекомендованной «Книге для родителей» утверждает, что «ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой…» Но стоит вчитаться в текст, и видно, что дело обстоит иначе.
В нашем городе во время предварительного опроса (в ноябре прошлого года) 46 % родителей выбрали модуль «Основы светской этики». Поэтому остановимся подробнее на этом учебнике, и на его сопоставлении с учебником ОПК.
Во-первых, отметим, что учебник по светской этике – единственный, чьи авторы пожелали остаться неизвестными. Все остальные учебные пособия авторы не постеснялись подписать. В аннотации написано: «Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше». Посмотрим, как эти намерения реализуются в учебнике.
В уроке 15 «Что значит быть моральным» говорится: «Cветская этика не дает готовых ответов на все вопросы. Ее задача – сделать выводы из исторического опыта человечества, оставив за каждым человеком право и возможность использовать эти знания для принятия самостоятельного решения и морального выбора» (стр. 35). Постоянно повторяется мысль о том, что, согласно светской этике, «каждый человек сам может определять, что такое добро и зло» (стр. 34). Если ребенок усвоит эту идею, как родители и учителя смогут повлиять на него? Ведь у каждого своя правда… «Моральные нормы нигде не записаны… не имеют документального оформления (стр. 10-11)». Но как можно научить тому, что не имеет названия? Согласно же православному мировоззрению, нравственность либо абсолютна, либо ее нет. Основания нравственности в том, что есть Бог, Его закон, зафиксированный в Библии, и Его любовь. В противном же случае, как сказал Достоевский устами Вани Карамазова: «Если Бога нет, то все позволено».
В учебнике основ светской этики добро определяется как «нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Это – поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности, помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям» (стр. 12). Весьма расплывчато. Зато зло – конкретно, потому что «иногда важнее не допустить совершения зла, чем сделать добро». Приводятся примеры. «Зло – это сознательное унижение других людей, которое чаще всего проявляется в неуважении и нетерпимости к ним» (стр.13). – А если унижение не сознательное? «Зло – обман, из-за которого те, кого обманули, совершают неправильные поступки». – А если обманутые промолчат, то это уже не зло? «Зло – насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым». – Выходит, система наказания преступников или отделение психиатрии, где ограничивают свободу – это безусловное зло? Урок 6 рассказывает о том, что в ходе исторического развития общества менялись представления о добре и зле. То есть, это – относительные понятия. Если так, то ребенку проще скорректировать текущие представления о добре и зле, чем улучшить свое поведение.
А в учебнике ОПК говорится, что «добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от этих добрых целей. У слова «зло» в православии есть синоним – «грех». Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести… Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью (стр. 36-37).
Зачем творить добро? Учебник основ светской этики прямо не отвечает на этот вопрос. Учебник ОПК называет причины: благодарность за подвиг Христа и внутреннее переживание радости, которое бывает, когда делаешь кому-то добро (стр. 68-69).
Это – одно из ключевых нравственных понятий, если речь идет о нравственности. Ведь цель учебного курса ОРКСЭ, как написано в «Книге для родителей», – «формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению». В учебнике основ светской этики есть урок «Совесть», где пространные рассуждения полностью обесценивает вывод: «Совесть все же очень личная оценка. Она может обманывать нас: напрасно хвалить или чрезмерно ругать» (стр.49). «Чтобы избавится от чувства вины, надо извиниться перед тем человеком, которого вы обидели. Порой сделать это совсем не просто, но это необходимо. Извиняясь, можно сказать: «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Я не думала, что это обидит тебя», «Мне очень жаль, что так случилось. Обещаю, что это никогда не повторится…» (стр. 45).
Учебник ОПК предлагает в такой ситуации раскаяние: «Исправьте свою прошлую ошибку делом! Найдите дело, противоположное совершенному греху. Украл? – Верни. Солгал? – Наберись сил сказать правду. Пожадничал? – Подари. Сказал злое слово? – Попроси прощения. К сожалению, не всегда делом можно исправить причиненное зло… Но если такая возможность есть, надо спешить делать добро». Далее говорится о покаянной молитве к Богу: «Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой до слез. Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями нет постыдной тайны (стр.39)».
В учебнике ОПК «добродетель – это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. Три главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь». И далее разъясняется каждая из них (стр. 71). А в учебнике основ светской этики объясняется, что добродетель находится между двумя пороками: недостатком и избытком «Щедрость – середина между расточительностью и скупостью… Мужество – середина между безрассудной отвагой и трусостью» (стр. 20-21).
Рассуждая таким образом, понятно, что тот, кто делит «хлеба горбушку и ту пополам», поступает расточительно, а тот, кто «положил живот за други своя», страдал безрассудной отвагой. Добродетельный человек в светской этике – тот, который себе на уме, а христианская добродетель проявляется в жертвенной любви к ближним. Это – противоположные качества. Какие же нравственные идеалы предлагает детям учебник основ светской этики? Это – рыцари, джентельмены (например, Шерлок Холмс, употреблявший кокаин) и для девочек – леди (стр. 52-53). Урок 26 «Образцы нравственности в культуре Отечества» не предлагает ни одного конкретного имени.
Урок 13 «Альтруизм и эгоизм» учит ребенка такой «добродетели», как разумный эгоизм, которая является серединой между альтруизмом и эгоизмом (стр. 31). Разумный эгоист ставит свои личные интересы выше всех прочих. В учебнике ОПК утверждается нечто противоположное: «Подвиг – это движение в сторону от эгоизма» (стр. 62). Вот вам и «единая комплексная учебно-воспитательная система»…
Первый и главный ляп кроется в самом названии «светская этика». Это – то, чего нет, и не может быть. Если говорить о нерелигиозных этических системах, то их множество. Бывает коммунистическая этика (например, выраженная в моральном кодексе строителя коммунизма), корпоративная этика, этика врача или журналиста. Как объединить воедино этику стоика, гедониста и последователя Ницше, если у них разные ценности? Поэтому термин «светская этика» – искусственно создан, и поэтому в учебнике такие туманные рассуждения.
В обоих пособиях есть урок «Золотое правило этики». В учебнике ОПК урок начинается словами: «Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Это – цитата из Евангелия. Но в учебнике основ светской этики говорится, что золотое правило нравственности «встречается во множестве формулировок, например, в учениях древнекитайского философа Конфуция, древнегреческого философа и математика Фалеса, римского философа Сенеки и др.» (стр. 42). Не слишком ли много авторов? Думается, что учителям, которые возьмутся преподавать по этому учебнику, нужно тщательно сверять цитаты.
Вообще, в учебнике светской этики приведено много цитат античных и европейских писателей, философов, а отечественная мысль почти не представлена. Как будто у нас нет своих ученых и святых людей, достойных цитирования. Особенно цинично выглядят высказывания философа Сенеки, призывающего хорошо прожить свою жизнь. Они включены в урок «Жизнь человека – высшая нравственная ценность». Но мы знаем, что Сенека был воспитателем жестокого и порочного императора Нерона и сам закончил жизнь самоубийством...
Итак, каким хочет видеть ребенка курс основ светской этики? Какой образец положительного героя предлагает? Это – разумный эгоист, который хочет быть похожим на английского джентельмена или Шерлока Холмса, умеющий идти на компромиссы с совестью и способный в различных ситуациях сам определять, что такое добро и зло. Эти жизненные принципы метко выражены в русской пословице: «Хочешь жить, умей вертеться». Какое отношение это имеет к нашим отечественным идеалам? Да, собственно, никакого. Что и требуется осознать.
В целом, учебник основ светской этики производит впечатление внутренне противоречивого и наспех написанного. В нем обесцениваются базисные ценности, которые является фундаментом национального бытия, нашей культурной матрицей. Об этом модуле Святейший Патриарх прямо сказал, что он учит атеизму. Чтобы остановить нравственную деградацию и одичание общества впервые в государственном масштабе вводится учебный курс, формирующий культуру ребенка на основании базисных ценностей. А учебник основ светской этики предлагает иное.
Напротив, в учебнике ОПК А.Кураева доступно, на примерах из жизни показано, почему надо стремиться быть хорошим, чем привлекателен образа христианина. Автор обращает внимание на то, что в русском языке запечатлены православные истоки нашей культуры, например, «спасибо» от «Спаси, Бог!». Учебник ОПК рассказывает, что такое храм, монастырь, заповеди, икона. Дети имеют право это знать, чтобы не быть у себя на Родине иностранцами. Они проявляют большой интерес к этому, что подтвердили экскурсии в иконописную мастерскую ребят из летних пришкольных лагерей. Занятия настолько понравились, что от школ были предложения сделать их регулярными, к чему иконописцы, загруженные работой, были не готовы…
По мнению Патриарха Кирилла, преподавание ОПК является делом общецерковной важности, отвечающим на запросы большей части православных сограждан. Образование молодежи не может быть прерогативой одного государственного ведомства – Минобразования, ведь оно имеет отношение к жизни всего народа. Поэтому родителям (и в первую очередь тем, которые крестили своих детей) нужно позаботиться о том, чтобы их детям рассказали о православной культуре. Родители еще не привыкли к тому, что являются заказчиками образовательных программ, но они должны научиться занимать активную позицию, в том числе отслеживая качество преподавания нового предмета. Тексты учебников всех модулей ОРКСЭ в pdf-формате давно вывешены на сайте «Православный Саров», а сами учебники должны быть в школьных библиотеках. Спрашивайте их, изучайте. Не дайте воспитать своих крещеных деток разумными эгоистами.
Те же, кто по неведению выбрали модуль «Основы светской этики», имеют полное право переписать заявление в администрации школы. Если у вас возникнут затруднения, обращайтесь к священнику Александру Брюховцу, помощнику благочинного по взаимодействию с системой образования.
Кредо разумного эгоиста см. http://blog.liga.net/user/balashov/article/7861.aspx
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна