Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Образ Церкви в советском кинематографе

14 февраля 2025 года

В Зале искусств библиотеки имени В. Маяковского 13 февраля состоялся показ документального фильма «Русская Православная Церковь в советском кинематографе» и его обсуждение с авторами: старшим священником храма в честь святых Царственных страстотерпцев протоиереем Сергием Скузоваткиным и алтарником этого храма Иваном Шкваревым.

Священник рассказал, что много лет вынашивал идею фильма и собирал фактический материал. И тут в храм пришел молодой сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ Иван, который помог отцу Сергию выстроить сценарий и осуществить монтаж фильма, работа над которым заняла полгода. Фрагменты фильма отец Сергий уже показывал студентам СарФТИ и воспитанникам детской воскресной школы, а в этот раз фильм продолжительностью 54 минуты впервые был показан целиком.

В своем культурологическом исследовании батюшка опирался на около 40 художественных и документальных фильмов, выпущенных в СССР в период с 1937 по 1992 год. Их список прилагается в финальных титрах, и при желании фильмы можно освежить в памяти или посмотреть впервые. Большой материал позволил отцу Сергию делать выводы и обобщения, подтверждая свои мысли фрагментами из советских фильмов. За кадром звучит голос священника, который анализирует, как менялось отношение к Русской Православной Церкви и духовенству в разное время.

Еще вождю мирового пролетариата В. И. Ленину приписывают слова, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино», которое можно использовать для пропаганды и продвижения той или иной идеологии. В кинопродукции довоенного времени Церковь и ее служители грубо высмеиваются, после войны отношение к Церкви смягчается, а в период хрущевских гонений Церковь вновь попадает в фокус критики. Никита Сергеевич обещал показать по телевизору последнего попа, и атеистическая пропаганда набирала обороты. В это время выходят документальные ленты с разоблачениями, в которых публично отрекаются от веры церковнослужители и студенты семинарии. А в художественных картинах священники изображаются порочными людьми: пьяницами, блудниками, тунеядцами, обманывающими и обирающими доверчивых прихожан. Мрачная церковная жизнь противопоставляется советскому образу жизни, направленному на строительство светлого будущего. Тем не менее, власти не смогли ликвидировать Церковь, и примирились с этим фактом. В более поздних советских фильмах образ священника подается уже не столь карикатурно, более психологично. Так, в кинофильме «Ищу мою судьбу», 1974 года священник – положительный персонаж, который искренне заблуждается. Он противопоставлен обществу, переживает кризис веры и, в итоге, снимает с себя священный сан.

Отец Сергий отдельно выделил экранизации исторических романов и произведений русской классики, где исторически достоверно показывают церковные богослужения и таинства. Эти картины снимали люди, которые еще помнили традиции и православный уклад жизни. В то же время для кинопродукции, снятой после перестройки, характерны грубые ошибки в изображении богослужений, облачений и священнодействий, хотя создатели этих фильмов при желании могли проконсультироваться со специалистами.

Автор фильма делает интересные наблюдения. Если в интерьере квартиры советского человека мы видим иконы, значит, здесь живет отрицательный персонаж: сноб, жулик или спекулянт. Если человек употребляет славянизмы – то же самое, например, режиссер Якин из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». В продукции киностудий советских республик более лояльное отношение к Церкви, чем в фильмах ведущих центральных киностудий.

В старых советских фильмах нам уже многое непонятно. Например, почему священник постоянно ходит в костюме, как мирянин, а в церковной одежде показан только во время богослужения? Голос отца Сергия за кадром объясняет, что в те годы ходить в общественных местах в подряснике было законодательно запрещено.

Даже в любимых советских кинокомедиях есть эпизоды, где насмехаются над верой, хотя вполне можно было без них обойтись. В качестве примера можно привести шуточный эпизод «хождения по водам» из кинофильма «Бриллиантовая рука» с актером Андреем Мироновым. Отец Сергий, кстати, любил и всегда ждал этот эпизод, потому что в этот момент торжественно звучат церковные песнопения. Обсуждая увиденное, некоторые участники кинопоказа говорили о том, что пока они не пришли к вере, она для них как бы не существовала, и они не замечали в фильмах подобные эпизоды. Другое дело – отец Сергий, который с детства был верующим, посещал церковь и жадно впитывал крупицы любой информации о ней.

Так была ли советская атеистическая пропаганда эффективной? Трудно сказать. С одной стороны, если в кадрах кинохроники взрывали церкви, сбрасывали колокола и сжигали иконы, это воспринималось поколением, вычеркнутым из церковной жизни, как обыденность, без особых эмоций. Но, в то же время, если на экране юноша прощается с девушкой, уходя на фронт, а вдалеке видна церковь, то понятно, что она там присутствует не просто так, а как символ Родины, за которую идет сражаться и готов умереть герой.

Священник убежден, что показ в фильмах прекрасной храмовой архитектуры и иконописи помогал пробудить у людей интерес к вере. И в целом, любое упоминание о Церкви, даже в отрицательном ключе, поддерживало память о ней, не давало забыть окончательно.

Отвечая на многочисленные вопросы после киносеанса, отец Сергий сделал парадоксальный вывод, что несмотря на атеистическую пропаганду советское кино было более добрым и человечным, чем нынешнее. Иван Шкварев также пообщался со зрителями. На вопрос, что побудило его, молодого человека, заняться таким фильмом, он ответил, что, во-первых, дружба с батюшкой, а, во-вторых, интерес к теме пропаганды и манипуляции сознанием через кинематограф. Иван поделился, что в будущем хотел бы сделать подобный разбор западных культовых фильмов.

Собравшиеся благодарили авторов за их труд, благодаря которому они узнали много нового.

Культура / 2018 год / 20181205-Снимают передачу о святынях Нижегородчины
В соборе Михаила Архангела в нижегородском Кремле
В соборе Михаила ...
В музее Ядерного оружия. Саров
В музее Ядерного ...
На ступенях Троицкого собора Дивеевского монастыря
На ступенях Троиц...
 
 
 
На Святой Канавке Дивеевского монастыря
На Святой Канавке...
Вид на Троицкий собор Дивеевского монастыря
Вид на Троицкий с...
Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская
Икона Божией Мате...
Интерьер Троицкого собора Дивеевского монастыря. Сень над ракой с мощами батюшки Серафима
Интерьер Троицког...
 
Саровские пещеры
Саровские пещеры
Сумерки в Дивеевском монастыре
Сумерки в Дивеевс...
На Дальней пустынке прп. Серафима. Саров
На Дальней пустын...
Встреча с арзамассцами в Дивеевском монастыре
Встреча с арзамас...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.