6 февраля 2012 года
Проповедь иерея Александра Брюховца 5 февраля 2012 года. Об актуальности притчи о мытаре и фарисее и подвига новомучеников и исповедников Российских.
«В Неделю о мытаре и фарисее Церковь начинает готовить нас к Великому посту. К тому, чтобы мы правильно себя вели в это время покаяния и получили от него духовную пользу. Как мы видим из притчи, фарисей, который соблюдал пост, давал на храм десятину от того, что приобретал, не был прелюбодеем и хищником, вышел из храма неоправданным от Бога. А грешный мытарь это оправдание от Бога получил. Из года в год мы, вступая в Великий пост, слышим эту притчу. Но много ли в нас с вами меняется, какие выводы мы делаем для своей души, для своей духовной жизни? Чему учит эта притча? Она говорит о смирении человека перед Богом: только тогда, когда человек осознал свою греховность и недостоинство, когда человек вошел в состояние глубочайшего смирения, он встал на путь спасения. Ибо только тогда для него приобретают смысл слова: «Не здоровый имеет нужду во враче, но больной». Господь пришел призвать не мнимых праведников, которые думают, что у них все благополучно в духовной жизни, а пришел призвать грешников на покаяние. Каждый человек должен увидеть в себе последнего грешника, которого Господь призывает на покаяние. В тот момент, когда человек возомнит, что он что-то имеет или чего-то стоит перед Богом, он встает на путь фарисейства.
…Только смирение дает нам возможность иметь искреннюю покаянную молитву – ту молитву, которая приносит плод покаяния нашей душе. Только это состояние является спасительным. И даже если человек не имеет никаких добрых дел, но осознает себя духовно больным – грешником, то и тогда Господь может его спасти. И спасает. Подобно тому расслабленному, который лежал при Овчей купели, не мог встать, двинуться и получить исцеление. Господь Сам подошел к нему и исцелил болящего. Поэтому нужно понимать: нужно соблюдать пост, воздержание, вести духовную борьбу, но при этом надо понимать конечную цель поста и этой духовной борьбы – если в нашей душе, по словам святых отцов, не рождается смирение, то духовные подвиги не приносят нам никакой пользы. Это говорят святые отцы, это говорит Церковь. Поэтому, братья и сестры, вступая в Великий пост, мы должны понимать, что наше духовное делание, наша задача в том, чтобы обрести смирение. Из смирения рождается плач о своих грехах. Из смирения рождается благодарение Богу за Его великую любовь к нам. Из смирения рождается любовь к ближним и к Богу. Вот чего нам действительно не хватает – это единения между собой в Боге. Не хватает любви. Потому что каждый из нас, к сожалению, мнит себя достойнее и выше ближнего по своим делам – по большей части, по своей гордыне и самолюбию.
В этот день мы с вами совершаем также память новомучеников и исповедников Российских. В 1917 году произошел переворот и одним из первых декретов Советской власти стал декрет об отделении Церкви от государства. А далее начались репрессии против Церкви, против верующих, против священнослужителей. Сотни тысяч наших с вами предков, соотечественников пострадали от рук гонителей-безбожников. Пострадали жестоким и тяжким образом. Претерпели изгнание, поношение, мучение, истязание и смерть. Пусть сегодня, в этот исторический момент, гонений нет, но Господь в сегодняшнем Евангельском чтении нас предупреждает, что этому надлежит быть. Мы с вами можем видеть из истории, что гонения были в первые века и позднее, и совсем недавно – в советский период русской истории. Может быть и нас с вами ждут гонения за веру Христову. Как говорит Евангельское слово, нам придется делать выбор: либо мы со Христом, но можем лишиться жизни… Либо мы со Христом, но теряем своих родных… Либо мы со Христом, но теряем свое имение, обрекая себя на униженное и отверженное положение. И, к сожалению, в наше время немногие готовы жертвенно последовать за Христом. Отречься себя, предать себя в руки Божии и принимать то, что Господь посылает нам в этой жизни – скорби, болезни, страдания за исповедание Иисуса Христа.
Возвращаюсь к наболевшей теме – тому, как в нашем городе, где большинство - крещеные люди совершается выбор для своих детей того направления воспитания, которое предлагается государством, и, прежде всего, – Патриархом. В рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» есть модуль «Основы православной культуры». К сожалению, мы видим, что в нашем городе за то, чтобы детей воспитывали на основе православной культуры проголосовало 37%. Примерно треть верующих людей выбрали для своих детей христианское воспитание. А многие христиане, которые ходят в храм, дрогнули. Они посчитали это ненужным, они постеснялись исповедать себя православными христианами и выбрали атеистические курсы. Они ходят в храм, ставят свечи, говорят, что у них Бог в душе, а когда надо своей жизнью твердо показать что ты – христианин, люди часто начинают пасовать. Мы как все. Мы не хотим гонений, не хотим, чтобы нашего ребенка притесняли, узнав, что он верующий. И вот в таких «маленьких» поступках происходит предательство Христа, своей веры. Тем самым человек показывает свое лицемерие, свое внутреннее неверие и отречение от Христа. Когда ему удобно, когда что-то надо, он верует. А когда появляется маленькое подозрение на скорбь или гонения, человек стыдится носить крестик, стыдится исповедать себя христианином. Что же говорить о тех мучениях, которые претерпели новомученики, когда их пытали, бросали в темницы, протыкали штыками, вешали, распинали, разрывали на куски? Что говорить об этих мучениях? Те, кто претерпел этот подвиг, действительно явились святыми, их мы называем сегодня новомучениками и исповедниками Российскими. Они стали совершенными в вере, принятой ими в святом крещении. Но были и иуды, которые ходили в храмы, называя себя православными. А потом срывали с себя кресты и разрушали храмы. И не чувствовали единства со Христом, единства с Церковью, единства в вере и любви. Поэтому, братья сестры, праздник, который совершается сегодня, очень важен для нас. Чтобы каждый раз мы переосмысливали свою историю, свое место в Церкви и отношение ко Христу.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна