Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ»

2 марта 2016 года

Работу выполнил:

ученица 6 «А» класса

НОУРО «Арзамасская православная гимназия»

Букарева Полина Александровна

Руководитель:

Марчус Юлия Викторовна, учитель музыки и церковного пения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Русская православная икона – это одно из ценных наследий нашей страны России. С древности русские люди считали иконопись самым совершенным из искусств и создавали в иконе образ вечности, мира, чистоты. До недавнего времени к иконам относились как к предметам церковного культа, перестали ценить их красоту, художественность. Сейчас нам очень важно снова научиться любоваться радостным и ярким миром русской иконы.

Икона предназначена для молитвы. На ней изображают Христа Спасителя, ангелов, святых и, конечно же, Богоматерь.

Большое распространение на Руси Богородичных икон говорит об особом почитании образа Богородицы в русской Церкви. Православная Русь всегда называлась Домом Пресвятой Богородицы. Сколько в древние времена было всяких нашествий, крестных походов, войн! Но Пречистая Дева избавляла от опасностей, спасала от врагов наше православное Отечество.

Первые исследования Богородичных икон относятся к 17 веку, это были всевозможные сказания в народном духе. Серьезно изучать вопрос иконографии Богородицы стал в конце 19 века замечательный русский иконограф и исследователь древнерусской культуры Никодим Павлович Кондаков. Это было только начало. Тогда многие иконы еще не были известны исследователям. Сегодня тема Богородичной иконографии остается актуальной и интересной для исследования.

Наше исследование началось еще в 2012 году, когда я училась во 2 классе гимназии. Тогда я задумалась над вопросами, какие бывают иконы Божией Матери, сколько их всего и почему их так много?

Так мы узнали, что общепризнанным считаются 364 иконы Божией Матери [1, C.3], из них только 197 внесены в Месяцеслов, то есть календарь праздников Русской Православной Церкви. Знакомясь с иконами, мы обнаружили, что многие из них очень похожи друг на друга и выяснили, что почти все иконы можно отнести к 4-м основным группам: Знамение, Одигитрия, Умиление, Акафистный.

Результатом нашей работы тогда стал православный календарь икон Божией Матери, который, начиная с 2012 года, я ежегодно выпускаю к Рождественским благотворительным ярмаркам. И этот год не исключение.

Сейчас, продолжая свое исследование Богородичных икон, мы особо заинтересовались вопросами, связанными с особенностями русской иконописной традиции, явлением вариативности Богородичных икон и их названиями. Как оказалось, Богородичные иконы являются благодарным объектом для исследования. Они наименее канонизированы, разнообразны по содержанию, композиции и колориту.

Таким образом, цели нашего исследования – определить, особенности русских икон Божией Матери.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с основами русской Богородичной иконописи.

  2. Рассмотреть разные варианты (изводы) Богородичных икон.

  3. Систематизировать иконы по их названиям и датам почитания.

Россия получила много чудотворных икон Божией Матери, которыми укрепляется наша вера. Нет ни одного отдаленного уголка в христианском мире, где не было бы свято чтимой иконы Царицы Небесной. В какой бы вы храм не вошли – везде и всюду встретят вас всевидящие, всех любящие и всех принимающие, чуть печальные и кроткие глаза Божией Матери. В каждой иконе явлена Её особая милость, Её особое участие в наших бедах и скорбях. И каждая икона есть выражение безграничной любви и безмерного упования русского народа в заступничество и покров Пресвятой Богородицы.

В связи с этим мы выдвинули гипотезу, что русская иконография имеет свои отличительные черты, обусловленные особой любовью русского народа к Матери Божией.

В ходе исследования нами применялись следующие методы:

- изучение и анализ литературы по теме исследования;

- сбор и систематизация материала;

- анализ, сравнение и классификация икон Божией Матери.

Теоретическая значимость работы заключается в проведенном анализе икон Божией Матери, типов названий и особенностей русской иконографии.

Практическая ценность и новизна исследования заключается в том, что в результате работы нами был создан Православный календарь чудотворных икон Божией Матери на 2012, 2013, 2104, 2015 и 2016 годы, содержащий не только названия икон, расположенных по датам их почитания, но и их цветное изображение.

1. Основы русской Богородичной иконописи.

Почитание икон на Руси началось с самых первых дней принятия христианства. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий были первыми, кто принес христианскую веру на Русь. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебные книги, а Мефодий, к тому же, был и отличным иконописцем.

Особый русский стиль иконописи, отличный от византийского, начинает складываться к XIII веку. Именно к этому времени относится формирование Тверской школы иконописи. В XIV веке образуется замечательная иконописная школа в Новгороде, выработавшая самобытную манеру писания икон, значительно повлиявшая на последующие поколения русских мастеров-изографов. Наивысший расцвет древней русской иконописи приходится на XV век, ознаменованный именами таких гениальных иконописцев, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, а позднее – Дионисий. Иконы, написанные ими, вошли в золотой фонд не только русской, но и всемирной культуры.

И во все времена лик Пресвятой Девы увлекал сердца иконописцев, которые пытались предать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие. За десять веков христианской культуры в России было создано великое множество икон Богоматери.

Богоматерь на русских иконах всегда изображается в печали. Эта печаль бывает разной (светлой, нежной или скорбной), но она всегда исполнена большой духовной силы, мудрости, любви и благоговения. Матерь Божия на русских иконах всегда поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.

На Руси почитание Богоматери всегда носило высокий и поэтичный характер. Возможно, поэтому в древнерусской иконописи наиболее был распространен иконографический тип «Умиление».

Еще одна особенность изображения Божией Матери: преобладание поясных икон. В то время как в итальянской, греческой и восточно-христианской традициях наиболее был распространен иконографический тип Богоматери на троне - Царицы Небесной. На Руси такой тип икон встречается крайне редко, по большей части в монументальных композициях - во фресках и в иконостасе.

Образ Приснодевы Марии и Матери Господа нашего Иисуса Христа имеет черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

Традиционно принято изображать Богородицу в следующих одеждах: красном (вишневом) мафории, синей (голубой) тунике и голубом чепце.

Туника - нижняя одежда, большей частью с узкими рукавами, длинная, доходящая до пола. Ее голубой (синий) цвет - символ девственной чистоты.

Мафорий - верхняя одежда, широкая, в разложенном виде круглая, с достаточным по величине круглым же прорезом посередине. Мафорий надевался поверх туники, покрывал голову Богородицы и по длине опускался немного ниже колен. Мафорий – знак Материнства Пресвятой Богородицы и полному послушанию Богу.

Женщины того времени всегда должны были покрывать голову, и на иконах Матери Божией мы всегда видим на Ее голове легкий плат, подбирающий и закрывающий волосы.

Непременной принадлежностью головного покрывала Матери Божией являются три звезды, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звезды - символ Её Приснодевства. Она - Дева до Рождества Христова (звезда на правом плече), Дева - в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звезда на челе) и остается Девой по рождении Своего Божественного Сына (звезда на левом плече покрывала) и кайма как знак ее прославления.

Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Её иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в Деисусом чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Её чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Цвет в иконописи — это средство создания формы, пространства, света. Древнерусские изографы стремились к тому, чтобы свет в иконах проникал из глубины Образа. Поэтому падающих теней в иконе нет. Предназначение света - органично ввести молящегося в мир переживания, любви к Богородице, Ее Божественному Младенцу.

В русской иконографии Богородицы заметно стремление иконописцев творчески разнообразить, обогатить Ее иконные изображения, создавать новые Богородичные иконы, не входящие уже в состав канонизированных, особый интерес также вызывают названия Богородичных икон.

2. Названия икон Божией Матери

В ходе работы мы обратили внимание на названия икон Пресвятой Богородицы, проанализировав которые, мы пришли к следующим выводам:

1 вывод: Иконы Божией Матери чаще всего имеют 2 типа названий:

1) По месту их обретения или прославления:

Шестоковская (обретена чудесным образом на шестке печи в доме г. Скрипицына в Москве); Полыньковая (найдена на о. Кипре в пещере, заросшей полынью); Ахтырская (явлена в 1739 году в г. Ахтырке); Феодотьевская (явлена в1487 году близ села Феодотьева); Пожайская (находится в Пожайском Успенском мужском монастыре); Ржевская (явлена в Ржевском уезде Тверской епархии); Шуйская (спасла г. Шую от эпидемии моровой язвы); Кипрская (явилась в 392 году на острове Кипр и находится там в монастыре, устроенном на месте явления); Киево-Братская (явилась и находится в Киеве в Братском училищном монастыре); Балыкинская (находится в с. Балыкине Черниговской епархии); Седмиезерная (находится в Седмиезерной Богородицкой пустыни); Смоленская (Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, а в 1237 году икона спасла Смоленск от полчища Батыя); Казанская (обретена в Казани на месте пепелища), Ярославская, Владимирская, Смоленская, Грузинская, Муромская и др.

2) По чудесам, которые исходят от иконы:

«Прибавление ума» (молятся о даровании ума и помощи в учении), «Неупиваемая Чаша» (молятся об избавлении от алкогольной и наркотической зависимости), «Воспитание» (молящиеся перед нею получают помощь в воспитании детей.), «Скоропослушница» (названа по велению Самой Богородицы: «потому, что скорую буду являть милость и исполнение прошений всем прибегающим к ней»); «Спасительница утопающих» (явлена на берегу р. Десны в месте опасного водоворота и прославилась чудесами в спасении судов от гибели); «Избавительница», «Неопалимая Купина» (написана в 1822 году и спасла от многочисленных пожаров г. Славянск Харьковской епархии); «Нечаянная Радость» (повествует о раскаявшемся грешнике и нечаянной радости от иконы Божией матери, спасшей его от вечной гибели); «Чистительная» (икона имеет благодатный дар исцелять и очищать глазную болезнь) и др.

Часто эти названия поэтичны и выражают благоговейное отношение людей к образу Царицы Небесной: «Отрада», «Милостивая», «Благодатное небо» и др.

Реже встречаются следующие названия икон:

1) По особенностям изображения Пресвятой Богородицы:

«Тучная Гора» (на правой кисти Богородицы находится гора, в горе видится вершина церкви с несколькими крестами и куполами); «Семистрельная» (грудь Богородицы пронзают семь стрел: три справа и четыре слева), «Неувядаемый Цвет» (в руке Богородица держит лилию); Максимовская (икона изображает стоящего перед Богородицей митрополита Максима и принимающего из Её пречистых рук омофор); «Млекопитательница» (икона изображает Богоматерь, кормящую Богомладенца грудью); «Страстная» (на иконе около лика Богородицы изображены два ангела с орудиями страстей Господних); «Беседная» (изображает беседу Владычицы и святителя Николая с малейшим из членов православной церкви); «Огневидная» (одежда на Пресвятой Богородице красного цвета); «Мироносицкая» (на ней вместе с Богородицей изображены жёны-мироносицы); «У источника» и др.

2) По имени человека, с которым связано её обретение: Пименовская (принесена в Москву из Константинополя митрополитом Московским Пименом); Касперовская (долгое время хранилась у г. Касперовой, где, будучи уже ветхой и потемневшей, обновилась и прославилась многими чудесами); Коневская (принесена с Афона в Россию преп. Арсением Коневским); Горбаневская (по имени казака Горбань, нашедшего икону в траве во время покоса); Дамаскинская (написана в 18 веке преп. Иоанном Дамаскиным) и др.

Есть и другие, более редкие объяснения названиям икон, например:

- «Акафистная» икона Божией Матери имеет такое название, так как перед нею во время пожара в храме, где она находилась, читался акафист.

- «Елецкая» икона, хотя и находится сейчас в Ельце, но названа так потому, что её обрел Антоний Печерский, стоя на ели;

- «Ястребская» – обретена через ястреба;

- «Ножевая» - обретена в пустыни с висящим при ней ножом, который и доныне при ней находится.

2 вывод: У одной иконы могут быть разные названия.

Некоторые иконы Божией Матери имеют не одно название. Так, например, икона Божией Матери «Отрада» имеет второе название - «Утешение». Всем известная икона Батюшки Серафима «Умиление» называется также «Невеста Неневестная» или «Радость Всех Радостей».

Двойные названия имеют также следующие иконы:

Леньковская, именуемая «Спасительница утопающих»;

Барловская, именуемая «Блаженное Чрево»;

Албазинская, именуемая «Слово Плоть Бысть»;

Царевококшайская, именуемая «Мироносицкая»,

«Достойно есть», или «Милующая»;

Пюхтицкая, именуемая «У источника»;

«Вратарница», или «Неугасимая Свеча»;

Молченская, именуемая («Целительница») и др.

Мы столкнулись также с таким интересным фактом: среди икон Божией Матери мы нашли две очень похожие иконы с разным названием и разными датами почитания. Это икона Божией Матери Касперовская и икона Божией Матери Корсунская. Эти иконы имеют разное происхождение, но в современной иконописи практически неразличимы.

икона Богоматери 

«КАСПЕРОВСКАЯ» 

икона Богоматери 

«КОРСУНСКАЯ» 

3 вывод: Под одним названием иногда существуют непохожие друг на друга иконы.

Чаще всего это разные варианты (изводы) одной иконы или разные списки с иконы.

Например, название Елецкая имеют три разные иконы:

Первая икона имеет второе название – Черниговская. Она была обретена Антонием Печерским, стоящем на ели.

Вторая икона является её поздним списком и конкретизируется вторым название – Владимирская.

Третья икона изображает Божию Матери в полный рост без Младенца Христа. На этой иконе Божией Матери изображено явление Царицы Небесной Тамерлану перед его походом на Москву, бывшее в 1395 году в городе Ельце.

 По-разному выглядят и иконы под названием «Цареградская»:

Одна икона по преданию была написана евангелистом Лукой (празднование 8 мая). Этот образ погиб в пучине полноводной реки Толба вместе с кораблями шведов, которые разграбили Спасо-Елеазаровский монастырь и попытались вывезти его ценности. Чтимый список (копия) древнего образа находился в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом.

О другой Цареградской иконе Божьей Матери (память 30 сентября) сохранилось предание, что в давние времена два греческих монаха из Царьграда были проездом в Старой Руссе и служили в соборной церкви Божественную литургию. На память о своём пребывании они оставили в соборе миниатюрную икону Божией Матери, выбитую на грифельной доске.

Похожи, но все же различаются между собой иконы, имеющие название «Виленская»:

Несколько разновидностей имеют также и другие иконы. Например:

Акафистная икона Божией Матери:

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»:

Икона Божьей Матери 

«Величит душа моя Господа»:

Икона  Богородицы «Кипрская»:

Больше всех разновидностей мы встретили у иконы «Благоуханный цвет»:

Ещё больше разновидностей у похожего иконографического типа, имеющего название «Неувядаемый Цвет». С образами НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ и БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ существует путаница, особенно это относится к современным иконам. Нередко образ БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ пишут с подписью НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ, иногда наоборот.