23 октября 2011 года
20 октября в Россию из Ватопедского монастыря на Святой горе Афон впервые прибыл Пояс Пресвятой Богородицы. Свой путь по России великая православная святыня начала в Санкт-Петербурге, затем ее встреят верующие Екатеринбурга, Норильска, Владивостока и Красноярска, откуда Пояс Пресвятой Богородицы совершит перелет в Нижний Новгород.
С 4 по 6 ноября Пояс Пресвятой Богородицы будет пребывать в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. Торжественная встреча святыни состоится 4 ноября в 9 часов. Для поклонения верующих храм будет открыт круглосуточно. 6 ноября святыню перевезут в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Пребывание ковчега с поясом Пресвятой Богородицы в Дивееве
6 ноября, воскресенье
Крестный ход по Святой Канавке.
15.00-16.00 – Встреча Пояса в Святых вратах всеми клириками монастыря и благочиния.
Преображенский собор
16.00 – Всенощное бдение с литией Поясу Пресвятой Богородицы. По окончании – молебны Божией Матери с акафистом Благовещению до полуночи.
Троицкий собор
16.00 – Всенощное бдение с литией преподобноисповеднице Матроне Дивеевской, сщмч. Лаврентию Балахнинскому.
Казанский собор
16.00 – Всенощное бдение с литией преподобноисповеднице Матроне Дивеевской.
7 ноября, понедельник
Преображенский собор
00.00 – Ночная литургия в приделе Всех Святых. По окончании – молебны Божией Матери с акафистом Благовещению до 5.00.
5.00 – Литургия архиерейским чином. Проводы Крестным ходом до Святых врат.
Казанский собор
5.00 – Ранняя литургия. По окончании – молебен у мощей преподобноисповедницы Матроны.
Троицкий собор
7.00 – Молебен с акафистом прп. Серафиму
8.00 – Поздняя литургия.
Затем Пояс Пресвятой Богородицы посетит Саранск, Самару, Ростов-на-Дону Калининград, а последним пунктом пребывания станет Москва.
Время пребывания:
Санкт-Петербург – 20-24 октября
Екатеринбург – 24-27 октября
Норильск – 27-29 октября
Владивосток – 29 октября-1 ноября
Красноярск – 1-4 ноября
Нижний Новгород – 4-6 ноября
Дивеево – 6-7 ноября
Саранск – 7-10 ноября
Самара – 10-13 ноября
Ростов-на-Дону – 13-16 ноября
Калининград – 16-19 ноября
Москва – 19-23 ноября
В связи с многочисленными просьбами верующих Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил расширить число городов, в которые будет принесен Честной Пояс Пресвятой Богородицы. Теперь ей смогут поклониться жители Тюмени, Волгограда и Ставрополя, - сообщили корреспонденту Накануне.RU в пресс-службе фонда Святого Апостола Андрея Первозванного, который является одним из организаторов тура.
"3 ноября в 11.20 Пояс Богородицы прибудет в Тюмень и пробудет там до 08.00 4 ноября. 12 ноября в 17.15 Пояс Богородицы прибудет в Волгоград. Отбытие из Волгограда запланировано на 13.00 13 ноября. И 16 ноября в 13.30 Пояс Богородицы прибудет в Ставрополь. Святыня покинет город в 15.00 17 ноября", - рассказал представитель фонда.
Москва, 119017, ул. Большая Ордынка, д. 35, тел. 775-65-92, факс 775-65-93, сайт: www.fap.ru
Санкт-Петербург, 191187, ул. Шпалерная 2/4, тел. (812) 334-16-72, факс. (812) 438-18-42
e-mail: cnsrnw@bcltele.com;
Пресс-релиз
По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Фонд Андрея Первозванного с 20 октября по 23 ноября 2011 года организует принесение в Россию Пояса Пресвятой Богородицы. Святыня, хранящаяся в Ватопедском монастыре на Афоне, впервые будет доставлена на нашу землю.
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл:
"Я очень надеюсь, что и мужчины, и женщины во время посещения этой святыней Земли Русской будут горячо молиться у нее, прикладываться к ней и просить помощи Царицы Небесной в их жизни, в том числе и в рождении чад".
В.И. Якунин, председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного:
"Принесение Пояса Богородицы – действительно удивительное событие, потому что эта христианская святыня никогда не была в России. Весь православный народ знает, что Богородица обладает удивительной силой, помогает женщинам в рождении детей, что в условиях нашей демографической ситуации очень важно».
На протяжении многих лет Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении бесплодия у женщин, способствуют здоровому вынашиванию и рождению ребенка. Поскольку Пояс Богородицы хранится на Афоне, куда доступ женщинам закрыт, то у наших соотечественниц появится редчайшая возможность поклониться святыне, помолиться о даровании потомства, здоровья родным и близким и благополучия нашей земле.
В городах, в которые будет принесена святыня, также состоятся мероприятия в рамках программы Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы «Святость материнства», направленной на защиту традиционных семейных ценностей, преодоление демографического кризиса и депопуляции страны. В частности, в некоторых городах будет предусмотрено принесение святыни в Центры защиты материнства и детства, которые оказывают реальную материальную, психологическую, юридическую помощь беременным женщинам, содействуя отказу от совершения аборта. Благодаря деятельности таких центров уже сохранены тысячи жизней наших молодых сограждан.
Инициируя принесение в Россию Пояса Пресвятой Богородицы, мы надеемся, что это великое событие укрепит наших сограждан в желании иметь больше 2 детей в семье, а также поможет снизить беспрецедентное количество совершаемых в нашей стране абортов.
Текст, который раздается вместе с поясками паломникам :
«Этот поясок освящен на Святом Поясе Пресвятой Богородицы, который хранится в монастыре Ватопед Святой Горы Афон. В XIV веке византийский император Иоанн Кантакузин подарил эту святыню Обители. Традиция раздавать такие пояски благочестивым паломникам существует издревле. Благодатью Пресвятой Богородицы, Которой посвящен монастырь, совершаются многие чудеса. Благословением Божией Матери через Ее Честной Пояс многие бездетные супруги, избавляясь от бесплодия, становятся родителями, исцеляются больные раком и другими неизлечимыми заболеваниями. Верующие опоясываются этим пояском на некоторое время, живя покаянием, исповедью, молитвой и причащением Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому пост и супружеское воздержание – по возможности и по взаимному согласию. При этом необходимо помнить, что искреннее покаяние и участие в Таинствах Церкви должны продолжаться в течение всей нашей жизни, поскольку это является единственным способом общения и единения с Богом как в настоящем, так и в будущем веке».
Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы. Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь явным образом утвердила в своем календаре, установив в году пять великих богородичных праздников (Рождество, Покров, Введение, Благовещение, Успение), а также праздники в честь чудотворных икон Пречистой Девы и событий, связанных с Её особым заступничеством за род христианский.
Церковный год начинается и заканчивается праздниками, посвящёнными Деве Марии: Её Рождество Церковь празднует в начале года (8/21 сентября), а Успение – в конце (15/28 августа). Но немногие, наверное, знают, что и самый последний день церковного года – 31 августа (13 сентября) – тоже посвящен Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
На протяжении веков православные христиане молились перед Поясом Пресвятой Богородицы. Среди множества молитвословий праздника Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы можно выделить четыре основные темы. Во-первых, Богородица и Её Пояс прославляются за помощь и защиту города и народа от различных бед и врагов. Этому посвящены песнопения, кратко выражающие суть праздника – его тропарь и кондак. О том же говорится и в стихирах праздника: «Подала еси граду Твоему пояс Твой, Преславная, твёрдое ограждение, сего объемлющь от всякия беды божественными действами, и непоборимь от врагов соблюдающь». Цари «Твоим поясом, Пречистая… страшны врагам», и все мы «тли избавляемся, и бед и напастей».
Второй весьма важный аспект молитв к Богородице – это наша борьба со грехом в себе. Верующие просят Богородицу помочь им в битве с нашими внутренними врагами – греховными страстями: «Препояши силою нас, Дево, пояса твоего, на врагов укрепляющи, страсти покаряющи присно мучающие и борющие, и победительное нам безстрастие присно подающи, чисто славити тя…» В песнопениях праздника говорится, что от соприкосновения со святыней у человека «обновляется сердце», он «препоясуется силою непобедимою на страсти нечистыя» и пребывает невредимым «от враг безплотных».
Христиане также просят Богородицу исцелить их от болезней и верят, что «благочестно приступающие» к святыне получат освобождение от «недуг и скорбей»; что Честный Пояс Пречистой Девы – «источник исцелений неистощаемый» и «источает благодатию исцеления верным».
