2 марта 2016 года
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ:
Архангельский Александр Михайлович
ученик 9 класса
НОУ РО «Сормовская православная гимназия имени святого
апостола - евангелиста Иоанна Богослова»
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Ложкина Ирина Анатольевна,
учитель истории
Содержание
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. История села Кочко-Пожарки…………………………………………..5
Глава 2. История храма святителя Николая чудотворца села Кочко-Пожарки Сергачского района…………………………………………………….12
2.1. Сколько лет храму?................................................................................................12
2.2. Княгиня Е.И. Голицына (Измайлова) – основательница каменного храма...12
2.3. Князь С.М.Голицын – муж Е.И. Измайловой…………………………………..19
2.4. Строительство каменного храма………………………………………………...21
2.5. История храма в XIX-XX веках…………………………………………………23
2.6. Состояние храма в наши дни…………………………………………………….25
Глава 3. Связь истории храма свт. Николая Чудотворца и моей семьи……27
Заключение …………………………………………………………………………...31
Список источников и литературы …………………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………………………33
Введение
Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. Для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и одновременно что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. У каждого человека есть малая родина. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира..
Любовь к родине нам прививают с детства - родители, воспитатели, учителя. Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и великих делах. Поэтому, думая о родине, мы думаем и об её истории. Но есть в этой истории «белые пятна» - то, что пока ещё малоизвестно: заброшенные памятники, утраченные храмы, забытые события, люди, не знаменитые на весь мир, но известные в определённом, близком им кругу людей. Все эти малые объекты являются достоянием общей истории.
В связи с этим я определил тему моей работы: «Храм святителя Николая Чудотворца села Кочко-Пожарки Сергачского района Нижегородской области: Связь истории храма и моей семьи».
Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что в последнее время возрос интерес к истории в целом и, в частности, к утраченным храмам, заброшенным памятникам и забытым предкам семьи как части истории малой родины. Всё больше говорится о нравственном и духовном оскудении общества. Сейчас многие из нас не могут рассказать о своих близких предках, даже прадедушках и прабабушках. Мы можем о них судить только по сохранившимся старинным фотографиям, документам и воспоминаниям родственников. А как определить свою национальную идентичность, свою принадлежность к российскому народу и государству, если не знать своего происхождения? Любовь к своей стране начинается с любви к своему населённому пункту, району, краю … К сожалению, не все данные о наших предках легко найти и рассказать. Я заинтересовался историей своего села, когда узнал, что мои предки были священниками и работали в местном храме, а потом переехали, покинув эти места. Изучая связь моей семьи с местным храмом, желая отыскать корни собственного рода, я в то же время понял, что изучаемый мною храм достаточно древний и рассказать о нём – значит сохранить культурное достояние своей области и страны в целом.
Цель моей работы – всесторонне изучить историю села Кочко-Пожарки и особенно старинного храма святого Николая Чудотворца, проследив тесную связь этого села и храма с моей семьёй.
Гипотеза – исследуемый храм является святыней Нижегородской земли, на протяжении веков предстающий духовную ценность и играющий важную роль в жизни села Кочко-Пожарки.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие основные задачи исследования:
1. Изучить историю населённого пункта Кочко-Пожарки;
2. Собрать, изучить и систематизировать документальные данные по истории храма.
3. Изучить генеалогическое древо семьи и биографию прапрапрадедушки.
4.Выяснить, как связана моя семья с селом Пожарки и храмом святителя Николая Чудотворца.
5.Выявить значение храма для сельских жителей и моих предков.
6.Определить роль семьи в истории земли Нижегородской и села Пожарок.
Объектом исследования является история села Кочко-Пожарки и местного храма Николая Чудотворца, а также родословная моей семьи.
Предметом исследования является связь истории села и храма с моей семьёй, отражающая значение данного памятника православной культуры для моей семьи, села и края в целом.
Изучаемая проблема: до сих пор бытует точка зрения, что местные памятники и святыни не имеют большой ценности для истории, что сохранение их не является общегосударственным делом, а изучение своей родословной мелко на фоне современной глобализации и общемировых проблем. Я хочу опровергнуть эту точку зрения и доказать обратное.
Ожидаемые результаты: доказать, что храм святителя Николая чудотворца села Кочко-Пожарки является ценным памятником духовной культуры Нижегородской области и оказывал большое влияние на жизнь села и региона на протяжении своей истории.
Практическая значимость работы заключается в попытке:
Данная работа может быть использована как на уроках отечественной истории, так и в рамках изучения предмета историческое краеведение, а также на внеклассных мероприятиях духовно-нравственного и патриотического направлений, на занятиях воскресных школ.
Методы: поисковый, мини-исследование, анализ исторических источников и литературы, метод периодизации, хронологический метод, описательный и сравнительно-исторический методы.
Глава 1. История села Кочко-Пожарки.
Кочко-Пожарки (татарское «Кучкай Пожары», «Пожарки Кучкая») — село в Сергачском районе Нижегородской области, единственный населённый пункт Кочко-Пожарского сельсовета. Село располагается на правом берегу реки Пьяны, в пяти верстах от Сергача. Населено оно преимущественно татарами, также русскими и чувашами.
По преданию, записанному в начале XX века Г. Н. Ахмаровым, первые поселенцы прибыли в эти края с Ахтубы (левый приток Волги в районе Волгограда). Предполагается, что название села произошло от его основателя мурзы Кучкая. Пожарки, как и все другие припьянские татарские селения, расположено на правом берегу реки. Первое упоминание о поселении относится к 1611 г. Первоначально оно существовало под названием Юрты и находилось на 1,5-2 км южнее современного села. Название Юрты было перенесено из степей правобережья Волги и Подонья, где так называли свои поселения потомки татар-кочевников первые казаки (юрта – переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников). В 80-е годы XVI века Иван IV Грозный дает указание своим воеводам прибирать на службу донских и волжских атаманов и казаков. Позднее он продолжает приглашать их, обращаясь «с татарским письмом». Возможно, что жителями села были не только татары, но и русские казаки, по каким-либо причинам не желавшие участвовать в службе в царском войске.
Название села со временем меняется. Сначала село называется Сунилово, а затем, после переселения большого количества татар, получает третье название, которое включает два корня: «Пожарки» и «Кучкай». Это обусловлено тем, что рядом с татарским селением находится еще одно, с названием «Русские Пожарки». Два селения исторически связаны между собой. Мотивы того, почему татары сохранили общее с соседним селением название, неизвестны. Однако существует два предположения:
Местность здесь холмистая, возможно, поэтому в названии есть слово «кочки», Есть так же мнение, что слово «Кочки» произошло от имени основателя села – татарского мурзы Кучкая. По сведениям, полученным из официальных документов, Татарские, или Новые, Пожарки возникли в конце XVI века. В поместном акте, выданном в 1584 году группе арзамасских служилых татар, в числе которых был мурза Кучкай (мурза - аристократический титул в тюркских государствах), называются имена Чикея Енгильдеева, братьев Енговатовых, Кильдюшева, Енгалычева и других. Среди перечисленных в акте татар мурза Кучкай был самым именитым. Он имел титул - Кучкай мурза князь Сабаев, Мустафин сын. Мустафины были привлечены на службу Чикеем Енгильдеевым, переведенным еще в 1595 г. с Мещеры в Арзамасский уезд. Все пришедшие наделяются поместьями в пустоши, за шатковским лесом. При этом конкретное место поместья не указывается. Пользуясь этим, мурза Кучкай перешёл границу Арзамасского уезда, которая проходила по речке Пица, и поселился в Пожарках, расположенных в соседнем Алатырском уезде. Так же поступает Чикей Енгильдеев – вместе с группой выходцев с Камы он основывает село Камкино. По месту верстания эти татары находились на службе в Арзамасском уезде.
В последующих актах прослеживается родовая связь между Кучкаем и его потомками. Так, в 1611 году при разделе земель в Чуфарове присутствуют представители соседних деревень: Мордовских и Татарских Пожарок, Шубина, Камкина, в том числе представители Мордовских Пожарок Русин Сыряпин, Кадыш Оленин, Отяш Чинзин, служилые татары Татарских Пожарок Айбулат Бейбулатов, Семакай Кучкаев и Цынай Капкунаев.
Сведения о Кучкае и его потомках совпадают с данными родословной, составленной краеведом этого селения Ф.Юнисовым. Качкай (Кучкай) – родоначальник, его сын Алмакай, внук Семакай и т.д.
Еще одно косвенное подтверждение, что село названо по имени Кучкая – в акте 1611 года указано соседнее селение Шубино. Представители Шубина - Бекбулат Шуба и Исен Богдав. Вероятно, что Бекбулат является сыном основателя селения Шубино. Это значит, что называние селений по имени основателей было традицией тех лет. А Кучкай мурза действительно является основателем селения.
В духе традиции русской фонетики звуки «а» и «у» трансформировались в «о» – Кочкой, Кучкай Пожарки превратились в Кочко-Пожарки. Параллельные названия Новые Пожарки, Татарские Пожарки не отрицают, а лишь подтверждают историческую версию. Воссоздание истории названия селения стало возможным благодаря упорному и настойчивому поиску местного краеведа Ф.Ю.Юнисова, сумевшего восстановить родословную Кучкая, состоявшую из 12-13 поколений. Сведения о Кучкае и его потомках помогли установить, что родоначальник рода Кучкаевых и основатель селения – это одно и то же лицо.
По преданиям, записанным Ф.Юнисовым в Кочко-Пожарках, наряду с татарами жило несколько родов чувашей и выходцев из другого татарского селения - Базлова. Краевед восстановил их родословные, собрал сведения об их верованиях, обрядах и праздниках. Со временем все они приняли ислам и татарские обычаи. Они оставили как память о себе термин «дурр» в смысле улицы, части деревни: некоторые из них названы Чуаш дур, Кочан дур.
В XVII веке, а именно, в 1606 году, служилый человек Егилдей Ямелдяшев получил грамоту на владение землей в деревне Кочко-Пожарки. Он умер в 1695 году, и у него остался сын — Янмайка Егилдеев. В свою очередь его сыновья являлись арзамасскими служилыми татарами деревни Кочко-Пожарки. На основании родства по деду Егилдею, имевшему царскую грамоту на владение землей, «Янгилдка и Мусяйка били челом» 10 августа 1696 года, прося землю отца и деда в свое пользование за службу. Они опирались на документ 1606 года, по которому «ему отделено в Арзамасском уезде в пустоши на диком поле ото Пьяны реки прямо от лугу на вершину да в верх вершины до Алатырской дороги и через Алатырскую дорогу до ивова куста с левую сторону, что су-меж арзамасских татар Семайка Тазаева с товарищи с их пустошью с Кочка Пожар и вверх Кочка Пожар по обе стороны в одном ободу десять чети в поле, а в дву потому ж сена против пашни к Арзамасскому ево поместью к двадцати четям».
Кроме Янмаевых, подавали челобитные по поводу той же земли, Иван Дмитриев, сын Енгалычева, и Федор Шереметьев. В результате И. Д. Енгалычев в 1696 году поменял свои земли в селе Студенец Шацкого уезда на часть земель в Кочко-Пожарках, на которые претендовали Янмаевы, а часть земель, идущих от Ягилдея, получил Ф. Шереметьев в обмен на свои земли.
В 1736 году жители деревни поставили первую из документально зафиксированных, мечетей. Построена она была «без указа», и долгое время мулла в ней отсутствовал. Через 50 лет после строительства первой мечети (к 1790 году) появилась еще одна мечеть, также «без указа», и в ней опять-таки долгое время отсутствовал мулла.
Жителей деревни насчитывалось тогда 565 человек (282 мужчины и 283 женщины); всего 115 дворов. Обрабатывалось 1480 десятин и 1605 сажень пашенных земель; кроме того, имелись покосы и дровяной лес. На карте Нижегородской губернии конца XVIII века Кочко-Пожарки значится как село и слобода.
Таким образом, в соответствии с Отказной грамотой от 10 августа 1606 года и другими документами того времени в Кочко-Пожарках у служилых татар было не менее 80 десятин земли. «Служивы татаровя Айбулат Бейбулатов, да Семакай Кучкаев, да Цынай Капкунаев представляли Кочко-Пожарки при отделе земли Чуфарова в 1611 году».
По данным 1812 года, «указные» муллы в мечетях так и не появились, а обязанности священнослужителей исполняли «издавна по выборам» местные жители. В первой соборной — Велит Мушагин, а во второй, пятивременной, — Сейфулла Афяров. В то время приход насчитывал более 400 человек.
К 1862 году относятся некоторые сложности в жизни махалля (в исламском мире часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление), связанные с назначением азанчея, или муэдзина (служитель, призывающий мусульман на обязательную молитву) соборной мечети. Дело в том, что в марте 1860 года азанчеем был избран некий Мухамят Закер Абдул Насеров. Затем он, как полагалось, был вызван Оренбургским Магометанским Духовным Собранием «для испытаний». Но уже в начале 1861 г. он сам отказался от должности, на которую был избран. В результате община осталась без азанчея («без которого не можем знать времени, когда приходить на богослужение»). Собравшись на сход, мусульмане избрали азанчеем Аксяна Салекова, который, как отмечено в решении схода, «по всем требованиям подходит», а его брата, Резвана Салекова, поставили на должность духовного учителя. С решением схода не согласились «указные» муллы (к тому времени они уже стали «указными») Ахмет Валитов и Миртияд (Мерсияд) Ярмухамятов. Они руководствовались тем, что сами преподавали в школе. В конфликт вмешалось Нижегородское губернское правление. По его указанию решение сельского схода было передано в Нижегородскую палату государственных имуществ, поскольку школа находилась в ее ведении. Было решено утвердить азанчеем Аксяна Салекова.
По-прежнему в селе действовало две мечети, но вторая с 1861 года стала соборной. В первой мечети обязанности имама выполнял сын муллы, Асфандияр Ярмухамятов (с 1875 года), имевший оклад 180 рублей, а азанчеем прихода был Айнетдин Аксянов (с 1868 года). Во второй — руководили приходом мулла Хасамутдин Ильясов (с 1861 года) и азанчей Фейсхан Хабибуллин Велишин (с 1862 г.).
Количество мусульман общины возросло с 1677 человек (882 мужчины, 795 женщин) в 1859 году до 1927 (950 мужчин, 977 женщин) в 1878 году. Тогда у прихожан были возможности образовывать и воспитывать подрастающее поколение в одном учебном заведении села, которое посещало 40 учеников.
В самом конце XIX века (1898 году) община насчитывала 2382 человека, посещавших две, имеющиеся в деревне, мечети. Жители Кочко-Пожарок активно общались с соседями из деревни Русский Пожар, которую населяло примерно столько же людей, как и Татарский Пожар (еще одно название Кочко-Пожарок). Татарский Пожар от Русского разделяла всего одна верста, и местом общения, по замечанию А. С. Гациского, был «большой базар», где шла оживленная торговля. Накануне первой мировой войны в селе по-прежнему функционировали две мечети. Вторая соборная мечеть в 1909 году она была обновлена.
Асфандияр Ярмухамятов 36 лет находился на посту имама. В 1912 году в представлении по начальству Сергачский уездный исправник писал, что А. Ярмухамятов «человек весьма почтенный и уважаемый в приходе; с должным почтением и явным благорасположением относится ко всем чинам Полиции». В связи с этим чиновник просил «в видах поощрения за столь полезную службу... и в видах расположения к правительству и Полиции всего мусульманского населения представить его к награждению... желательно золотой нагрудной (медалью), а при невозможности хотя бы серебряной нагрудной». В результате, 22 февраля 1914 г., А. Ярмухамятов получил серебряную медаль с надписью «За усердие» для ношения на Станиславской ленте. В годы войны «Клятвенное обещание» властям дал Осман Асфандияров, сын упомянутого ранее Асфандияра Ярмухамятова. Тем самым он был приведен к присяге и стал муллой первой соборной мечети. Впоследствии он сам организовывал приведение к присяге мулл Сергачского уезда, в тюрьмах читал Коран осужденным мусульманам. Во второй соборной мечети был утвержден в должности миедзина 25-летний Ахметхан (Ахмеджан) Сытдиков, отличавшийся хорошим поведением по оценкам односельчан и потому считавшийся достойным.
Советская власть внесла в жизнь села много нового. В 1918 году религиозная школа была преобразована в светскую. Теперь в этом небольшом одноэтажном деревянном помещении не звучали айаты Корана. Шесть советских учителей преподавали детям иные учебные дисциплины. В 1920 году открылась библиотека, которую по партийным сводкам посещало 762 подростка (от 6 до 17 лет).
В 20-е годы в селе жило полторы тысячи человек. В 30-е годы жители села испытали на себе более жесткие новации Советской власти. В 1930 году была закрыта вторая соборная мечеть. Здание было предназначено под клуб. В 1934 году встал вопрос о закрытии первой соборной мечети. Решение о ее закрытии было вынесено (якобы) группой верующих мусульман, которые 3 мая 1934 года написали ходатайство в отдел по религиозным делам Всероссийского ЦИК следующего содержания: «В нашей деревне испокон века было две мечети, из которых одна еще лет пять тому назад занята под клуб, а другая до последнего времени оставалась в распоряжении верующих и служила местом отправления религиозных обрядов и молитв. Общее собрание членов Кочко-Пожарского колхоза «Авангард» 11 сего апреля вынесло постановление о закрытии последней мечети и передачи ее в распоряжение колхоза».
Верующие пытались объяснить властям, что на собрании колхозников присутствовало меньшинство жителей деревни, что голосование по вопросу о закрытии мечети не проводилось, что мечеть нужна, а в религиозные праздники в ней собирается более 800 человек, ссылались на закон «о свободе религии». Однако эти соображения не были приняты в расчет - и к 1935 году действующих мечетей в деревне не осталось.
В 1937 году мулла Осман Асфандияров был задержан, подвергнут побоям, три месяца его держали под арестом. Возвратившись в деревню, он формально отказался от сана. Его брат, Ракшад Юнисов, имел желание быть муллой, но, учтя тревожную ситуацию, посвятил себя только учительскому труду.
После Великой Отечественной войны верующие села Кочко-Пожарки сделали еще одну попытку обратиться к властям с ходатайством об открытии мечети. Решением от 14 июня 1947 года исполнительного комитета Горьковского областного совета депутатов трудящихся просьба верующих была отклонена, и последовало указание переоборудовать здание бывшей мечети под сельский клуб.
Но верующие продолжали собираться на молитвы в частных домах. Досточтимый Осман Асфандияров оставался на посту муллы.
В настоящее время в Кочко-Пожарках выстроена одна мечеть. С 1996 года ее возглавляет — Габдылфатих Габдылхаевич Ибрагимов (1937 г. р.).
Таким образом, видно, что село Кочко-Пожарки было населено в основном татарами-мусульманами, у которых было две мечети. Однако русские жители села храма не имели, а потому очень сильно нуждались в его строительстве.
Глава 2. История храма святителя Николая Чудотворца
села Кочко-Пожарки Сергачского района.
Полное название храма - Храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Дата его основания - 1795 год. Изначально церковь была деревянной.
2.1. Сколько лет храму? Известно, что еще в 1749 году прихожане села Пожарки Алатырского уезда просили епархию о постройке новой церкви, взамен пришедшей в ветхость старой, которая вдобавок была холодной. В этом же году они просили разрешения на покупку колокола. Поскольку известно, что деревянные церкви служат не менее 100 лет, это значит, что уже в 1649 году в селе был храм.
Из документов, хранившихся при храме, известно, что первый деревянный храм в Пожарках был построен «тщанием» прихожан. В 1816 году этот храм вместе с селом сгорел дотла. В начале XIX века село принадлежало действительному тайному советнику и кавалеру князю Сергею Михайловичу Голицыну и его супруге Авдотье Ивановне, урожденной Измайловой. Её-то усердием и был построен новый каменный храм, доселе стоящий в селе. Но этому предшествовала долгая история. Получается, что храм этот имеет достаточно древнюю историю.
2.2. Княгиня Е.И. Голицына (Измайлова), основательница каменного храма.
Евдокия или Авдотья Ивановна Голицына, урождённая Измайлова (4 августа 1780 - 18 января 1850), известная под прозваниями «ночная княгиня» и «княгиня полуночи», - одна из красивейших женщин своего времени, хозяйка литературного салона. До 1809 года — жена князя С. М. Голицына, владельца усадьбы Кузьминки.
Молодые годы. Евдокия родилась в богатой знатной семье Измайловых, которая находилась в родстве с высшей аристократией: Юсуповыми, Вяземскими, Гагариными, Нарышкиными. Её отец, генерал И. М. Измайлов, начал службу в 1740 году и продолжил её в кирасирских полках, в день коронации Екатерины II исключен был из службы за преданность Пётру III, но впоследствии дослужился до сенатора. Мать Александра была родной сестрой знаменитого знатока искусств князя Н. Б. Юсупова. Красоту свою Евдокия унаследовала, очевидно, от своих татарских предков по линии матери.
Евдокия рано осиротела, и вместе с сестрой Ириной, в замужестве Воронцовой, воспитывалась в доме бездетного дяди своего - сенатора М. М. Измайлова, который ведал всеми строительными работами в Кремле и реставрацией памятников московской старины.
В доме дяди Евдокия получила блестящее для женщины того времени образование. Она была красива, умна и немного взбалмошна. Когда её стали вывозить в свет, она привлекала внимание многих.
Замужество. 19 июня 1799 года, по желанию императора Павла I, мужем Евдокии Измайловой стал князь Голицын Сергей Михайлович. При своём огромном богатстве, простоватый, добродушный и некрасивый муж не мог заинтересовать блестящую Евдокию Ивановну. Он же считал её очень красивой, но взбалмошной и весьма странной.
В 1800 году князь С. М. Голицын подвергся гневу Павла I и уехал с женой в Дрезден. В 1801 году он вернулся в Россию, а Евдокия Ивановна, оставшись в Дрездене, написала мужу письмо, где объявила, что так как брак её был вынужденный, то она больше не согласна на совместное житьё. Вместе с сестрой и её малолетним сыном княгиня Голицына прожила несколько лет за границей, странствовала по Европе и всюду занимала публику, как красотою своею, так и отступлением странным от всех принятых в общежитии правил. Князь пытался сблизиться с женою, но все его старания были тщетны. Окончательный разрыв состоялся в 1809 году.
А. Я. Булгаков писал брату из Неаполя в 1803 году: «На сих днях приехала сюда княгиня Голицына. Она прекрасна: чёрные волосы, чёрные брови и чёрные глаза, зубы диковинные, рот, осанка прекрасны, хотя и дурно держится, только нос нехорош; одевается, говорит, смотрит — всё странно и не так, как другие. Весь Неаполь о ней говорит: она похожа на принцессу моей души; все здешние красавицы от неё упали и приуныли».
|
|
|
В это же время Евдокия Ивановна встретила Михаила Петровича Долгорукова, флигель-адъютанта Александра I. Красивая наружность князя Михаила, острый ум, пылкое воображение и любезность в обхождении пленили молодую Голицыну. Она влюбилась и была верна своей сердечной привязанности к Долгорукову долгие годы.
Михаил Петрович отвечал взаимностью княгине Голицыной. Для него Евдокия Ивановна просила развода у мужа, но князь Голицын его не давал. Эпоха нестрогих нравов (ведь пример свету подавал сам царь Александр) помогла влюбленным прожить счастливо несколько лет, не лишившись уважения высшего общества. Это была красивая пара. К несчастью, это же была и эпоха великих войн. В 1808 году во время войны со Швецией князь Долгоруков был убит. Евдокия была безутешна. Много лет спустя она отплатила мужу, отказав ему в разводе, когда он задумал жениться на фрейлине А. О. Россет.
После падения Бонапарта она ведет споры о будущем России и Европы в Париже с умнейшими людьми того времени: М.Ф. Орловым, М.С. Воронцовым, братьями А. и С.И. Тургеневыми.
Хозяйка салона. В 1816 году после возвращения из Европы княгиня Голицына становится хозяйкой Петербургского салона. Ее дом на Большой Миллионной превращается в некий храм искусств, расписанный лучшими художниками эпохи. Ничего от быстротекущей моды, – все просто, величаво и оригинально до невозможности. Хозяйка принимает гостей в одеяниях, которые заставляют вспоминать не журналы парижских мод, а картины из жизни Древнего Рима. Но в беседах при этом царит дух просвещенный и отчасти даже республиканский. Однажды она даже составила записку, в которой изложила свои взгляды на устройство России. Она считала необходимым введение конституции, которая бы гарантировала права и свободы всех граждан страны, за что друзья стали называть между собой Голицыну конституционной (constitutionelle).
В столице княгиню прозвали «Princesse Nocturne». Дело в том, что княгиня имела некоторые странности и, например, не принимала в своём салоне ранее десяти часов вечера. По рассказам, она боялась ночи, так как однажды известная гадалка Ленорман предсказала ей, что она умрёт ночью.
Днём Евдокия Ивановна спала, а к полуночи в доме её на Миллионной улице под № 30, а летом на даче её, на Неве, собирался избранный кружок её друзей. Салон Голицыной посещали все знаменитости того времени, как приезжие, так и отечественные. Среди них были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, князь П. А. Вяземский. Беседы у княгини отличались большой свободой и непринуждённостью. Вот как говорит про неё князь П. А. Вяземский:
«Княгиня Голицына была в своё время замечательная и своеобразная личность в петербургском обществе. Она была очень красива, и в красоте её выражалась своя особенность. Не знаю, какова была она в первой своей молодости, но и вторая, и третья молодость её пленяли какою-то свежестью и целомудрием девственности. Чёрные, выразительные глаза, густые тёмные волосы, падающие на плеча извилистыми локонами, южный матовый колорит лица, улыбка добродушная и грациозная: придайте к тому голос, произношение необыкновенно мягкое и благозвучное… вообще красота её отзывалась чем-то пластическим, напоминавшим древнее греческое изваяние. В ней ничто не обнаруживало обдуманной озабоченности, житейской женской изворотливости и суетливости. Напротив, в ней было что-то ясное, спокойное, скорее ленивое, бесстрастное».
Была ли княгиня умна? Все тот же князь П. Вяземский отмечает, что она была, скорей, «умной за других». Иными словами, она оказалась гением умного и любезного общения.
После смерти Долгорукого доброе имя Евдокии Ивановны осталось безупречно неприкосновенным. Её независимость держалась в рамках строгой нравственности. Тот же Вяземский отмечает, что в самой красоте Голицыной было что-то целомудренное в зрелые даже годы. Несмотря на это, на своём веку внушила несколько глубоких привязанностей. Среди её верных поклонников был Михаил Фёдорович Орлов. Орлов находил много общего с княгиней во взглядах на русскую историю, на роль народа в ней. Карамзин называл её Пифией, а Пушкин воспел её в стихах.
А. С. Пушкин и княгиня Голицына. В 1817—1820 годах молодой Пушкин, Александр Сергеевич часто посещал салон «Ночной княгини». Карамзин о пылкой страсти Пушкина писал следующее: «Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви…»
Известны три стихотворения Александра Сергеевича, обращённые к княгине Голицыной.
«К ***»:
«Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди любви я часто омрачен,
Зачем на все подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон;
Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселую любовь
И никого не называю милой:
Кто раз любил, уж не полюбит вновь;
Кто счастье знал, тот не узнает счастья,
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно».
Второе было приложено к оде «Вольность» в 1819 году:
«Простой воспитанник природы,
Так я, бывало, воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю, —
И что же?.. Слабый человек!..
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю».
Третье стихотворение – «Краёв чужих неопытный любитель...»:
«Краёв чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моём
Где верный ум , где гений мы найдём?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина – не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринуждённый,
Блистательный, весёлый, просвещённый?
С кем можно быть не хладным, не пустым?
Отечество почти я ненавидел –
Но я вчера Голицыну увидел
И примирён с отечеством моим».
Конечно, очень надолго он у ног княгини не задержался, – тем паче, что писал тогда, как известно, стихи, а Голицына… трактат по математике! И хотя уже влюбленные современники назвали это дамское рукоделие «полным бредом», все же Голицына своих занятий математикой не оставила до самой смерти…
В беловом автографе стихотворения Пушкина «Краев чужих неопытный любитель…» фамилия Евдокии написана как «Галлицина». Исследователь Сергей Шумихин выдвинул предположение, что таким образом Пушкин высмеивал ультрапатриотические настроения княжны, в салоне которой при этом общались на французском языке.
Последние годы. В последние годы своей жизни Евдокия Ивановна дружила с выдающимися математиками и даже издала собственные сочинения по математике на французском языке - «совершенное сумасбродство», по отзыву А. Тургенева. Профессор математики академик В. Я. Буняковский, заметил: «Голицына барыня умная, но в сочинениях своих не обнаруживает, к сожалению, ничего математического».
В 1830-х годах Голицыну у князя В. Ф. Одоевского встретил В. В. Ленц и описал её так: «Старая и страшно безобразная, она носила всегда платья резких цветов, слыла учёной и, говорят, вела переписку с парижскими академиками по математическим вопросам. Мне она показалась просто скучным синим чулком».
В 1840-х годах Евдокия Ивановна уехала в Париж. Там она продолжала свои философско-математические занятия, увлекалась по-прежнему и литературой. А. И. Тургенев, посетивший Голицыну в 1844 году в Париже, сомневался в нормальности её умственных способностей, к тому же время сделало своё дело; оно не пощадило и её красоты, превратив «небесную» княгиню в «страшную» старуху. Однако говорили, к ее мнениям прислушивался крупнейший литературный критик Сент-Бев…
В 1845 году, когда княгиня находилась в Петербурге, в городе гостил О. де Бальзак. Голицына не была с ним знакома, но в полночь прислала за ним карету с приглашением к себе. Однако… творец «Человеческой комедии» оскорбился и написал ей: «У нас, милостивая государыня, посылают только за врачами, да и то за теми, с которыми знакомы. Я не врач».
Под старость Евдокия Ивановна отличалась большой набожностью.
Скончалась княгиня Голицына 18 января 1850 года в Петербурге и была похоронена в Александро-Невской лавре. По её завещанию была сделана надпись на её могиле: «Прошу православных русских и проходящих здесь помолиться за рабу Божию, дабы услышал Господь мои теплые молитвы у престола Всевышнего, для сохранения духа русского».
Любопытные факты:
Изучая биографию Е.И.Голицыной, я сделал вывод, что, скорее всего, решение построить храм пришло к ней вследствие её увлечения патриотизмом и желанием хранить всё русское, а также усиливающейся с годами глубокой набожностью.
2.3. Князь С.М. Голицын – муж Е.И. Измайловой. Сергей Михайлович Голицын (9 июля 1774 - 7 февраля 1859) - яркая личность грибоедовской Москвы, владелец и устроитель усадеб Кузьминки и Гребнево, прозванный «последним московским вельможей».
Служба. С.М.Голицын - представитель самой вельможной ветви рода Голицыных; внук генерал-адмирала М. М. Голицына. Младший сын Михаила Михайловича, генерала-поручика и камергера, и баронессы Анны Строгановой, старшей дочери и наследницы богатейшего промышленника А. Г. Строганова.
Ещё в детстве был записан на военную службу в Измайловский лейб-гвардии полк. В 1795 году дослужился до чина капитана. С 1796 года стал придворным камергером императора Павла I. Вот некоторые из должностей, которые занимал Сергей Михайлович:
18 ноября 1807 года Сергей Михайлович Голицын был назначен почётным опекуном Воспитательного дома, Московского опекунского совета и членом совета при московском училище Св. Екатерины, управляющим Александровским училищем и главным директором Голицынской больницы, основанной по завещанию его дяди Александра Михайловича.
Проникнутый благочестием, он вёл оживлённую переписку с императрицей Марией Фёдоровной (в основном по делам богоугодных заведений) и состоял в дружеских отношениях с митрополитом Филаретом. Как человек, опытный в придворной жизни, Голицын давал митрополиту советы, как вести себя в отношениях со светскими властями.
Члены императорской фамилии неоднократно, в знак признательности за его добросовестную службу, дарили князю Сергею Михайловичу свои портреты, украшенные бриллиантами. В 1852 г. Голицын получил высший чин по Табели о рангах (уровень государственного канцлера и генерал-фельдмаршала).
Частная жизнь. В 1799 году, по настоянию императора Павла, князь женился на Авдотье Измайловой, в 1809 году она покинула его. Голицын имел вблизи Москвы свое любимое имение - Влахернское, или Кузьминки, «где … постоянно проводил почти половину года, от начала мая до поздней осени». Также ему принадлежало в Московском уезде село Котельники и имение в Ярославской губернии. Собственно же в Москве ему принадлежало владение на углу современного Камергерского переулка и Тверской улицы.
В начале 1830-х сватался к фрейлине А. О. Россет, который была на 35 лет его моложе. Позднее она вспоминала, что уже смирилась «с мыслью идти замуж за старика и поселиться в Москве с пятью старухами, его сёстрами», но брак не состоялся из-за противодействия жены, Авдотьи Ивановны, которая «ему напомнила, что долг платежом красен: когда в молодости она просила разводной, муж на это не согласился, а теперь она не согласилась».
От турчанки, вывезенной с театра военных действий, имел дочь, Екатерину Павловну Розенгейм. Она воспитывалась в доме княгини Т. В. Голицыной и была выдана замуж за Б.К. Данзаса, директора департамента министерства юстиции.
В преклонном возрасте Сергей Михайлович неформально почитался за главу рода Голицыных и платил пенсии многим из нуждающихся своих родственников, иногда весьма дальних. Унаследованное от матери состояние позволяло ему заниматься благотворительностью. Он привечал выпускников Воспитательного дома и оплачивал некоторым из них обучение в университете. По субботам к нему в дом со всех сторон сходились нищие за милостыней. По словам великого князя Николая Михайловича, «Не отличаясь большим и глубоким умом, Голицын тем не менее сумел создать себе в Москве весьма почётное положение и был одним из самых уважаемых московских старожилов».
Окончание жизни. 7 февраля 1859 года князь Сергей Михайлович Голицын скончался. Литургию над его гробом служил митрополит Филарет. Похоронен Сергей Михайлович в усадебной церкви. За неимением детей все свое состояние он оставил сыну покойного своего брата Александра - Михаилу, тайно перешедшему в католичество и жившему преимущественно за границей. Его наследство заключало в себе до 25 000 душ крестьян, заводы, соляные варницы, ценные бриллианты и множество движимого имущества.
Таким образом, незлобивый и необидчивый Голицын вполне мог оставить своей жене имение в Кочко-Пожарках и разрешить ей делать там всё, что вздумается. Пользуясь великодушием мужа, княгиня решила помочь местным русским крестьянам, нуждающимся в строительстве христианской церкви.
2.4. Строительство каменного храма. В 1820 году княгиня Голицына из Санкт-Петербурга пишет прошение Епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею (в миру М.И. Близнецову-Платонову): «Имея обязанность пещись о благосостоянии крестьян моих, я первым долгом прошу Ваше Преосвященство о позволении соорудить церковь в деревянном господском доме в селе Пожарки. Соорудить до того времени, пока крестьяне не в состоянии будут соорудить у себя приходскую каменную церковь». Дело в том, что пожарские крестьяне на долгое время были отлучены от исполнения церковных треб. Это было вызвано отдаленностью от других приходов, особенно во время весеннего разлива реки Пьяны. Епархиальное же руководство не могло решить этот вопрос без разрешения Святейшего Синода. Из Святейшего Синода приходит Указ о вызове благочинного и управляющего княгини Голицыной для дачи показаний о побудительных причинах к устроению домовой церкви. Благочинный Сергачской округи села Пожарок Петр Михайлов, княгиня Голицына, бурмистр Михаил Григорьев показали: «…домовая церковь впредь до выстроения каменной нужна потому…
1) хотя от одного села Пожарок город Сергач отстоит расстоянием в четырех верстах, но как между оными Сергачом и Пожарками течет река, называемая Пьяною, от наводнения которой во время весеннего времени бывает обширное разлитие воды не менее как версты на три и продолжается более шести недель… Пожарские жители во время оного претерпевают великую нужду… во всю святую Пасху и прочие праздники лишаются слушания Божественной Литургии и Слова Божьего;
2) оное село с другой стороны окружается татарскими деревнями, из числа коих в семи деревнях имеют жительство новокрещеные татары, которые состоят в Пожарском приходе, но как нет в оном селе Пожарках церкви пятой уже год, отчего новокрещеные в церковь для слушания Слова Божьего не ходят, а потому предвидится опасение, дабы проживают вместе с некрещеными татарами, впредь не возымели склонности к … от веры христианской отступлению;
3) к устроению домовой церкви две способных палаты имеются деревянных, из которых в первой хранится церковное имущество, а вторая потребна к священно служению, убранство имеется в довольстве».
В феврале 1821 года от Моисея, Епископа Нижегородского и Арзамасского, в Синод отправляется рапорт: «… в Пожарском приходе 733 души, которые не могут нести значительные затраты на строительство храма. Предлагаю, вести строительство в течение шести лет при условии сбора с крестьян и доброхотных дателей в год по 2000 рублей, если притом, и сама госпожа Голицына своим личным пособием умножит сию сумму». Исходя из вышеизложенного, просит просительнице княгине Голицыной разрешить устроить «в одной из палат домовую церковь с подвижным антиминсом для священно служения и исправления мирских треб», с тем, однако, чтобы церковь эта существовала не долее шести лет, пока не будет сооружена каменная.
Новый каменный храм сооружался и благоустраивался в течение 14 лет исключительно на средства княгини Голицыной и под ее руководством. В 1835 году он был освящен с благословления епископа Нижегородского и Арзамасского Иоанна (М.С. Доброзракова) во имя Святителя и Чудотворца Николая, как и старый деревянный. Храм был красивый по архитектуре, особенностью его поныне является то, что освещается он через окна в купольной конструкции. Особым украшением и утварью храм не был богат, но хранил в себе священную драгоценность - часть кости св. Иоанна Крестителя, принесенную в дар церкви княгиней Е.И.Голицыной. Перед этой святыней служилось очень много молебнов не только для пожарских прихожан, но и для жителей соседних сел и деревень. До сих пор в селе среди старожилов бытуют воспоминания об этой святыне, и надежда на то, что она сохранилась, помогает пожарцам в их благих делах.
Итак, в 1835 году состоялось освящение храма святителя Николая. Не слишком вычурный в плане архитектуры и не имеющий большого богатства, он всё же обладал уникальными особенностями и хранил уникальные святыни. Но самое главное – он удовлетворял религиозные нужды жителей села, которые до его строительства не имели возможности регулярно посещать богослужения.
2.5. История храма в XIX – XX веках. В состав пожарского прихода, кроме самого села, еще входили приписные крестьяне, проживающие в татарской деревне Семеновской (30 душ), «вывезенные из сибирской губернии бывшей владелицей Е.Я. Березиной, которая имела в д. Семеновской небольшое имение, коим наделили своих крепостных крестьян», а также новокрещёные из татар «деревень Трех Озер, Уразовки, Семеновской и Пошаговой - всего в количестве 243 душ». В 1866 году эти новокрещёные от христианства отпали.
Николаевский храм в разное время посетили нижегородские Архипастыри: Иаков, Иеремия, Антоний, Иоанникий. В 1855 году владыка Иеремия (Иродион Иванович Соловьёв), обозревая епархию после освящения Дамаскинской церкви в Сергаче, осмотрел и Пожарский храм, очень ему понравившийся, однако, обратив внимание на обветшалую ограду, «сделал строгий выговор прихожанам за такое нерачение». Потом он изъявил желание побывать в татарском селе Кочки-Пожарки, где посетил мечеть и собственноручно оделил бедных татар деньгами. Владыка Антоний останавливался в доме приходского священника о. Иоанна Флерова, с которым долго беседовал о прихожанах и, главным образом, о новокрещеных татарах. В 1875 году предупрежденные о приезде Владыки Иоанникия прихожане задолго до его приезда вышли на встречу за село, а когда экипаж поравнялся с ними, все пали на колени, чем заслужили его особое внимание.
Более 20 лет существовал при храме хор певчих, организованный детьми священника Флерова.
Храм в советское время был закрыт в 1935, по другим сведениям — в 1937 году, долгое время пустовал, разрушаясь; в послевоенные годы в нем колхоз устроил склад, иконы и утварь исчезли, паникадило было сдано во «Вторчермет».
В 1990-1993 годах стараниями жителей села и их родственников, уехавших в разные города, а также с помощью колхоза «Красная нива», элеватора, промкомбината «Феникс», завода железобетонных конструкций, асфальтного завода, Кочко-Пожарского ремзавода, воинской части и других организаций храм был восстановлен и теперь служит людям.
Таким образом, как и многие другие церкви в тяжёлый советский период 1920-40 годов, храм святителя Николая был закрыт и заброшен. Лишь в 1990-е годы его вернули верующим.
2.6. Состояние храма в наши дни. Церковь стоит в центре Пожарок. Так как храм - символ православной веры, он должен отличаться с такой красотой, которой никогда не видел. Но его вид в наши дни оставляет желать лучшего. Церковь сделана в стиле корабля, что означает: храм, подобно кораблю, ведёт к морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Богослужения в храме совершаются в субботу вечером (17.00) и в воскресенье утром (9.00) каждую неделю, и в большие церковные праздники. Совершаются таинства крещения и венчания.
18 июля 2015 г., в неделю 7-ю по Пятидесятнице, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан совершил утреню в храме в честь святителя Николая Чудотворца с. Пожарки Сергачского района. Архипастырю сослужил настоятель храма иерей Георгий Бобров. На богослужении молились глава местного самоуправления, председатель Земского собрания Евгений Соколов, глава администрации Сергачского района Николай Субботин, глава администрации с. Пожарки Сергей Потапов и директор ОАО “Сергачский элеватор” Николай Лакеев.
По указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Силуан возвел иерея Георгия Боброва в сан протоиерея. После окончания богослужения настоятель храма поблагодарил преосвященного владыку за посещение паствы. Глава администрации Николай Субботин преподнес архиерею букет белых роз и выразил признательность: «Спасибо вам, что вы несете нам свет, радость, любовь, укрепляете наши души… Наши сердца очень рады вашему визиту».
Преосвященный владыка привел в пример жителям села благочестие их предков, которые строили большие храмы на Сергачской земле, и затронул тему просвещения, так как, по словам епископа, «у нас многие крещеные, но не просвещенные». Он призвал всех тщательно посещать храм Божий в воскресные и праздничные дни и изучать Закон Божий. Также епископ и руководство района ознакомились с проектом иконостаса для Никольского храма и открыли сбор средств для его изготовления.
Таким образом, храм постепенно развивается и восстанавливается, есть перспективы его развития. Но работа продвигается медленно. Нужно больше усилий верующих не только Сергачского благочиния, но и верующих всей епархии, чтобы привести его в процветающий вид.
Глава 3. Связь истории храма святителя Николая Чудотворца и моей семьи.
Как же я и моя семья связана с Нижегородской Землёй и именно с этим храмом? В селе Кочко-Пожарки жил мой прапрапрадедушка священник Архангельский Михаил Павлович. Вот какую информацию о нём информацию я нашёл в главном архиве Нижнего Новгорода.
Биография прапрапрадеда. Михаил Павлович Архангельский родился в 1864 году. Его отца звали Павел Андреевич Архангельский, и он был местным священником. Решив пойти по стопам отца, Михаил Петрович поступил в Нижегородскую духовную семинарию и окончил курс 30 ноября 1885 года по второму разряду. 2 февраля 1886 года он был посвящён во священника, унаследовав приход в селе Пожарки. С января 26 числа 1887 года Михаил получает должность законоучителя в Пожарском сельском училище, в 1888 году - должность катехизатора. С 7 октября 1894 года по август 1896 года он работал секретарём при Сергаченском отделении Епархиального Училищного совета. В 1898 году состоял смотрителем свечной лавки с 27 января 1905 года был судебным следователем. В апреле 1906 года стал благочинным в Сергачском уезде первого округа. В Первой мировой войне не участвовал, взысканиям по суду не подвергался, на учёте и следствии не стоял, за штатом или без места не был.
Имел награды:
Семья М.П. Архангельского: жена Александра Иванова, дочь священника Иоанна Никитовича Флерова. Сыновья: Алексей, Николай, Василий, Пётр, Иоанн. Дочери: Татьяна, Анна, София. Всего в семье было 8 детей.
Служил М.П.Архангельский в храме Кочко-Пожарок с 1886 года, но сохранившиеся ведомости ведутся с 1893 года.
Ведомость о церкви Николаевской Сергаченского уезда села Пожарки за 1914 год:
«1.Построена в 1835 году тщанием губерний послушницы княгиней Голицыной (место и день освещения не известны).
2.Здание каменное, капитального ремонта не было, холодное, с колокольней.
3.Престол в ней один - во имя Святителя Николая Чудотворца.
4.Утварь посредственна.
5.Причта при сей церкви: священник, дьякон, псаломщик.
6.Земли при сей церкви пахотной и сенокосной 32 десятины. Земли эти находятся в бесспорном владении причта. Записаны в утверждённом хранённом обеспечении, который в целостности хранится в церковном архиве. Плана на церковную землю нет. Качество земли среднее. Средний доход ею приносящий: сдаётся вся в аренду, выгода по условию ежегодно.
7.Дома церковнослужителей деревянные, построены на свои средства и составляют собственность причта. Других зданий, принадлежащих их церкви нет.
8. Состояние домов хорошее.
9. Домов кладбищных и молитвенных нет.
10. Приходные расходные книги о суммах свечной и церковной лавки за шнуром и печатью Духовной Консистории даны с 1894 года, ведутся исправно, хранятся в целостности.
11. Исповедные росписи находятся в целости с 1812 года
12. Книги до церковного круга подлежащим есть все.
13. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных 127 томов.
14. Церковные деньги в целостности за ключом церковного старосты и печатью церковной; не подвижной суммы 800 рублей, а билет находится в целостности, положен на имя церкви в Сергачской сберегательной кассы Государственного банка за № 829 лич.
15. Имеющиеся в приходе школы: Земская 2го класса комплектная, выстроена и открыта в 1912 году.
16. В 1913 учебном году обучалось «100» мальчиков и «30» девочек.
17.При церкви состоит староста: Василий Федорович Тютин. Работает с 1898 года.
Вместе с моим прапрапрадедом служили: диакон Георгий Львович Кудрявцев и псаломщик Павел Михайлович Милославский.
Георгий Львович Кудрявцев - сын священника, учился в Арзамасском Уездном училище. С января 1883 по март 1886 года был надзирателем воспитанников Нижегородского училища. 28 сентября 1886 года был посвящён в диакона.
Павел Михайлович Милославский – сын диакона. Учился в Лукьяновском городском училище. Был учителем школы в селе Ульяново Лукьянского уезда. Затем его посвятили в стихари.
Дети моего прапрапрадедушки. Старшая дочь Татьяна (1887 г.р.) обучалась в Лысковском Духовном училище. В 27 лет вышла замуж за Василия Ивановича Македонского, священника Лукьянского уезда Нижегородской области.
Дальше по старшинству идёт сын Алексей (1888 г.р.) Он закончил Нижегородскую Духовную Семинарию, затем работал учителем в земской школе.
Анна Михайловна Архангельская родилась в 1890 году. Окончила Нижегородское Епархиальное женское училище. Вышла замуж в 23 года за священника А. Алфеева.
Архангельская София Михайловна родилась в 1892 году. Также окончила Нижегородское Епархиальное женское училище. В 21 год вышла замуж за священника А. Троцкого.
Архангельский Николай Михайлович (предположительно мой прапрадед) родился в 1895 году, с 19 лет обучался в 4 классе Нижегородской Духовной семинарии.
Архангельский Василий родился в 1899 году, с 14 лет обучался в Лысковском Духовном училище.
Архангельский Пётр Михайлович родился в 1903 году. С 11 лет обучался в первом классе Лысковского Духовного училища.
Архангельский Иоанн Михайлович - самый младший из всей семьи. Родился в 1909 году. В 1914 году ему было только 5 лет, и он находился при родителях.
Изучая судьбу детей моего прапрапрадеда, я заметил одну особенность: все они были православными, учились в православных училищах, школах и духовных семинариях. Дочерей он выдавал замуж только за священников.
Хотелось обратить особое внимание на то, что тяжёлый период репрессий коснулся и нашей семьи. Так, один из внуков моего прапрапрадеда – Архангельский Михаил Николаевич - также был священником (протоиреем) Никольской церкви с. Пожарки Сергачинского первого благочинного округа и одновременно смотрителем свечной лавки. Он был награжден саном протоирея. Согласно Книге Памяти: «С 1893 г.р. 06. 01, уроженец с. Александрово Гагинского р-на, сын священника о. Николая Павловича (1869 г.р.), житель с. Архангельское, Шатавского р-на, священник, житель г. Сергач, арестован 17.11.1937 г. и приговорен «Тройкой» к ВМН [высшая мера наказания – расстрел]. Приговор исполнен -14.12.1937 г».
Таким образом, история моей семьи тесно связана с историей храма святителя Николая Чудотворца и селом Кочко-Пожарки, так как мои родственники по отцовской линии жили здесь и представляли собой местную священническую династию. Когда моему отцу было 12 лет, его семья покинула эти места и переехала в Чувашию. В Чувашии я родился, там прошло моё детство. Лишь недавно мы вернулись в Нижний Новгород, ближе к корням своего рода.
Заключение
В ходе исследования я выяснил, что храм села Кочко-Пожарки достаточно древний, обладает некоторыми неповторимыми архитектурными особенностями, хранил в себе уникальную святыню, был связан со знаменитыми в XIX веке князьями Голицыными и особенно с княгиней Е.И. Голицыной, известной как хозяйка литературного салона, привлекающая своей необычностью многих мыслителей и поэтов. Храм был необходим русским жителям села, живущим в окружении татарских мусульманских общин, и честно выполняет свою духовную роль по наши дни. Священники этого храма учили детей в земской школе, преподавали Закон Божий. Служили здесь и мои родственники – Архангельские, предки по отцовской линии. Моя гипотеза о важности и нужности этого храма для развития духовной жизни края подтвердилась.
Я считаю, что для дальнейшего обустройства храма необходимо расширять интерес к его истории, к истории изучаемого мною села, и к истории нашего края и малой родины в целом. Чем больше мы будем говорить о таких населённых пунктах и находящихся в них памятниках истории и культуры, тем больше таких объектов сумеем спасти от разрушения и забвения. Ведь из таких малых объектов складывается общекультурное наследие нашей страны и её многонационального народа.
Я выполнил цель моей работы – рассказать о храме святителя Николая Чудотворца села Кочко-Пожарки, чтобы привлечь общественность к сохранению православных святынь и других памятников культуры нашего края.
Список источников и литературы:
1. А.М. Орлов, «Нижегородские татары» - Нижний Новгород, 1996.
2.История исламских общин Нижегородской области /Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. - Нижний Новгород, 1998.
3.http://www.myslim.ru/avyl/pozharki.htm Татарские сёла Нижегородчины. Кочко-Пожарки.
4.Знаменитые россияне 18-19 веков. Биография и портреты - СПб.: Лениздат, 1996.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Княгиня Евдокия или Авдотья Ивановна Голицына.
6. http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=87/ Былого века львицы… и девицы. Литературные салоны в России в первой половине 19 века.
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Князь Сергей Михайлович Голицын.
8. Великий князь Николай Михайлович //Русские портреты XVIII и XIX столетий. Выпуск 2, № 177.
9. П. Ф. Карабанов. Списки замечательных лиц русских /[Доп.: П. В. Долгоруков]. - М.: Университетская типография, 1860.
10. http://sergach-blag.cerkov.ru/xram-nikolaya-chudotvorca/ Храм свт. Николая Чудотворца, с. Пожарки.
11. http://lyskovskaya-eparhya.ru/2015/07/18/pozharki/ 18 июля 2015 г., в неделю 7-ю по Пятидесятнице, епископ Силуан совершил утреню в Никольском храме с. Пожарки.
12. Книга памяти: т. 2. стр. 133, Ф. 1016, оп.1, ед.хр. 4,8,9 за 1917-1918 гг., оп.2, ед. хр. 16 за 1922 г.
Приложения
1. С.М.Голицын
2. Портрет А. И. Голицыной. Художник А.Е.Егоров.
3.. Е.И. Голицына.
5. Соборная мечеть села Кочко-Пожарки.
6.Карта села Кочко-Пожарки.
7.
Храм святителя Николая Чудотворца с. Кочко-Пожарки.
8. Епископ Лысковский и Лукояновский Силуан совершает утреню в храме в честь святителя Николая Чудотворца с. Пожарки Сергачского района.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна