2 марта 2016 года
Работу выполнил:
ученица 10 класса
Львутина Татьяна Владимировна
НОУ РО «Гнилицкая православная гимназия»
Руководитель:
Корягина Марина Николаевна,
учитель ОПВ, МХК
Введение
Вся моя жизнь связана с храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Я даже не помню себя вне этой церкви. Здесь в феврале 1997 года венчались мои родители. Здесь молилась мама о моем благополучном рождении. Здесь в возрасте трех недель меня крестили. Каждое воскресенье привозили меня к причастию. Здесь у меня появились первые друзья — такие же непоседливые малыши, которых мамы наставляли в вере, приучали молиться, а не шалить в церкви. Время шло, я росла, а наш храм будто открывал для меня новые дороги. На его территории в 2002 году построили православную гимназию, и моя новая школьная жизнь началась с молебна в родном храме. Мне дорог наш храм тем, что в его стенах я возрастаю не только физически, но и духовно. В возрасте семи лет, как и многие другие, я впервые исповедовалась. В нашем храме я впервые поднялась на клирос, когда нас - четвероклассников -пригласили петь в составе гимназического хора на "детской" литургии. Наш храм дорог мне своей историей, которая во многом повторяет историю нашей страны. Я очень дорожу тем, что в нашем храме есть свои новомученики. Задумчиво взирают на нас с икон мученик Иаков и преподобномученицы инокини Анны, которые были прихожанами нашего храма. Мне стало интересно узнать о жизни этих святых, о том, как их судьба связана с историей моего родного храма.
Я поставила перед собой цель: составить жизнеописание мученика Иакова Гортинского и преподобномученицы инокини Анны Ежовой и изготовить эскиз стенда, посвященного новомученикам, чтобы и другие прихожане нашего храма узнали об их жизни.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю храма Рождества Пресвятой Богородицы;
проследить жизненный путь мученика Иакова Гортинского и преподобномученицы инокини Анны Ежовой и составить их жизнеописание;
изучить правила составления исторического стенда;
выполнить эскиз стенда «Новомученики храма Рождества Пресвятой Богородицы Иаков Гортинский и преподобномученица инокиня Анна Ежова».
В работе были использованы следующие методы исследования: интервьюирование, изучение и обобщение литературы по теме, поиск информации в интернет источниках, изучение экспонатов музея Нижегородской Епархии, изучение архива Прихода церкви в честь Рождества Богородицы, анализ полученных данных.
Глава I. История храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Первые сведения о церкви Рождества Пресвятой Богородицы доходят до нас из глубины веков. Первые упоминания о поселке Гнилицы относятся к XVI веку, когда царь Иван Грозный жалует Благовещенскому мужскому монастырю деревню Гнилицы из 9 домов. Видимо, по неусыпным молитвам монахов, у жителей Гнилиц возникает желание построить маленькую деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы1
В середине XVIII века деревня Гнилицы становится селом. Уже в 1745 году прихожане храма во главе со старостой Михаилом Лукьяновым пишут челобитную Преосвященному Димитрию, епископу Нижегородскому и Алатырскому, в которой просят перестроить обветшавшую церковь. Владыка Димитрий благословляет перестройку церкви на том же месте в том же именовании, но не с шатровым верхом, а с круглым. О дальнейшей судьбе церкви до 1821года ничего неизвестно. В 1822 году церковь перестраивается и возводится каменная. Отсюда мы можем узнать, что храм древнейший, насчитывает свыше 400 лет. В церкви освящены три престола: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый – во имя Смоленской иконы Божьей Матери, а левый – во имя Святителя и Чудотворца Николая, все пределы тёплые. Разрастается село Гнилицы, а с ним и приход храма. Из летописи храма мы узнаем, что церковь построена «тщанием прихожан». В 1862 году приход составляет более 2-х тысяч человек, а в 1888 году уже 3,5 тысячи человек. Снова складывается необходимость в расширении храма, и в 1899 году церковный причт и староста обратились за помощью к астраханскому купцу Егору Зиновьеву Косову (уроженцу села Гнилицы). Он взял на себя все расходы по расширению храма. Архитектором храма стал П.А. Домбровский.2
К 1903 году церковь была перестроена окончательно. Церковь стала крепкой и вместительной. По инициативе отца Иоанна Белякова при храме в 1894 году была открыта библиотека. К 1912 году в ней насчитывалось 210 томов духовного содержания.
Приход Гнилицкого храма заботился о просвещении крестьян окрестных деревень, занимался благотворительной деятельностью. Так, в 1910 году были открыты земские школы в деревнях Нагулино и Стригино. В это же время при церкви существовала богадельня для старушек – небольшой дом, пожертвованный бывшим церковным старостой Александром Чуманиным (занимал должность с 1910 по 1918 год). Старожилы вспоминают о внутреннем убранстве храма. Церковь «вся блестела, как жар горела, росписи внутри все как живое».3
Но приближалось страшное время невиданных гонений на церковь. Священнослужители храма (в том числе и заштатные), активные прихожане храма были арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности. 21 августа они были приговорены к расстрелу, уже 29 августа 1937 года приговор приведён в исполнение.
28 декабря 1937 года президиум Горьковского Облисполкома принял решение о ликвидации церкви в поселке Гнилицы, было принято решение об открытии ДК в здании храма. Святой храм был осквернен и разграблен. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы явила миру истинных светильников веры. В августе 2000 года в сонме новомучеников и исповедников Российских ХХ века соборно прославлены преподобномученица инокиня Анна (Ежова) и мученик Иаков Гортинский, бывший псаломщик.
За стояние в вере были расстреляны:
- священник о. Андрей (Виноградов);
- инокиня Анна (Ежова);
- бывший псаломщик Иаков Гортинский;
- заштатный священник Иоанн Беляков;
- дьякон Иоанн Ганин;
- псаломщик Виктор Зефиров;
- монахиня Мария (Владимирова);
- монахиня Екатерина (Постникова);
- Арефий Гущин;
- Иван Федорович Балакин. 4
Прошло долгих 55 лет в жизни храма, это время оскудения веры, духовного разрушения, время атеизма. И вот спустя эти долгие годы 25 декабря 1991 года состоялся акт передачи здания храма Нижегородской епархии. Первое богослужение после 55-летнего перерыва было совершено накануне Родительской субботы в феврале 1992 года. С этой даты начинается отсчет новейшей истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
19 сентября 1993 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (1977 – 2001) совершил чин освящения храма. С ноября 1994 года при храме организована воскресная школа. В 2002 году на территории храма была открыта Гнилицкая православная гимназия.
Глава II. Новомученики храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Иаков Иванович Гортинский: Родился 29 января 1899 года в селе Лесуново Горбатовского уезда Нижегородской губернии, в семье священника. Жил в посёлке Гнилицы Автозаводского района города Горького, работал механиком при больнице, а также псаломщиком в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Был женат, являлся отцом троих детей. В августе 1937 года арестован по обвинению в «участии в церковной контрреволюционной группе». Виновным себя не признал. При аресте у задержанного изъяли 17 рублей Николаевских денег, Библию, Святое Евангелие, Церковный служебник, Историю русской церкви. 13.08.1937 года состоялся допрос. На допросе Гортинский себя виновным не признавал. Показания Виноградова свидетельствовали, что Гортинский высказывал свои недовольства в адрес советской власти, настроен враждебно из - за того, что он бывший псаломщик. 21 августа 1937 года Особой тройкой УНКВД по Горьковской области приговорен к расстрелу. Расстрелян 29 августа и погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.5
Анна Ивановна Ежова родилась в 1885 году в деревне Луговое Семёновского уезда Нижегородской губернии. Время и место пострижения её в монашество неизвестно, но известно, что она подвизалась в Крестовоздвиженском монастыре. К моменту ареста проживала в посёлке Гнилицы Автозаводского района г.Горького при храме Рождества Пресвятой Богородицы.
Она была арестована 5 августа 1937 года, при аресте у неё изъяли два альбома, разная переписка, 150 рублей. В то время из родственников у неё был только Пётр, проживающий в селе Луговое.
После ареста она содержалась в Горьковской тюрьме. При допросе заявила: «Я никакой контрреволюционной деятельности не вела, и даже понятия не имею». На вопрос следователя –« Что вы говорили о конституции?», ответила: « Мы вообще ничего не говорили. Нам жилось хорошо без конституции, также живём и при ней. А ни каких политических разговоров не вела и говорить больше не хочу».В обвинительном протоколе сказано, что Анна Ежова «Вела систематическую контрреволюционную агитацию, являлась членом эсеровской группы».6
Против Анны Ежовой свидетельствовала Мария Григорьевна Владимирская.
Анна Ежова была расстреляна в Горьком 29 августа 1937 года.
В августе 2000 года Архиерейский собор РПЦ прославил в числе новомучеников и исповедников Российских XX века инокиню Анну (Ежову), жившую при храме после закрытия монастыря.
Глава III. Правила составления информационного стенда.
Есть несколько базовых принципов, которым необходимо следовать для повышения эффективности информационного стенда. Первое - это четкая структура. Вся размещенная информация должна быть структурирована, поделена на разделы, в которых будут размещены текст и графические изображения соответствующей тематики. Таким образом, существенно облегчается использование стенда, поиск нужной информации. Каждый раздел должен иметь лаконичный и хорошо заметный заголовок.
Второе важное правило касается стиля оформления. Стиль стенда должен максимально соответствовать выбранной теме. В оформлении необходимо придерживаться единств:
шрифта и размера заголовков;
шрифта основного текста;
размера изображений;
композиционного единства или сходности элементов украшений.
И ещё один важный момент - способ крепления информационных носителей на конструкции. Он должен полностью соответствовать типу и периодичности обновления информации, а также степени презентабельности самого стенда. Так, для сменной информации можно заказать информационный стенд с кармашком нужного размера, например формата А 4.
Есть несколько общих задач, которые необходимо решить при любом конкретном наполнении стенда. Первая из них — привлечение внимания к стенду. Он должен притягивать взгляд, вызывать желание подойти, ознакомиться, рассмотреть, задать вопросы — в общем, вступить в контакт со стендом и стендистами.
Для того, чтобы стенд справлялся со своей задачей на все 100%, необходимо знать и соблюдать основные правила при его оформлении:
Самый главный атрибут — это название стенда, которое обычно располагается в самом верху по центру стенда;
Заголовок должен коротко и четко отражать расположенную под ним информацию;
Информацию следует преподносить простым и доступным языком. Отдавайте предпочтение более коротким и информативным предложениям;
Необходимо подойти к оформлению не только серьезно, но и творчески. В этом случае стенд будет интересен и познавателен.
Глава IV. Проект стенда «Новомученики храма Рождества Пресвятой Богородицы Иаков Гортинский и преподобномученица инокиня Анна Ежова» .
Изучив архивные данные, предоставленные Георгием Родионовым, в настоящее время дьяконом Нижегородской Епархии, мы выяснили, что история храма Рождества Богородица начинается в 1554 году, когда Иван Грозный жертвует Благовещенскому монастырю деревню Гнилицы с 9 дворами. Вскоре была построена небольшая деревянная церковь во имя Рождества Богородицы. В 1822 году по благословению епископа Нижегородского и Алатырского Димитрия заканчивается строительство каменной церкви «тщанием прихожан». При церкви открывается библиотека и богадельня для старушек. 28 декабря 1937 года президиум Горьковского Облисполкома принял решение о ликвидации церкви в поселке Гнилицы и открытие в его здании Дома Культуры. Святой храм был осквернен и разграблен. Спустя долгие годы 25 декабря 1991 года состоялся акт передачи здания храма Нижегородской Епархии. Первое богослужение после 55-летнего перерыва было совершено в феврале 1992 года.
В августе 1937 года арестованы и расстреляны 4 священослужителей и 8 активных прихожан храма, среди них мученик Иаков Гортинский и преподобномученица инокиня Анна Ежова. Их обвиняли в контрреволюционной деятельности.
Иаков Гортинский родился 29 января 1899 года в селе Лесуново Горбатовского уезда Нижегородской губернии в семье священника. Жил в посёлке Гнилицы Автозаводского района города Горького, работал механиком при больнице, а также псаломщиком в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Был женат, являлся отцом троих детей. В августе 1937 года арестован по обвинению в «участии в церковной контрреволюционной группе». Виновным себя не признал. 21 августа 1937 года Особой тройкой УНКВД по Горьковской области приговорен к расстрелу. Расстрелян 29 августа и погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ.
Инокиня Анна Ежова родилась в 1885 году в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Приняв монашеский постриг, подвязалась в Крестовоздвиженском монастыре, после его закрытия проживала в поселке Гнилицы, на окраине Нижнего Новгорода, при храме Рождества Пресвятой Богородицы. 5 августа 1937 года арестована по обвинению в участии в церковной контрреволюционной группе. Против нее свидетельствовала Мария Григорьевна Владимирская.Анна Ежова была расстреляна в Горьком 29 августа 1937 года. В августе 2000 года Архиерейский собор РПЦ прославил в числе новомучеников и исповедников Российских XX века инокиню Анну (Ежову).
При составлении эскиза мы учитывали основные принципы оформления информационного стенда: четкая структура, единый стиль оформления, краткость и четкость в изложении информации.
С целью просветительской работы среди прихожан по благословению благочинного Автозаводского округа протоиерея Александра Бухвостова планируется изготовление стенда «Новомученики храма Рождества Пресвятой Богородицы Иаков Гортинский и преподобномученица инокиня Анна Ежова». Мы выполнили его эскиз. ( Смотреть приложение.)
Список использованной литературы
Архивные данные, предоставленные музеем Нижегородской Епархии по Новомученикам инокине Анне Ежовой и Иакову Гортинскому.
Дамаскин Орлов. Кн. 1. С. 189; За Христа пострадавшие. С. 331-332.
Летопись храма Рождества Богородицы в Гнилицах.
Материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
Церковь Рождества Богородицы в Гнилицах. Буклет к 180-летию основания и 10-летию начала возрождения. Нижний Новгород, 2002г.
Приложение.
Эскиз стенда.
1 Жалованная грамота на д. Гнилицы. Благовещенский монастырь./ НГВ , 1848, Часть неоф., № 5- с.49.;
2Церковь Рождества Богородицы в Гнилицах. Буклет к 180-летию основания и 10-летию начала возрождения. Нижний Новгород, 2002г.
3Летопись Гнилицкого храма, с 3
4Летопись Гнилицкого храма, с. 9
5Архивные данные, предоставленные музеем Нижегородской Епархии по Новомученикам инокине Анне Ежовой и Иакову Гортинскому.
6Архивные данные, предоставленные музеем Нижегородской Епархии по Новомученикам инокине Анне Ежовой и Иакову Гортинскому.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна