Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Создание пелены «Нерукотворный образ» и литургического комплекта»

27 января 2017 года

В оргкомитет Серафимовских детских чтений

НАПРАВЛЕНИЕ

«ПРАВОСЛАВНОЕ ИСКУССТВО»

ТЕМА

«СОЗДАНИЕ ПЕЛЕНЫ «НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ»

 И ЛИТУРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА»

                                                                      Работу выполнили:

                                                                 Ученицы 5 класса 

                                                                 Карасева Мария

                                                                 Малышева Алена

                                                                 Мочкаева Мария

                                                                 ЧОУ РО «НЕРПЦ (МП)»

                                                                 «Саровская православная гимназия»

                                                                 Руководитель:

                                                                 Турова Наталья Вячеславовна

                                                                 классный руководитель 5 класса

                                                                 ЧОУ РО «НЕРПЦ (МП)»

                                                                 «Саровская православная гимназия»

                                                                 Консультант:

                                                                 Цыбряева Мария Геннадиевна

                                                                 руководитель швейной мастерской

                                                                 Свято – Успенского мужского

                                                                 монастыря – «Саровская пустынь».

Саров 2016

Содержание

I.   Введение……………………………………………………………….................. 3

II.  Основная часть

        Глава 1. История золотного шитья..………………………………….………. 7

        Глава 2. Нити, связующие века……………...………………………………. 12       

        Глава 3. Мы – подмастерья……………………………………………............15

III. Заключение………………………………………………………………............18

IV. Словарь терминов……………………………………………………………….19

V.  Список литературы…………………………………………………………….. 21

     Шитая молитва

Во дворе лежит ладейка, солнце встанет поутру,

развернёт золотошвейка подвесную пелену.

Среди солнечного света закачается в руке

счётным клопчиком с прикрепом

Божья Матерь на камке.

Для молитвы, для услады - рукоделие твоё,

лицевое, золотное, древнерусское шитье.

За столетья сохранилась наша русская душа.

Вот такими мастерами наша держится земля.

(А. Ивантер)

I. Введение

Нить и игла дружат тогда,  когда они находятся в руках мастера. Вместе они способны  творить  чудеса.  Со стороны  всегда  было  интересно  наблюдать,  как  на чистой  ткани,  натянутой  на  пяльца, оживают различные орнаменты, цветы, образы святых,  сюжеты из евангелия.

Когда-то для нас это было непостижимой  тайной,  но  в  начальной школе Саровской православной гимназии мы сами начали познавать секреты прикладного искусства.

Начиная со второго класса, с нами, еще неумелыми девчонками, проводила мастер-классы по народным  промыслам мама нашего одноклассника – Мария Геннадиевна Цыбряева.

Поначалу мы делали куклы из лыка и тряпок, игрушки из папье-маше, расписывали деревянных матрешек, ангелочков.

Потом она предложила нам и нашим мамам сшить народные костюмы, а девочкам, у которых есть косы - сделать накосник – как у русских красавиц.

Мы часто приходили к Марии Геннадиевне в ее «домашнюю мастерскую». И как будто попадали в сказку! Сколько у нее всякой швейной утвари – разных ниток, тканей, пялец, драгоценных камней и инструментов! У нее даже есть старинная резная деревянная прялка, которая досталась от прабабушки. Свободными от уроков осенними и зимними вечерами мы шили сарафаны.

Как и в старину, наши встречи мы называли «девичьими посиделками». Во время посиделок Мария Геннадиевна нам рассказывала, какие бывают иконы, что их можно написать, а можно и вышить. Она показала нам свои вышитые работы, которые нас заворожили.

Нам очень захотелось узнать как можно больше о золотном шитье и самим попробовать вышить какую-нибудь работу. И для начала Мария Геннадиевна поведала нам о древнерусском золотном и лицевом шитье.

Итак, нашей целью стало создание пелены «Нерукотворный образ», а так же литургического комплекта, состоящего из воздуха и двух покровцов в древнерусском стиле золотного и лицевого шитья. В ходе работы нам предстояло решить следующие задачи:

  • познакомиться с историей древнерусского шитья;
  • во время экскурсий прикоснуться к историческим предметам церковного и бытового обихода;
  • узнать, в каких техниках выполняются работы, и какие используются материалы и инструменты;

на основе изученных материалов выполнить техникой золотного и лицевого шитья пелену «Нерукотворный образ», а так же литургический комплект, состоящий из воздуха и покровцов, на чаши для причастия.

II. Основная часть

Глава 1. История золотного шитья

Издревле Русь славилась мастерством своих рукодельниц. В сказках, дошедших до нас из старины, сказывалось, как девицы-красавицы умели искусно шить «золотом, да чистым серебром». Русские мастерицы сами ткали, пряли, красили, шили, придумывали узоры и орнаменты, которыми украшали полотенца, скатерти и свою одежду.

        Также как и иконопись, золотное и лицевое шитье пришло на Русь из Византии. Когда князь Владимир выбирал религию   для языческой Руси, его сильно поразила красота и торжественность христианской службы. При этом немалую роль сыграли сияющие облачения священников и другие обрядовые церковные предметы, расшитые золотом и шелком. Хотя золотное шитье было уже известно в Древней Руси, но применялось оно в основном для украшения одежды, обуви, конских и ратных уборов, предметов быта.

За многие сотни лет мастерство лицевого шитья достигло необычайного расцвета. На русской земле стали появляться мастера своего дела, свои направления, отличаясь аскетичностью, молитвенностью.

Искусство золотного и лицевого шитья использовалось в основном для изготовления предметов церковного обихода – подвесных под иконы пелен, покровов на гробницы святых, катапетасм, плащаниц, покровцов и воздухов на священные сосуды, хоругвей, одежд духовенства, походных и домашних иконостасов. Дошедшие до наших времен произведения выполнялись на дорогих тканях – бархате, атласе, шелке, тафте. Эти ткани, как правило, доставляли как с Востока (из Китая, Ирана, Турции), так и с Запада (из Италии и Испании). Работы  вышивались шелковыми, серебряными и золотными нитями, канителью, трунцалом, битью, украшались драгоценными камнями, жемчугом.

Так как это искусство требовало значительных материальных затрат, то заниматься лицевым шитьем могли позволить себе только в женских монастырях или в великокняжеских,  боярских и купеческих мастерских. При этих домах были особые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия – светлицы.

В светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Их специально обучали, оберегали от грязных работ.

В знаменитом сборнике советов XVI в. «Домострое» говорится: «…которая женщина или девка рукодельна и той дела указати: рубашки делати, или  ткати, или золотное или шелковое пяличное дело, и которая чему учена – того всего досмотрити и дозрети;  самой все свое рукоделие знати, а малых девок учити, которая чего пригоже»[1].  Работа велась всегда соборно, с молитвой и считалось делом богоугодным.

Вышивание было трудоемким и длительным процессом - на работу уходило от нескольких месяцев до нескольких лет. Над одним произведением часто трудилось сразу несколько мастериц.

До начала вышивальных работ нужно было пригласить лучшего художника – иконописца, которого называли знаменьщиком, еще словописца и травщика. Знаменьщик делал прорись – знамение на бумаге, после чего мастерица прометывала рисунок на ткань, словописец писал «вязью» тропари и кондаки на будущих пеленах, которые после вышивались. Травщик же писал орнаменты – травы «разметные». Каждая вещь делалась для преподношения в храм к какому-либо событию или в связи с каким-нибудь молением. Например, в царской семье это могло быть прошение о чадородии наследника или о благополучном окончании военного похода.

С тех стародавних времен до наших дней дошло совсем немного вещей. Время и наша многострадальная история безжалостно обошлись с древнерусским золотным шитьем: оно сгорало в пожарах от набегов орды, становилось предметом дани, из разграбленных церквей растаскивалось и увозилось завоевателями. Но, тем не менее, в музеях некоторых старинных русских городов и сейчас можно встретить дошедшие до нас уникальные вещи.

В средние века ведущее место занимают мастерские, во главе которых стоят великие княгини Софья Палеолог и св. преп. София Суздальская (княгиня Соломония Сабурова), царицы Анастасия Романова и Ирина Годунова, княгиня Ефросинья Старицкая.

К XVIII веку золотное шитье стало использоваться больше как светское, расшивались царские и княжеские одежды, предметы быта. За годы советской власти секреты и мастерство, золотного и лицевого шитья были практически утеряны. И только с возрождением церковной жизни в России, с середины 90-х годов XX в., стало вновь возобновляться.

Глава 2. Нити, связующие века

Чтобы прочувствовать дух русских средневековых светлиц и своими руками потрогать ткани, связующие века, мы с Марией Геннадиевной отправились в музеи старинных городов. Итак, сперва мы поехали в г. Нижний Новгород. В Строгановской церкви Рождества Пресвятой Богородицы мы рассмотрели большую плащаницу «Положение во гроб» XIX в., выполненную в золотной  технике   послушницами   женского   Алексеевского     монастыря      г. Арзамас. Посещая во время экскурсии храмы г. Арзамаса мы приложились к святыням.  В Воскресенском соборе, на Соборной площади, нам представили удивительные оклады и  иконы, выполненные в золотной технике, а также многие работы, вышитые по бархату.

В историко–художественном музее, который находится  на Соборной площади в г. Арзамас, нам рассказали о местных народных костюмах. В XIX в. золотошвейное творчество арзамасцев было широко известно на Руси и за ее пределами.

К сожалению, до нас дошло немного экспонатов наших предков – сохранились лишь единицы образцов тех костюмов и церковной утвари, что применялись сотни лет тому назад. И нам очень повезло, что мы даже смогли прикоснуться к нитям, связующим века истории.

Глава 3. Мы – подмастерья

После знакомства с историей золотного шитья Мария Геннадиевна предложила нам поучаствовать в вышивке пелены «Нерукотворный образ», а так же большого литургического комплекта, который состоит из воздуха с покровцами. Эскиз воздуха и прорись пелены были уже готовы. Нам доверили выполнить сразу сложную работу, посадив за огромные деревянные пяльца, которые сначала пугали нас. Мария Геннадиевна дала попробовать в работе не известные нам до этого момента инструменты, такие как «витейка», шило, так же мы пользовались и пчелиным воском. Мы вместе подбирали материал и запяливали пяльцы.

Смотрели, как Мария Геннадиевна переводит прорись будущей пелены, как начинают ложиться первые стежочки шелковых ниток, швом «враскол».

Сначала нам было немного боязно. Но конечно, Мария Геннадиевна помогала нам, отслеживала каждый стежок, объясняла, подправляла. Одновременно рассказывала, какими швами, и в какой технике мы шьем.  В работе мы использовали технику «сажения» жемчуга по бели, то есть по накладной белой нити. Для начала на ткань пришивается белая, толстая, хлопчатобумажная нить. Затем, вощеной нитью, по ней пришивается жемчуг. Также мы выкладывали орнаменты шнурами, которые сами же и крутили.

Кроме этого, мы  вышивали  различными  счетными  прикрепами: прокладывали золотную нить сверху и, крепя ее шелковыми нитками по определенной схеме, по счету. Мы получали прикрепы, которые называются по рисунку стежка «городок», «клопчик», «ягодка», «косой ряд».

Особенно интересно было красить шелковые нитки травами и чаем.  Оказалось, это не так сложно. Трава или чай замачивается на ночь, утром варится около  часа и процеживается через марлю. После этого натуральная краска готова. Далее мы опускали белые нити в полученный «травяной раствор» и выдерживали их в нем от 30 до 60 минут (чтобы получить цвета от светлого до самого интенсивного).

Заключение

В нашей «домашней светлице» под руководством мастера этого проекта,

Марией Геннадиевной, мы ощутили себя подмастерьями.

Мы не просто изучили историю древнерусского золотного и лицевого шитья, прикоснулись руками к настоящим «живым» золотным и шелковым нитям, утвари и инструментам, посетили музеи старинных русских городов – Нижнего Новгорода и Арзамаса, но и сами попробовали вышивать. Работа наша еще не закончена и нам предстоит доделать пелену, и «средник» воздуха. А после начать работу над покровцами.

Мария Геннадиевна объяснила, что выполненные работы будут «вкладом», т.е. подарком в храмы. Нам очень приятно участвовать в соборной вышивальной работе, и представлять себя теми девицами, которые  рукодельничали при лучинах сотни лет тому назад…

IV. Словарь терминов

Бить – тонкая серебряная или золоченая плоская полоска.

Витейка – деревянный инструмент длиной 12 – 15 см. со специальными насадками для удержания намотанной нити.

Вклад – подношение, подарок храму, монастырю.

Вязь – декоративное письмо, буквы которого связываются в сложный непрерывный орнамент.

Знаменщик – иконописец, который писал только прорись иконы.

Золотное шитье – вышивалось из нитей: 1) волоченых – тончайшая золотая или серебряная золоченая проволока, 2) пряденых – тонкая золотая или золоченая серебряная проволока, плотно обвивающая шелковую или льняную нить, 3) скань – тонкая золотая или серебряная золоченая проволока, перевитая с шелковой или льняной нитью.

Иконостасы, походные и домашние – одна или несколько пелен с изображением нескольких святых, крепящиеся на деревянную поставку. При необходимости быстро собирался и разбирался.

Литургический комплект – состоит из большого и двух малых покровцов, большой покров называется воздух и покрывает сразу и чашу и дискос, малые покровцы покрывают на чашу и дискос по отдельности и имеют форму креста или квадратного плата.

Камка – шелковая, обычно одноцветная ткань с выработанным рисунком.

Канитель – тонкая металлическая проволока, туго свитая в спираль.

Катапетасма – занавес за иконостасом, разделяющий царские врата и престол.

Кондак – краткое песнопение, заключающее в себе содержание праздника или похвалу святому, входит в состав акафиста или канона.

Лицевое шитье –называют всю вышивку гладью шелковыми нитями.

Личное шитье – происходит от слова «лик» вышиваются все открытые части тела святых.

Лучина – деревянная длинная палочка, которая ставилась на специальную подставку и поджигался край. Использовалась для освещения помещения.

Накосник – праздничное девичье украшение на косу, богато украшенное жемчугом, золотным шитьем.

Оклад – накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску кроме нескольких значимых элементов, лика и рук — так называемого личного письма, для которых сделаны прорези. Бывают золотые, серебряные и медные, а так же расшитые жемчугом и золотом.

Подвесная пелена – шитое изображение священного сюжета на ткани, подвешиваемое под чтимой иконой.

Покров на гробницу – шитая большая пелена, как правило, с изображением святого во весь рост, покрывающая гробницу с мощами святого.

Прорись – контурный рисунок, сделанный гусиным пером или кистью. На бумаге контурный рисунок мог выполняться в один (черный) или два цвета (черный и красно-коричневый).

Светлица – в крестьянских избах – угол, а в знатных домах – целое помещение, самое светлое, предназначенное для женских работ.

Словописец - изображали надписи тропарей, кондаков вязью, т.е. слова под шитье

Соборная работа –  т.е. работа выполняется совместно, сразу несколькими людьми, как правило, мастера с подмастерьями.

Средник – орнамент или рисунок в середине воздуха.

Травщики (орнаменталисты) – изображали узоры, орнаменты.

Травы разметные – непрерывный. вьющийся орнамент из листьев и цветов.

Трунцал – тонкая металлическая проволока, свитая в спираль, с продернутой через нее шелковой нитью.

Тропарь – песнопение, составленное в честь праздника или святого.

Шов враскол – каждый последующий стежок  раскалывает предыдущий  стежок нити.

   Список литературы

1. Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитье. Каталог. Музеи Московского  Кремля. М., 2004.

2. Домострой 1985 –  // «Памятники литературы Древней Руси» Середина XVI века. М., 1985.

3. Катасонова Е.Ю. Золотное шитье. // «Убрус Церковное шитье. История и современность.» № 1. СПб., 2003.

4. Калинина Е.В. Техника древнерусского шитья. Золотное шитье. // «Убрус Церковное шитье. История и современность.» № 1. СПб., 2003.

5. Минаева П. Е. // История русского искусства. С. 676–688. М., 1955. Под общей ред. академика И.Э. Грабаря, В.С. Семенова, В.Н. Лазарева.

6. http://icons.pstgu.ru/needlework?page =28 (Иконография восточно-христианского искусства. Шитые предметы)

7.  http://www.kreml.ru/exhibitions.

Православная гимназия / 2022 год / 20220927-На пленэре в Сочи
 
 
 
 
 
 



 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.