28 июня 2024 года
На Старом городище – на холме на слиянии рек Сатиса и Саровки, монахи стали селиться с последней четверти семнадцатого века. Бывало, что только один инок жил на горе, бывало, что собиралась община. Но каково бы ни было число насельников – это еще не монастырь. Монастырь – это религиозная община монахов, имеющая единый устав, а также единый комплекс принадлежащих ей богослужебных, жилых и хозяйственных построек.
Земля на которой иноки возводили ветхие шалаши-кельи им не принадлежала. Ближайший храм, где они могли бывать на богослужениях, был в селе Кременки, что на значительном удалении.
Свободное поселение монашествующих не поощрялось властями, поскольку их можно было принять за старообрядческие общины. Легализовать общину в условиях того времени тоже было затруднительно. Петр 1 ограничивал, или точнее сказать, запрещал строительство церквей и монастырей на Руси.
Одним из первых, выбравших саровскую гору для отшельнической жизни, был молодой монах из Арзамасского Введенского монастыря Исаакий. Он духом припал к этому месту. Но обстоятельства прерывали его пустынную жизнь. Исаакий некоторое время провел в старообрядческих скитах за Волгой, поэтому реально мог оценить риски беззаконного поселения монахов на Старом городище и сделал все для рождения новой обители.
Еще в 1700 году, за неимением другого иеромонаха, братия избирает Исаакия настоятелем Арзамасского Введенского монастыря. Не имея возможности устроить новый монастырь, и не оставляя надежды утвердится на Старом городище, иеромонах Исаакий составляет челобитную о строительстве церкви от братии и вкладчиков Арзамасского Введенского монастыря.
В начале 1706 года стараниями Исаакия и участием князя Даниила Кугушева из Патриаршего Приказа была получена грамота о праве на землю под строительство церкви, а следом получена была и грамота на строительство и освящение церкви. При полном отсутствии средств и рабочей силы, при противодействии окрестных крестьян, Исаакий с Божией помощью смог обернуть дело так, что недоброжелатели стали строителями и благоукрашателями первого саровского храма.
Недолгих пятьдесят дней стучали топоры на горе. И вот уже церковь, устремясь к небу крестом, встала на верху горы.
Накануне освящения храма 28 июня в Саров потянулись нарядно одетые паломники, принеся с собой необходимое для церкви и для хозяйственных нужд новой обители. Архимандрит Арзамасского Спасского монастыря Павел, которому и было поручено освящение храма, отдал в дар напрестольное Евангелие. Икону Пресвятой Богородицы Живоносный источник, во имя который и был освящен храм, положил в церковь благотворитель, арзамасский посадский человек Иван Васильевич Масленков. Список этот оставался главной святыней Саровской пустыни. Федор Головачев привез четыре колокола для храма, да еще два колокола принесли жители Кременок.
Вечером 28 июня 1706 года было совершено Всенощное бдение. В воскресенье 29 июня храм был торжественно освящен и совершена Божественная Литургия. По окончании церковного торжества для всех присутствующих была поставлена трапеза. К вечеру гости разъехались. Праздник рождения новой обители завершился. Новорожденная обитель была еще скитом – детищем Введенского монастыря. Только через три года пустынь станет самостоятельной и обретет от настоятеля Исаакия свой устав. Но день основания в монастыре всегда будут отмечать 29 июня. В 2024 году 29 июня мы отметим 318 лет рождения Саровской обители.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна