Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Преображение храма Всех Святых

6 февраля 2024 года

В День памяти святой блаженной Ксении Петербургской, 6 февраля, исполнился 31 год со дня освящения саровского храма в честь Всех Святых. Напомним, что это — первый восстановленный храм в Сарове, и в нем одном сохранились росписи мастеров арзамасской Ступинской школы.

Когда храм Всех Святых был единственным действующим в городе православным храмом, он очень интенсивно эксплуатировался, и до сих пор в нем ежедневно проводятся богослужения. В 2023 году храм отметил 30-летие своего возрождения. Не было каких-то торжественных мероприятий, но в течении всего года и в нынешнем, 2024 году в храме проводятся строительные и ремонтно-восстановительные работы, обновление церковной утвари.

Назовем крупные работы, которые удалось сделать в 2023 году. Это: ремонт фасада храма площадью 850 кв. м, утепление в два слоя свода храма (115 кв. м) и оснащение храма приточно-вытяжной вентиляцией, замена теплового узла и старого пола в алтаре и на солее (45 кв. м). В настоящее время идет ремонт пола в центральной части храма. Прихожане терпят временные неудобства, понимая, что вскоре храм окончательно преобразится.

Но, пожалуй, самым значимым стало восстановление настенной росписи на площади 556 кв. м. По приглашению руководителя епархиальных реставрационных мастерских инокини Алипии (Андрейко) в Сарове работала бригада из четырех опытных московских реставраторов. Они трудились с 14 января по 12 апреля, затем прервались на Пасхальные праздники до 15 мая, и завершили работу к 10 июля 2023 года.

Были проведены консервационно-реставрационные работы: удаление загрязнений и копоти, расчистка, наложение грунта и тонировок, воссоздание утраченных участков живописи, укрепление грунта и красочного слоя.

Художник-реставратор Игорь Виноградов рассказал, что хоть росписи и похожи на фреску, но, на самом деле, живопись выполнена в клеевой технике. На нижней части стен роспись не сохранилась, и мастера написали в четырех нишах декоративные композиции по образцу имеющихся в Воскресенском кафедральном соборе г. Арзамаса, где Игорь Николаевич вместе с супругой и коллегой Ларисой Ясновой восстанавливали ступинскую живопись еще в 1980-е годы. По его словам, живопись в Воскресенском соборе отличается от той, что в храме Всех Святых, как техникой, так и строгим академическим стилем. Зато такой композиции, как в храме Всех Святых, реставраторы не видели нигде. Это уникальный сюжет из 4 главы книги «Апокалипсис». Они предположили, что это была одна из ранних работ художников Ступинской школы, а собор в Арзамасе они расписали позже. К слову сказать, один из художников-ступинцев — Осип Серебряков — впоследствии стал монахом Саровского монастыря, а выполненный им прижизненный портрет прп. Серафима Саровского положил начало иконографии этого святого.

Посетители храма обращают внимание на непривычный розовый цвет неба и облаков, появившийся в росписи после реставрации. Как утверждают мастера, он там был изначально, так же, как и в Воскресенском соборе в Арзамасе.

Во время работы реставраторы все свои действия записывают в дневник, по которому затем составляют отчет. Возможно, в нем будет информация, интересная для наших читателей.

 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.