25 января 2018 года
VIII Серафимовские детские и юношеские чтения, направление: Духовные страницы русской истории. Работу выполнила ученица 5 «А» класса Арзамасской православной гимназии Рябоконева Екатерина. Научный руководитель — учитель истории и обществознания Шерстнева Ольга Геннадьевна. Саров, 13.01. 2018.
Введение
Ровно век назад, в феврале 1917 года, в нашей стране был свергнут с престола последний император Николай II. Мы знаем, что вся его семья была зверски расстреляна большевиками в 1918 году. В 2000 году православная церковь канонизировала их как страстотерпцев.
Личность самого царя в истории всегда вызывала много противоречий. Однажды в беседе с моей бабушкой мы затронули историю царской семьи. Хотя бабушка глубоко верующий человек, но она высказала своё непонимание прославления царской семьи в лике святых. Она объяснила, что в школе и в институте им преподносили Николая II как отрицательную личность, очень слабого правителя, который и привёл российское общество к революции. Мы решили разобраться, в чём же суть их страстотерпческого подвига. Это стало целью нашего небольшого исследования.
В ходе исследования мы использовали научную литературу, исторические источники (дневники представителей царской семьи, воспоминания о них), провели социологический опрос и обобщили результаты.
Страстотерпцы в православной традиции.
Прежде чем говорить о подвиге Царской семьи, выясним, что же означает понятие «страстотерпец». В большом энциклопедическом словаре даётся следующее определение: страстотерпец – это святой из числа мучеников, принявший смерть от единоверцев и прославляемый за непротивление злу.
Слово «страстотерпцы» принято применять к тем, кто проявил покорность воле Божией и полное беззлобие в отношении убийц, которые не требовали от них прямого отречения от веры во Христа.
Этот Чин Святости Церковь Христова ввела в свое употребление после прославления первых русских святых Бориса и Глеба. Они были убиты своим братом Святополком, который пошел на братоубийство, чтобы сохранить у себя власть великого князя. Вот слова Бориса: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». И в другом месте он говорит: «Если он (Святополк) кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником перед Господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”». Их повсеместное почитание началось сразу после их мученической кончины. Народ наш увидел в страстотерпцах дерзновенных предстателей пред Богом и скорых заступников во всех бедах и напастях.
Подобно Борису и Глебу князь Вячеслав Чешский добровольно принял мученическую смерть от руки старшего брата, впоследствии ставшего князем Чехии, Болеславом I Грозным, или Жестоким. Пытаясь остановить братоубийство, Вячеслав воскликнул обидчику: “Брат мой, какое зло я сделал тебе?”». В молитвах к святым страстотерпцам обращаются так: к святому Вячеславу – научить братолюбию и кротости, а к святым Борису и Глебу – укротить «всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих».
Таким образом, и святой Вячеслав, и святые Борис и Глеб приняли смерть, не желая поднять руки на брата, хотя имели для этого возможность: истинный христианин, даже будучи воином, не будет убивать из личной самозащиты или мщения.
Подобный подвиг совершён святым великим князем Игорем, принявшим монашество с именем Гавриил. Его убили киевляне, опасавшиеся за власть своего ставленника – князя Изяслава Мстиславича.
Благоверного князя Михаила Ярославовича Тверского оклеветал перед золотоордынским ханом Узбеком племянник князь Юрий Даниилович, который был женат на сестре хана. Хотя жители Твери предложили Князю Михаилу свою защиту, он всё же поехал в Орду, хорошо понимая вероятность жестокой расправы. Находясь в заключении, князь Михаил благодарил Бога, что Он удостоил его пройти страдальческий путь. Он молился о помощи Божией для достойного завершения подвига. Получив возможность бежать, он не согласился: «Если я сам и спасусь, а мои люди останутся в беде, – то какая же мне слава? Нет, лучше будет воля Божия!». В 1318 г. святой страстотерпец был убит по приказу хана. Так, святой князь исполнил Христову заповедь «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
В 1015 году святой страстотерпец Иоанн-Владимир, король Сербский, уже знавший о приближающемся мученическом конце из чудного видения, прибыл на встречу с двоюродным братом своей жены, болгарским царем, который и убил его, желая самовластия.
Как страстотерпец принял смерть и великий князь Сергий Александрович, дядя императора Николая II, убитый за православно-патриотические убеждения. Великий князь вытерпел очень много клеветы при жизни, был забыт после смерти, хотя сделал много для своего Отечества. Москва стала образцовым городом именно в годы его генерал-губернаторства, он был одним из инициаторов создания и до самой гибели — председателем Императорского Православного Палестинского общества. Он смог основать в Палестине 8 подворий Русской Православной Церкви, 100 школ, где арабских детей обучали русскому языку и знакомили с Православием, построить в честь матери храм Марии Магдалины. Сергей Александрович принял страшную смерть от бомбы, брошенной под карету террористом, членом «Боевой организации партии социалистов-революционеров» Иваном Каляевым. Князь тогда погиб сразу, его тело было разорвано на части, смертельно ранило кучера, карету разнесло. Он ожидал смерти: угрожающие письма; анонимные обращения приходили к нему и к его жене. Великий Князь Сергий был в любой день готов принять смерть. Его вдова великая княгиня Елизавета Фёдоровна писала Государю Николаю в 1910 году: «Сергей с радостью умер за тебя и за свою Родину. За два дня до смерти он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь. Если бы мог этим помочь». Елизавета Федоровна посетила в тюрьме убийцу своего мужа, и сказанные ей слова косвенно подтверждают, что христианское прощение, данное убийце, исходило от убиенного: «Я хотела бы только, чтобы вы знали, что великий князь простит вам, что я буду молиться за вас…»
На данное время Сергей Александрович ещё не причислен к лику святых, но уже собраны многие свидетельства о чудесах, исходящих от его останков.
Таким образом, обобщив сведения о праведных кончинах перечисленных исторических личностей, можно подчеркнуть особый характер их подвига — беззлобие, что является одной из заповедей Иисуса Христа. «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39)
На первый взгляд их подвиг может показаться проявлением слабости, но, чтобы выполнить эту заповедь перед лицом смерти, нужно обрести великую веру и мужество.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать…
Мнение моей бабушки по поводу царя Николая меня очень удивило и побудило исследовать именно этот вопрос. Я решила опросить своих знакомых старшего поколения и выяснить, как же представлялась личность нашего последнего императора на уроках истории в советское время и уже в 90-е годы.
Всего было опрошено 25 человек: это родители, родственники, учителя, знакомые. В результате социологического опроса у меня получилось три категории по возрастному признаку. Около 30% ответивших рассказывали о том, что о царе Николае и его семье на уроках истории просто не упоминалось, или говорилось вскользь. Февральская революция и её причины почти не раскрывались, зато прославлялась Октябрьская революция и вождь большевиков В. И. Ленин. Так ответили те, кто учился в школе в 50-60 годы.
Люди постарше, это около 20% опрошенных, которые учились в школе в послевоенные годы и начале 50-х, в том числе и моя бабушка, отмечали, что правление Николая II преподносили отрицательно. Он показывался как кровавый тиран, губитель собственного народа, при котором у людей не было никакой свободы. Справедливость его свержения не вызывала сомнений. В то время весь царский период истории России представлялся как эпоха угнетения простых людей богатыми дворянами и буржуазией, а олицетворял всю царскую историю эпоху именно последний царь. Многим представителям высшей государственной власти, самодержцам, однозначно давались отрицательные характеристики, но больше всего был оклеветан Николай II, имя которого и сейчас нередко употребляется с оскорбительными эпитетами. Он показан как ограниченный, безвольный человек, который волей случая оказался на вершине власти, был неспособен решать насущные проблемы страны, препятствовал ее прогрессивному развитию, и поэтому оказался жертвой революционных событий. Такой стереотип сложился у большинства людей по отношению к Николаю II. В советский период в школьных учебниках расстрелу Николая II и его семьи уделялся один краткий абзац, ограничивавшийся просто сообщением факта.
Мои родители закончили школу в 90-е годы, когда советские взгляды стали уходить в прошлое, но в большинстве школьных учебников характеристика Николая II оказывалась прежней. Так ответили мне те, кто приблизительно являются ровесниками моих родителей, всего 26% опрошенных. Но эта категория отметила, что к личности царя и его семьи начинал появляться особый интерес, появлялись книги, в которых можно было почерпнуть уже больше информации.
Таким образом, подводя итоги небольшому проведённому исследованию, мы можем сказать, что последний наш император Николай II был оклеветан и очернён даже после смерти. Несколько поколений людей в нашей стране выросли на превозношении роли советской власти и Октябрьской революции в истории, а царь-страстотерпец и всё его правление представлялось только тёмным фоном, на котором выигрывали эти события. Царя оклеветали, когда он был ещё у власти, потом очерняли, когда он был свергнут и находился в изгнании, и даже после смерти всю его эпоху перевернули с ног на голову. У него отняли все его достижения и заслуги, а они, несомненно, были. В этом небольшом исследовании мы не сможем отразить его политические успехи, но всё же кое-что упомянем в следующей главе.
Жизнь как долг
Царь Николай II вместе со своей семьёй на протяжении всей жизни исполнял дол монаршего служения. Николай Александрович не стремился к власти, но воспринимал доставшийся ему трон как великую ответственность перед Богом и своим народом. Родившийся в день памяти праведного Иова Многострадального, Государь уподобил свою жизнь житию этого святого, терпевшего тяжкие испытания, и принял свой крест твердо и кротко. В этом чувстве проявлялось единство всей царской семьи.
В обществе считали, что самодержавная монархия изжила себя, устарела, что из-за царской власти страна не развивается, но именно Николай II поставил страну на демократические основы. Впервые в 1906 году созвана Государственная дума как законодательный орган, в 1905 году народу были даны демократические свободы и права. Крестьянская реформа, проходившая по велению царя, постепенно создавала в деревне крепкий слой собственников и дала неплохие результаты. Государь видел проблемы своего народа и считал своим долгом их своевременное решение.
Николай II так же, как и его супруга Александра Фёдоровна, были глубоко верующими людьми, в православной вере они воспитали своих детей. Значительное внимание государь уделял и духовному развитию своих подданных. По его инициативе был канонизирован особенно почитаемый православными людьми преподобный Серафим Саровский.
Император глубоко чтил традиции своего государства, но это вовсе не мешало появлению в стране самых передовых новшеств. При нём в России появились первые аэроплан, автомобиль, кинохроника и подводная лодка. Каждое техническое новшество осматривалось и принималось лично самим государем. Впервые Россия участвует в олимпийских играх, проходивших в Стокгольме. В стране наблюдался резкий прирост населения, что показала всеобщая перепись. В Российской империи проживал каждый седьмой человек на планете.
Николай II всегда был противником войн, именно он впервые во всей истории предложил в 1899 году в Гааге создать конференцию по ограничению обычного вооружения, он пытался создать в мире такую систему, которая позволяла бы избегать войн.
И всё же, наша страна была втянута в первую мировую войну в 1914 году. В эти тяжёлые годы сильнее всего проявилась преданность своему царскому долгу всех членов венценосной семьи. Сам Государь взял на себя ответственность за происходящие военные действия в самый сложный момент, когда наша армия терпела поражения. В августе 1915 г. Николай II принял на себя обязанности Верховного главнокомандующего и переехал из Царского Села в Ставку – город Могилёв. На посту главнокомандующего армией и он сумел объединить командующих войсками, остановить отступление, прекратить панику. Весной 1916 года русской армии удалось крупнейшее успешное наступление с начала войны – Брусиловский прорыв.
На весну следующего 1917 года царь планировал новое мощное наступление, которое могло бы привести русскую армию к победе.
Во время войны в царском дворце намеренно сократили личные расходы, в том числе и на питание. Александра Фёдоровна дала обет, что ни себе, ни Великим Княжнам не сошьёт ни одного нового платья. И сама Императрица, и её старшие дочери ходили в платьях сестёр милосердия и старых туфлях, чтобы не тратить лишние деньги. Личные средства переводились на благотворительные цели. Во всех дворцах Императрицей были открыты склады, которые обеспечивали армию перевязочными средствами и бельём.
Свои силы и время Императрица посвящала помощи раненым. Александра Фёдоровна организовала медицинские пункты, пункты для изготовления перевязочного материала, курсы сестёр милосердия и сиделок. Царские дворцы переоборудовались под госпитали. К ним пристраивали корпуса, чтобы размещать там жён и матерей раненых солдат. Императрица опекала 85 военных госпиталей и 10 санитарных поездов.
Старшие Великие Княжны Ольга и Татьяна так же прошли курсы сестёр милосердия и вместе с матерью работали в госпитале. Это случай небывалый в истории, когда сама царица и юные царские дочери ухаживали за ранеными, не только из дворянского сословия, но и за простыми солдатами, волей судьбы попавшими в этот госпиталь.
В одном из лазаретов летом 1916 года царская семья познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, который работал тогда санитаром. Тогда он посвятил Великим Княжнам стихотворение, названное «Царевнам». В нём поэт сравнил княжон с белыми берёзками, кроткими и ласковыми, на фоне багрового заката. Его строки оказались пророческими.
Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать за нас,
Протягивают царственные руки,
Благословляя их к грядущей жизни час.
_______
Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печальна лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу.
Младшие дочери Мария и Анастасия Николаевны шили бельё для раненых солдат и их семей, заготавливали перевязочный материал. Они очень сокрушались, что, будучи слишком юны, не могли стать настоящими сёстрами милосердия, как Великие Княжны Ольга и Татьяна Николаевны», – свидетельствовала С. Я. Офросимова, работавшая вместе с ними. Великая княжна Анастасия в 1916 г. писала в одном из писем: «Сегодня я сидела рядом с нашим солдатом и учила его читать, ему это очень нравится. Он стал учиться читать и писать здесь, в госпитале. Двое несчастных умерли, а ещё вчера мы сидели рядом с ними».
Сохранилось множество свидетельств, что царь и царица были необычайно просты в обращении с солдатами, крестьянами, сиротами - с любым человеком. Царица внушала своим детям, что перед Богом все равны, и нельзя гордиться своим положением.
Ближайшая подруга и фрейлина Государыни Анна Вырубова вспоминала о том, как ждали царицу раненные: «Вижу её, как она утешает и ободряет их, кладёт руку на голову и подчас молится с ними. Императрицу боготворили, ожидали её прихода, стараясь дотронуться до её серого санитарного платья; умирающие просили её посидеть возле кровати, поддержать им руку или голову, и она, невзирая на усталость, успокаивала их целыми часами».
А в это время в обществе распускались самые порочные слухи. Александру Фёдоровну называли немецкой шпионкой. Она воспринимала это болезненно, но переживала более за своего мужа, чем за себя. Самое главное, она не разочаровывалась в народе, продолжала его любить искренней любовью, делила с ним бедствия и тяготы войны. Разве могли бы они, не привычные к тяжёлому труду женщины, изо дня в день присутствовать на операциях, делать перевязки, видеть изуродованные тела. Я думаю, ими двигало настоящее чувство милосердия и сострадания. Вспоминается заповедь Христа «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7)
Что же касается самого младшего представителя венценосной семьи, цесаревича Алексея, то его жизнь с самого рождения была подчинена одному – будущему царствованию. Император Российский по сложившейся традиции обязательно должен быть военным, поэтому цесаревич был зачислен в двенадцать гвардейских воинских частей. Николай Александрович прививал сыну любовь к военному делу, почитание и уважение к русским воинам, которое передал ему от всех державных предков, всегда учивших любить простого солдата.
Несмотря на тяжёлую болезнь, с раннего детства Алексей вместе с отцом часто присутствовал при приёме депутаций и на смотрах войск. Во время долгой изнурительной Первой мировой Алексей переехал к отцу в Ставку главного командования. Его любимой пищей стали «щи и каша и чёрный хлеб, которые едят все мои солдаты», как он всегда говорил. Почти весь 1916 г. цесаревич Алексей провёл вместе с отцом, сопровождал его во всех поездках в действующую армию, награждал отличившихся в боях бойцов.
Дружная семья, в которой все так нежно любили друг друга, служила во время войны своему Отечеству ещё и долгой вынужденной разлукой друг с другом, принося этим свою жертву в дело победы.
Таким образом, мы видим, что семья императора Николая II всецело отдавала себя служению России, делая это совершенно искренне, несмотря на людские пересуды. Во всех своих делах они руководствовались заповедями Божьими, на Него надеялись и черпали силы в любви и преданности друг другу.
Крестный путь царской семьи
Самые тяжёлые испытания начались для царской семьи в период Февральской революции. 2 марта 1917 года царю пришлось подписать отречение от престола. Для него было большим потрясением осознавать, что все командующие фронтами его армии считали отречение лучшим выходом. Царя никто не поддержал и не защитил. Известны его слова, записанные в дневнике «Кругом измена, и трусость, и обман». Государь решил с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы. Перед отречением государь говорил генералу Д. Н. Дубенскому: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину». Он мог бы силой подавить революционные волнения и тогда, возможно, вошёл бы в историю как выдающийся правитель, но не удостоился бы венца страстотерпца.
Очень важно помнить, как дороги были друг другу все члены семьи Государя, и как вдвойне тяжело ему было принять судьбоносное решение в одиночестве, без поддержки горячо любимых домочадцев. «Моё сердце разрывается от мысли, что Ты в полном одиночестве переживаешь все эти муки и волнения и Мы ничего не знаем о Тебе, а Ты не знаешь ничего о нас…Все Мы бодры, не подавлены обстоятельствами, только мучаемся за Тебя, Святой Страдалец! Всемогущий Бог да поможет Тебе!» - так писала мужу Александра Фёдоровна в тот страшный день отречения, когда она была измучена болезнью детей, но в её словах нет никакого уныния, никакого возмущения, а только бесконечная преданность воли Божьей.
После возвращения из Ставки Государя Николая II семья содержалась под стражей в Царском Селе. Им позволили быть всем вместе, и это для них было большой радостью. Узникам не пришлось терпеть физических мучений, но гораздо сильнее были муки душевные. Вчерашние подданные, встававшие при пении гимна «Боже, царя храни», сейчас грубили царю и царице, отпускали в их адрес непристойные шутки, бранились при царе и детях. За каждым шагом царя следили: разговоры подслушивались, письма вскрывались и прочитывались. На прогулку можно было выходить только по разрешению. Охранники часто вели себя безжалостно и грубо. Баронесса Буксгевден вспоминала, что часто «после разговоров с Императором или детьми враждебность солдат исчезала. Они видели, что это не свирепые монстры, как их учили верить».
К середине августа 1917 г. царскую семью перевезли в сибирский город Тобольск. Все они сохраняют самообладание, а к угнетающим их солдатам относятся с глубокой жалостью. Об этом свидетельствуют строки письма Николая Александровича из Тобольска своей сестре Ксении: «Стрелки стоят редкою цепью справа и слева, и когда мы возвращаемся домой, они постепенно сходят с мест и идут сзади, а другие вдали сбоку, и все это напоминает нам конец загона, так что мы каждый раз со смехом входим в нашу калитку…Бедные, сбитые с толку люди».
Александра Фёдоровна учила детей, читала, вышивала. Великие княжны тоже постоянно рукодельничали. Они связали тёплую шерстяную одежду к Рождеству и подарили каждому из домочадцев. По воскресным вечерам устраивались небольшие театральные представления. Семья не впала в уныние, не сокрушалась о потерянных царских привилегиях, но уповая на Бога, строила жизнь в новых более суровых условиях.
Из дневника Александры Фёдоровны: «В жизнь каждого дома, раньше или позже, приходит горький опыт – опыт страданий. Могут быть годы безоблачного счастья, но наверняка будут и горести…Тяжёлая работа, трудности, заботы, самопожертвование и даже горе теряют свою остроту, мрачность и суровость, когда они смягчены нежной любовью».
В Тобольске охранники по-разному относились к Царской Семье, кто-то достаточно враждебно. Из скромной записи в дневнике Александры Фёдоровны мы узнаём, что в сочельник она сама приготовила угощение для охранников, и, войдя к ним, дала каждому из двадцати по Евангелию и по закладке, изготовленной собственноручно. В сердцах заключённых живёт подлинное чувство христианского смирения.
Царь и все его дети очень любили физический труд и подвижные игры. В Тобольске Николай Александрович чистил снег, вместе с Алексеем собственноручно пилили дрова, правда, когда это было позволено охраной. Для детей была выстроена ледяная горка, которая приносила им столько радости. Но вскоре горку сломали солдаты, объясняя тем, что забираясь на неё, их Высочества оказывались на обозрении публики за высоким забором.
В апреле 1918 года семью ждало ещё одно тяжёлое испытание. Семью переправляли в Екатеринбург. Сначала было велено ехать родителям с одной из дочерей. Другие дети оставались с царевичем Алексеем, который был ещё болен.
Эту разлуку вспоминала дочь доктора Боткина: «Можно себе представить, каковы были переживания детей и родителей, никогда почти не разлучавшихся и так сильно любивших друг друга. Дети оставались в чужом городе одни, не зная, когда увидятся с родителями…»
В эти горестные дни великая княжна Ольга переписала в дневник стихотворение Сергея Бехтеева. Вот строки из него:
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать…
И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!
Переезжавших сопровождала колонна из 150 вооружённых солдат, затем поезд прибыл в Екатеринбург. Семью Романовых разместили в «Доме особого назначения» инженера-строителя Н. И. Ипатьева. Еще три дочери и наследник престола Алексей присоединились к ним лишь 23 мая. Вместе с Романовыми также разрешено было поселиться лейб-медику царской семьи Евгению Боткину, камер-лакею Алоизию Труппу, комнатной девушке императрицы Анне Демидовой, старшему повару императорской кухни Ивану Харитонову и поваренку Леониду Седневу, разделившим их печальную участь.
Здесь к царственным узникам отнеслись намного жестче, чем в Тобольске. Там их охраняли стрелки бывших гвардейских полков, а здесь — красногвардейцы, многие из которых прошли через тюрьмы и каторгу. Чтобы отомстить гражданину Романову, они использовали все средства. Наиболее чувствительными для царской семьи оказались лишения, связанные с гигиеной. Не хватало кроватей, сестры спали на полу. Обедали все вместе, причем не только со слугами, но и с красноармейцами.
Кроме бытовых издевательств часто раздавалось пение под окнами неприличных частушек и революционных песен. Сами окна выбелили известью, после чего в комнатах стало темно и мрачно. Пленники не могли видеть даже небо.
В последние дни жизни царственных узников в дом Ипатьева был прислан новый начальник охраны Яков Юровский, отличавшийся жестокостью, который потом осуществит расстрел самого императора. В 1921 году он написал воспоминания, озаглавленные «Последний царь нашел свое место». В них содержится такая характеристика: «Если бы это была не ненавистная царская семья, выпившая столько крови из народа, можно было бы их считать как простых и не заносчивых людей.
Комментируя поведение Великих княжон, которые никогда не сидели без дела, Юровский пишет: «Надо думать, делали это неспроста, все это, вероятно, имело своим назначением расположить своей простотой людей охраны».
В ночь на 17 июля 1918 года, получив от советского правительства секретный приказ, палачи осуществили расстрел всей царской семьи и тех, кто до последнего оставались с ними.
В завершении хочется привести слова царя-мученика, которые принято считать его духовным завещанием своему народу: «Всем, кто остался мне предан, и тем, на кого вы можете иметь влияние: не мстите за меня - я всех простил и за всех молюсь. И помните, что зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее. Но не зло победит, а только любовь». Будучи в тяжёлых условиях, Государь думал не о себе, а о духовном спасении России. Эти слова он передал весной 1918 г. во время переезда из Тобольска через старшую дочь Великую Княжну Ольгу.
Мы увидели, что весь период своего заточения семья царя Николая II пребывала в состоянии, когда человек, будучи устремлён всей душой к Богу, не надеется на себя, а уповает лишь на Бога, и, чувствуя свою причастность Его правде, готов за эту правду умереть. Умирая за правду, не оказывая сопротивления врагам, человек «приобщается силе и жизни Самого Христа, который до кровавого пота молился в Гефсиманском саду и томился в предсмертной муке, но добровольно претерпел страдания и саму смерть ради послушания воле Божией и спасения нас, грешных».
Заключение
Подводя итог своей работе, понимаешь, как мало сказано об этих необыкновенных людях, которые через свои страдания достигли великой духовной высоты. Эта работа сплотила нашу семью, ко всем нам пришло полное понимание, что семья Николая II –это истинно святые люди. Теперь в этом никто из нас не сомневается.
Они вытерпели до конца все страданья страдания кротко и смиренно. Даже в заточении находили свои радости и облегчали страданья безграничной любовью друг к другу. В дни тяжёлых испытаний любовь к России, вера в Бога и всепрощение не гасли, а ещё более возрастали. Теперь, я думаю, что буду молиться Царственным страстотерпцам в сложных жизненных ситуациях и просить их укреплять мои духовные силы. А ещё мне очень захотелось подробно изучить события царствования Государя Николая II.
Список литературы и источников
Большая школьная энциклопедия / Под ред. А.А. Кузнецова и М.В. Рыжакова. Т.2. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
Боханов А.Н. Император Николай II. - М., 1998.
Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II в 1894—1917гг. в цифрах и фактах. – М.: Просвещение, 1991
Дарите любовь: Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. - М.: Издательскiй Домъ «Русскiй Паломникъ», 2012
Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны в 2-х томах с комментариями / под. ред. В.М.Хрусталева. - М.: ПРОЗиК, 2012.
Цесаревич Алексей. - СПб.:Абрис, 2004.
Дитерихс М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. – М.: Вече, 2007.
Зуев М.Н. История России с древности до наших дней, 2005.
История России. С начала XVIII до конца XIX века, под ред. А.Н. Сахарова, 2001.
Каррер д΄Анкосс Э. Николай II: растрелянная преемственность. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
Мультатули П.В. Император Николай II во главе действующей армии и заговор генералов. - СПб, 2002.
Россия. Полный энциклопедический справочник / Под редакцией А.А. Красновского. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
Соколов Н.А. Убийство Царской Семьи. – М.: Советский писатель, 1991.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна