Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Красив и светел православный храм

3 февраля 2016 года

В оргкомитет Серафимовских детских чтений 

НАПРАВЛЕНИЕ   «СВЯТЫНИ ЗЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ»

 ТЕМА

«…Красив и светел православный храм!»

(Свято-Успенская Саровская пустынь. Успенский собор).  Эссе.

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: Ученик   2 Б   класса    МБОУ Лицей №3 Блинохватов Никита 

Руководитель: Большакова Вероника Валерьевна

...Красив и светел православный храм!
Здесь радость в сердце обретает крылья,
и Божья Красота открыта нам –
в иконах, в сводах, в алтаре столь дивном!

Здесь сердце забывает о мирском!
Должно забыть о всем, в чем нет нам Бога...
Даруй, Господь, любить Церковный дом
и помнить Свет Небесного Чертога.

Храм (церковь) – особый дом, посвященный Богу, в котором совершаются  богослужения. В храме пребывает особая благодать, или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей.  Наружный вид храма отличается от других зданий.  В своем основании храм устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу, и крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола).  В виде корабля: Церковь, подобно кораблю ведет нас по морю жизни в Царстве Небесном;   в виде круга - этим напоминается нам вечность Церкви Христовой; или восьмиугольника (звезды) означающей, что Церковь подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которую ставится крест, во славу главы церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Две главы означают два естества: Божеское и человеческое; три главы - три Лица Святой Троицы; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов; девять глав - девять чинов ангельских; тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Внутри храм разделяется на три части: 1 - притвор; 2 - средняя часть храма, где стоят молящиеся; 3 - алтарь – (самое главное место  во всем храме) - святой престол, на котором совершается Таинство святого причастия. На престоле таинственно присутствует Сам господь, как Царь и Владыка Церкви. Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими, потому что через них сам Господь Иисус Христос невидимо проходит в святых Дарах (во святом причащении). Поэтому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. Над входом в храм, а иногда рядом строится колокольня. Каждый храм освящен в чью-либо честь (Св. Троицы, Спасителя, Св. Духа, Божией Матери, в честь Небесных сил, святого или в честь великого праздника) и носит соответствующее имя. 

За две тысячи лет многое пришлось пережить Православной Церкви. Храмы строились, восстанавливались, очень часто разрушались от времени, но больше всего пострадали от человеческого неверия. С приходом Советской власти по всей России были уничтожены тысячи храмов. Но в течение последних двадцати лет восстановлено и поднято из руин около 23 тысяч православных храмов. По данным патриарха Кирилла, к 1991 году на территории бывшего Советского Союза существовало 7 тысяч действующих храмов и 22 монастыря. Ныне же количество храмов достигло 30 тысяч и 1000 монастырей.  По словам патриарха: "Ничего подобного не происходило ни в одной стране никогда в истории"… "Мир должен увидеть, на что оказалась способна Русь православная, - на великий подвиг воссоздания из небытия всего того, что было разрушено, уничтожено, осквернено".

В нашем городе главной святыней и достопримечательностью была и остается Свято-Успенская Саровская пустынь.  Отдельных храмов в Саровской обители было семь. Церковь Успения, церковь Зосимы и Савватия Соловецких, церковь Иоанна Предтечи, церковь в честь иконы Живоносный источник,  храм Преподобного Серафима Саровского,  церковь Всех Святых. В Советские годы практически все храмы были разрушены. Остались только две церкви - Храм Всех Святых и храм Преподобного Серафима Саровского, но и в нем располагался областной театр драмы. В ноябре 2002 года началась реконструкция храма и 30 июля 2003 года патриарх Алексей Второй освятил восстановленный храм Преподобного Серафима Саровского. В 2006 году Священный Синод Русской православной церкви принял решение о возобновлении монашеской жизни в Саровской пустыни. С тех дней в Сарове заново построен храм Святых Зосимы и Савватия Соловецких в 2012 году,  и реконструирован храм в честь Иоанна Предтечи. В больничном городке построена небольшая церковь в  честь Пантелеймона Целитиля и красивая деревянная церковь на кладбище в честь  Иова Многострадального. В 2015 году начались работы по подготовке к  восстановлению главного храма Саровской пустыни – собора Успения Пресвятой Богородицы.

Самым первым каменным храмом, построенным в Саровской пустыне, была церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы,  начатая строиться в 1736 году при первоначальнике  Иеросхимонахе Иоанне на средства московского купца Демидова. Тогда ее еще называли Демидовской. Церковь была простая по своей архитектуре, одноглавой, в длину не более 15 метров. Освящена Преосвященным Дмитрием, Епископом Нижегородским  25 августа 1744 года. В 1770 году в основном на средства московского купца    Г. В. Лихонина  при иеромонахе Ефреме было начато строительство Успенского собора. Причем каменную церковь не разрушили, а  превратили в алтарь, а алтарь Демидовской церкви  использовали как ризницу. В 1777 году собор был освящен. Внешний вид собора имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. «Сей дом Отец создай, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Святой обнови и прослави» - такими  знаменательными речениями был украшен фронт собора. Отличался  он  от всех остальных храмов  особой красотой и внутренним благолепием, не много можно было видеть подобных храмов. Снаружи собор был  величественным,  огромным своими размерами и изящным по архитектуре. Собор был с двумя  боковыми приделами, пятиглавый, покрыт медными листами, все были вызолочены червонным золотом по особенному художественному методу. Храм был  в длину около 56 метров, в ширину 27,2 метра, высотой до верха креста 60,5 метра. Внутри собор был  богато украшен стенными росписями на темы Ветхого и Нового Завета. Свод храма стоял на 4 величественных столбах. Из четырех колонн две были украшены особыми иконами около трех метров в высоту и полтора метра в ширину. Богатые, серебряные, подзлаченные ризы икон были украшены драгоценными камнями,  и закрыты вставленным в бронзовые рамы, шлифованным прозрачным стеклом.   Собор освещался 89 окнами.

Иконостас был пятиярусный, огромной величины (в высоту 19 метров, а по краям 27 метров) и изящной работы, резной и вызолоченный. Письмо на образах Греческое - иконное. Особое внимание обращало на себя украшение нижнего яруса в иконостасе. Все иконы искусного письма в серебряно-золоченых ризах. Иконы спасителя и Божией Матери в иконостасе были в человеческий рост, ризы их были украшены  разными драгоценными камнями и защищены  цельным зеркальным стеклом, отлитым на заказ. Средние царские врата изображали  Сошествие Святого Духа на апостолов.  На боковых - изображалось Благовещение Пресвятой Богородицы. А над царскими вратами находился образ - точная  копия с чудотворной  иконы Успения Божией Матери, что находится в Киево-Печерской Лавре. Все церковные принадлежности: оклада образов, подсвечники, паникадила – чеканные, вызолоченные. Пол был выстлан литыми чугунными плитами. По некоторым данным под престолом собора Успения Пресвятой Богородицы находилась подземная церковь, которая сообщалась  через узкое отверстие с алтарем.  Подземная церковь сохранилась  до наших дней.  

У наружной  южной стены Успенского собора находилась  могила Преподобного Серафима Саровского,  сокрывшая  на 70 лет его честные мощи. Это место он сам себе выбрал незадолго до кончины. 

Впоследствии над могилою старца был воздвигнут чугунный памятник в виде гробницы. В  1861 году над могилой  была устроена часовня.  Были тут и другие могилы великих подвижников обители (Исаии, Пахомия, Иосифа,  схимонаха Марка-молчальника и других). В 1951 году Успенский собор был взорван, но только со второй попытки.

Вся моя семья и я с нетерпение ждем, когда построят новый собор. Я думаю,  он будет украшением всего ансамбля Саровской пустыни, и как приятно будет заходить внутрь и осознавать, что ты являешься частью истории храма и города, т.к. живешь в это время. Будь у меня машина времени, я отправился в прошлое. Посетил прежний Успенский собор, отстоял службу и помолился о душе своей. А потом отправился в будущее и сделал бы то же самое. Вы спросите меня, для чего? А я отвечу, связать прошлое, настоящее и будущее православной молитвой, постараться пронести в душе своей всё светлое, что несёт в себе православный Храм. Есть горожане,  которые думают,  что необязательно возводить новый собор. Что в Сарове и так много церквей, и не все в них ходят, чтобы помолится, поставить свечку, подумать о душе. Я считаю, что они не правы. Храмы нужны людям, и никто из нас не знает как, когда и какая  «дорога» приведет человека к Богу. У каждого человека есть душа, она живая. А ещё говорят, что у каждого человека есть свой храм в душе. В душе, как и в Храме Бог живет всегда, если мы грехами своими сами не удалимся от Него. Ибо в грешной душе Бог не обитает.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.