И, наконец, самое главное за что мы прославляем Богородицу – это подаваемые нам через Неё Богом духовные дары: освящение, просвещение ума Божественным светом и обожение. Особенно ёмко об этом сказано в икосе кондака: «Твоим мя просвети светом, Дево Богородице, и разруши мою тьму во уме лежащую люте, яко да чисто Тебе приступлю Чистей, земных (т. е. нас христиан) обожившей: воспою Твой… божественный пояс, светлейший солнца, его же мир сей имать яко тверд покров и надежду, побеждающ советы врагов беззаконных…»
В праздничных песнопениях говорится, что Богородица оставила нам Свой Честной Пояс как «покров, помощь и источник освящения». Однако как будто для того, чтобы мы, люди XXI века, склонные к преклонению пред материальными предметами и сотворению себе кумиров из сомнительных авторитетов, не впали в фетишизм, воздавая честь и поклонение «вещи», святые творцы православного богослужения написали тропарь, напоминающий нам, что все благодеяния, получаемые нами от этой святыни, на самом деле совершаются не бездушной вещью, а Богом и Его благодатию, невидимо подаваемой нам через посредство зримых предметов: «Недугующих исцеление, поползнувшихся утверждение, и унывающих благодушие божественно, кормило плавающих, заблудших обращение, последующая честному Твоему поясу, Чистая Дево, божественная благодать воистину есть…»
Согласно преданию, отражённому в Минологии византийского императора Василия II (958–1025), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Её Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395–408) Пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесён в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе. Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).
Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.
Однако случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886–912) Зоя Карбонопсина («Угольноокая»). Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. Как рассказывает Минологий, императрицу мучил нечистый дух.
«По сей причине, – повествует свт. Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.
Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили Честный Пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»
Это событие нашло своё отражение в иконографии.
Свт. Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский (907–912), составил Слово «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего», а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность.
Ватопедский во имя Благовещения Пресвятой Богородицы греческий общежительный мужской монастырь, второй в иерархии афонских монастырей, один из самых древних, богатых и обширных. Расположен на северо-восточном побережье полуострова Афон (Айон-Орос). По преданию монастырь в его нынешнем виде существует уже около тысячи лет.Монастырь управляется игуменом, избираемым пожизненно на общем собрании братии (с 1990 года архимандрит Ефрем). Законодательной властью обладает герондия (совет старцев монастыря). Исполнительную власть игумен осуществляет совместно с комиссией (эпитропией) из двух избираемых на год членов-эпитропов.
Ватопеду принадлежат скиты великомученика Димитрия и апостола Андрея – бывший русский Андреевский скит, а также 27 келий. Монастырю принадлежит также Андреевское подворье в Константинополе. Главный собор монастыря (Х век) освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Кроме соборного храма в обители имеется 16 небольших церквей (параклисов).
Библиотека монастыря одна из богатейших на Афоне. Она содержит более 35 000 печатных книг и 2000 рукописей.
Монастырь располагает многими православными святынями. В монастыре хранится часть Животворящего Креста Господня, честной пояс Пресвятой Богородицы, частицы мощей святых: Григория Богослова, Андрея Критского, апостола Варфоломея, великомучеников Феодора Стратилата, Параскевы, Кирика, Сергия и Вакха, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеимона, Трифона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана, великомученика Димитрия Солунского.
По меньшей степени восемь икон Божией Матери почитаются чудотворными.
Святая Гора Афон это оконечность полуострова Халкидики в северо-восточной Греции, которая с древних времен является крупнейшим в мире средоточием православного монашества и местом совершения высоких аскетических подвигов.Точных исторических сведений о времени появления первых монахов на Афоне не имеется. Некоторые исследователи связывают заселение Афона иноками с их бегством с земель, завоеванных арабами в VII в., иногда заселение монахами Афона связывается с гонениями со стороны иконоборческих императоров середины VIII - начала IX веков. Первым известным афонским святым является преподобный Петр, время подвижничества которого относится к 1-й пол. IX в. Древнейшим законодательным актом, свидетельствующим о закреплении за Святой Горой статуса постоянного места жительства монашествующих, является Золотая булла византийского императора Василия Ι, изданная в 885 году. Согласно этому документу, афонские монахи были освобождены от налогов, а жителям окрестных селений было запрещено пасти скот на территории Афона. На протяжении многих столетий Афон имел привилегированное и независимое политическое положение. Афону покровительствовали византийские императоры, а в османскую эпоху он нередко пользовался покровительством турецких султанов. В настоящее время особый статус Афона закреплен в 105-й статье Конституции Греции, согласно которой он является самоуправляемой частью греческого государства. В духовном отношении Святая Гора находится под юрисдикцией Вселенской Патриархии. Основным законодательным актом, действующим на Афоне является «Уставная хартия Св. Горы Афонской» (Устав). Согласно Уставу, святая Гора состоит из 20 монастырей. Только монастыри имеют право собственности на Афоне. На Афоне есть и другие виды обителей: скиты, келлии, каливы, исихастирии. Скит это обычно собрание нескольких монашеских жилищ с общим храмом, келлия - это двух- или трехэтажное здание с пристроенным к нему храмом и земельным участком, каливы — это строения, которые в отличие от келлий не имеют земельных участков, исихастирии (места безмолвия) это монашеские жилища, находящиеся в пустынных и труднодоступных местностях Афонского полуострова. Все вышеперечисленные монашеские организации являются собственностью какого-либо из 20 монастырей. Верховная власть на Афоне принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей 20 афонских монастырей. Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия располагаются в Карее - столице святой Горы. Особенностью Афона является традиция «аватона», согласно которой в место проживания монахов запрещается доступ лиц противоположного пола. Запрет на доступ женщин на Афон действует вероятно с самого начала его заселения монахами, но точной даты введения запрета нет. На Афоне созданы условия для того, чтобы оградиться от мирской суеты и через чистоту своей жизни достичь высокого духовного просветления и святости. Многие жители Афона ведут себя так, чтобы внешне не выражать и не открывать своих высоких подвигов. Афон считается местом непрестанной молитвы за мир. Еще одной важной особенностью Афона является то, что он с древнейших времен носит интернациональный характер и является общепризнанным духовным центром православного мира. Будучи местом реализации высочайших примеров православной духовной практики, Афон пользуется особым авторитетом у верующих разных стран. Афон это самая богатая сокровищница византийского наследия. В афонских обителях хранятся мощи известных святых и великие христианские реликвии, а также чудотворные иконы. Одна из величайших святынь — пояс Пресвятой Богородицы находится в греческом монастыре Ватопед. В библиотеках монастырей Афона хранятся древние рукописи. На Афоне испокон веков несут свой подвиг представители греческого, русского, сербского, болгарского, румынского, грузинского и других народов. В настоящий период большая часть насельников Афона это греки. Греческая братия является преимущественной в 17 из 20 монастырей. На Афоне есть также обители, составленные по национальному признаку, в которых живут монахи других национальностей. Русские монахи несут подвиг в Свято-Пантелеймоновом монастыре, Сербские — в Хиландарском а Болгарские - в Зографском. У монахов из Румынии имеется скит Иоанна Предтечи. Грузинские монахи проживают в келье при Иверском монастыре. Эти обители выступают связующим звеном между Афоном и странам, откуда произошли их насельники. Афон оказал влияние на весь христианский мир. Наибольшая взаимосвязь Афона прослеживается с теми странами, где исторически православие было преимущественным вероисповеданием: Сербия, Болгария, Румыния, Грузия и Россия.
Всероссийская программа «Святость материнства» реализуется Центром национальной славы и Фондом Андрея Первозванного с 2006 года. Цель программы – формирование в общественном сознании отношения к семье, материнству, отцовству и детству как к величайшим ценностям через восстановление духовного и нравственного потенциала российской семьи. В течение пяти лет своего существования программа «Святость материнства» вышла на всероссийский уровень. Были подписаны соглашения о сотрудничестве со многими регионами Российской Федерации. В настоящее время ведётся активная работа по заключению подобных соглашений с другими регионами Российской Федерации, программа становится платформой консолидации созидательных сил из разных регионов страны. В рамках Всероссийской программы «Святость материнства» реализуются следующие инициативы: Проект «Ты не одна», направленный на психологическую поддержку беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; Проект «Волонтер», в рамках которого развивается молодежное волонтерское движение, направленное на помощь нуждающимся семьям и просветительскую работу; Проект «СМИ», направленный на развитие в журналистском сообществе моральной ответственности за нравственное состояние общества; В рамках проекта «Конкурсы» традиционно проводятся всероссийские детские творческие конкурсы и другие общественно-значимые мероприятия. В ноябре 2010 года состоялся Форум Всероссийской программы «Святость материнства», в котором приняли участие более 1000 участников из различных регионов России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Участниками Форума была принята резолюция, отдельные положения которой вошли в предложения к докладу на Государственный совет РФ. В частности, было заявлено о необходимости всемерно содействовать расширению сети центров защиты материнства (центров медико-социальной помощи), о целесообразности введения так называемой «недели раздумья», в течение которой беременной женщине, намеревающейся сделать аборт, оказывается необходимая психологическая и социальная помощь, нацеленная на сохранение беременности, о предоставлении медицинским работникам права отказаться от проведения аборта по этическим (религиозным) причинам.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна